Библиографическое описание:

Зимина К. И. Связь развития креативности и наличия симптоматики компьютерной аддикции у подростков // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 787-789.

Постановка проблемы. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей — объективная реальность современности. Практически остались в прошлом традиционные формы общения (телеграф, переписки и т. д.). Но компьютеризация человеческих отношений, кроме прогрессивного эффекта имеет и негативные последствия. Исследования в этой области ведутся сравнительно недавно и преимущественно зарубежными психологами.

Виртуальное пространство компьютерной сети Интернет давно перестало быть только огромным хранилищем разнообразной информации, доступной из любой точки мира. Благодаря новым техническим возможностям Интернет превратился в среду активности огромного количества людей, существующую по собственным, весьма специфическим законам. Сейчас о виртуальном пространстве уже можно с уверенностью говорить как о новой реальности, новой сфере жизнедеятельности человека, фактически как об отдельном, отличном от реального, мире.

В настоящее время компьютер уже не является технической недостижимой новинкой, а стал для многих предметом первой необходимости. Трудно переоценить все удобства, связанные с возможностью использования компьютеров и Интернет-ресурсов. Но с ними в жизни человека входят и новые проблемы. Данная тема стала актуальной в нашей стране, прежде всего в рамках педагогики и возрастной психологии. И, прежде всего, это связано с современной государственной политикой, предусматривающую глобальную информатизацию всей сферы образования. А интернет-зависимость, как возможное следствие данной глобализации, имеет прямое влияние на психическое здоровье ребенка. Возникает патологическая склонность к работе за компьютером, которая проявляется в различных расстройствах личности, что часто приводит к значительной социальной дезадаптации зависимых лиц [1, с. 139].

Процесс взаимодействия сети Интернет и человека практически сразу привлек внимание специалистов в различных областях, изучающих человека и его активность — физиологов, медиков, социологов, философов, педагогов, психологов и т. д. Однако, несмотря на большую важность этой проблемы, изучена она крайне слабо, и возникает острая необходимость более глубокого ее осмысления. Это обусловлено тем, что с каждым днем растет количество новых пользователей компьютера, а соответственно, и количество зависимых от виртуальной информационной среды [16].

Значительная часть пользователей сети — дети, в основном подросткового возраста. Именно в подростковый период возрастает интерес ребенка ко всему новому, развивается внимание, воображение, происходит формирование психики взрослого человека.

Подростковый возраст наиболее сензитивен для возникновения компьютерной зависимости, поскольку сегодня развитие компьютерных технологий происходит очень быстро и дети в подростковом возрасте имеют широко развитые навыки работы с компьютером и сетью Интернет.

Проблема влияния компьютера и, в частности, зависимости от него в подростковом возрасте рассматривалась во многих отечественных и зарубежных работах по психологии, но положительное влияние компьютерной зависимости, а именно развитие проявления креативности у подростков с компьютерной зависимостью не было объектом отдельного исследования.

Анализ последних исследований и публикаций. Весомый вклад в разработку проблем осуществлен в работах С. К. Акимова, Т. С. Асланяна, Ю. Д. Бабаевой, Н. С. Лейтес, А. А. Марютиной, З. Н. Мелик-Пашаевой, З. Н. Новлянской, Е. Л. Болескиной, К. В. Бояровой, А. Е. Войскунского, А. В. Камарали, Т. В. Карабиной,, И. В. Бурлакова, М. Л. Кочиной, Л. В. Подрыгало, А. В. Яворского, Н. В. Корчаковой, А. Е. Мелоян, С. А. Шапкина, Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот.

Цель статьи — анализ проявлений и развития креативности у подростков с компьютерной зависимостью.

Изложение основного материала.

Психология зависимости занимает сегодня одну из самых актуальных и наиболее заметных областей в исследовательской деятельности психологов. Зависимость — одно из базовых переживаний человека. Она занимает важное место в его психической жизни. В рамках психической нормы существует целый спектр форм зависимости — родителей и детей, супругов, членов команды в бизнесе или спорте, учеников и учителей. Однако когда психологическая зависимость достигает патологических границ — человек теряет способность критически мыслить, соотносить свою жизнь с ценностями одной авторитетной личности или группы, разрушает важнейшие для него семейные и социальные связи и т. п. [14].

Л. М. Юрьева и Т. Ю. Бульбот выделили ряд психологических и физических симптомов: «Наличие как минимум пяти из ниже перечисленных симптомов свидетельствуют о компьютерной зависимости:

-                   получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером. Увеличение времени, проведенного за компьютером, и рост денежных расходов на компьютерную деятельность;

-                   покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера;

-                   изменения настроения во времена пребывания вне зоны компьютера / Интернета;

-                   появление тревоги, злости и депрессии вне зоны компьютера / Интернета;

-                   ощущение потери контроля и подавленности вне зоны компьютера / Интернета;

-                   постоянные мысли о компьютере или Интернете вне зоны компьютера / Интернета» [17, с. 137].

Изучение законов психического отражения и развития в условиях использования интернет-ресурсов позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и компьютера. В результате можно назвать как положительные, так и отрицательные эффекты взаимодействия человека и компьютера.

К положительным преобразованиям относятся:

-                   развитие креативного, творческого мышления;

-                   развитие логического, прогностического и оперативного мышления;

-                   усиление общих интеллектуальных способностей;

-                   адекватная специализация познавательных процессов;

-                   увеличение самооценки и уверенности в себе;

-                   формирование деловых достоинств.

К негативным личностным преобразованиям относятся:

-                   деформация личностной структуры;

-                   развитие деструктивных форм поведения;

-                   снижение интеллектуальных способностей при решении школьных задач;

-                   снижение гибкости познавательных процессов;

-                   формирование зависимого поведения;

-                   потенцирование судорожной активности.

Особое внимание нашего исследования привлекает влияние компьютерной зависимости на формирование креативных способностей.

Креативность, как общая творческая способность представляет собой способность личности генерировать уникальные и новые творческие замыслы, идеи. Креативность представляет собой процесс трансформации знаний (с ним связано воображение, флотация, генерирования гипотез), необходимый для любой деятельности.

В своих работах, исследователи креативности и интеллекта Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс подчеркивали, что креативность является общим атрибутом личности (способностью, диспозицией, чертой — в терминологии авторы имеют разногласия), что влияет на производительность творческого мышления независимо от сферы проявления личностной активности [9, с. 60–62].

Креативность является свойством, и актуализируется лишь в том случае, когда это позволяет окружающая среда. Именно поэтому креативность можно рассматривать как свойство, создаваемое по принципу: «если..., то».... Окружение, в котором креативность могла бы актуализироваться, имеет высокий уровень неопределенности и потенциальной вариативности (множество возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, вариантность обеспечивает возможность их накопления [15].

Согласно Дж. Гилфорду, специфическими признаками креативности являются:

-                   оригинальность (способность порождать неожиданные и небанальные решения);

-                   пластичность (способность к многочисленным решениям);

-                   подвижность (способность переходить от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения);

-                   семантическая спонтанная гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи в ситуациях, не имеющих ориентиров, подсказок для этих идей) [9, с. 444].

Стоит отметить, что формирование творческих способностей индивида может продолжаться в течение значительного периода жизни, однако именно в онтогенезе существуют оптимальные сенситивные возрастные периоды их формирования.

Как отмечает Н. С. Лейтес, развитие личностных креативных качеств происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от того, что будет взято из психических свойств, которые выступают ведущими в разные периоды детства, черты каких именно возрастов повлияют на черты креативного творческого мышления индивида в будущем [4].

Согласно данным отечественных и зарубежных психологов, креативность обусловливает независимое функционирование и формирование единственно цельного, неповторимого, индивидуального и творческого результата.

Л. С. Выготский отмечал, что «творчество — норма развития детей, особенность характера подростков, где внутреннее влечение к творчеству и воплощение внутренней тенденции к производительности, — отличительная черта переходного возраста» [8, с. 245].

Подростковый возраст, в определенном смысле является уникальным именно потому, что психика подростка находится в стадии активного формирования. Именно подростковый возраст отличается повышением познавательной активности, появлением мотивов к обучению, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью и продуктивно влияющих на другие познавательные процессы: интеллект и креативное мышление. В подростковом возрасте происходят изменения и в развитии самосознания, активности становления личности.

Выводы

Таким образом, в данной статье нами рассмотрены негативные и позитивные стороны влияния компьютерной зависимости на развитие психики подростка. К позитивным можно отнести развитие уровня креативности у подростков.

Дальнейшее исследование может быть направленно на поиск возможных альтернатив использования методов психологической коррекции при работе с компьютерной зависимостью: разработка тренинговых занятий по развитию творческого мышления и креативности в группах подростков с компьютерной зависимостью, разработка профориентационных программ для подростков с выраженными симптомами компьютерной зависимости.

Литература:

1.                  Акімов С. К. Психологічні аспекти діяльності особистості в мережі Інтернет // Зб. наук. пр. — Бердянськ, 2006. — N3. — С. 137–142.

2.                  Акімов С. К. Психологічні особливості поведінки користувача в мережі Інтернет як детермінанти кіберзалежності // Вісник. — К., 2006. — Вип.9. — С. 12–19.

3.                  Асланян Т. С. Інтернет-залежність — нова галузь досліджень у психології // Вісник. — Х., 2006. — Вип.16. — С.5–10.

4.                  Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина А. А., Мелик-Пашаев З. Н., Новлянская З. Н. Психология одаренности детей и подростков. — М.: Академия, 1996. — 416 с.

5.                  Болескина Е. Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. — 2000. — № 9. — С. 80–87.

6.                  Боярова К. В. Кібер-аддикція: ще один вид залежності // Вісник Харківського Національного Університету. Серія «Психологія». — 2003. — № 599. — С. 41–45.

7.                  Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под. ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. — С. 100–131.

8.                  Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244–268.

9.                  Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — С. 433–456.

10.              Камарали А. В. Влияние Интернета на психику человека // Якісна освіта XXI століття: проблеми і пошуки. — Донецьк, 2009. — Т. 1: Природничо-математичні науки. — С. 172–177.

11.              Карабин Т. В. Особливості міжособистісного спілкування в мережі «Internet» // Актуальні проблеми психології. Т. 1. Соціальна психологія. Психологія управління. Організаційна психологія. — К., 2002. — Частина 5. — С. 41–47.

12.              Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / І.В. Бурлаков, М. Л. Кочина, Л. В. Подригало, А. В. Яворский и др. // Укр.вісн. психоневрології. — 2001. — Т.9, вип. 1. — С. 109–112.

13.              Корчакова Н. В. Самопрезентаційна складова в Інтернет-спілкуванні підлітків // Наук. зап. — К., 2005. — Вип. 26, т. 2. — С. 354–358.

14.              Мелоян А. Е. Соціально-психологічні аспекти комп’ютерної залежності в підлітковому віці // Актуальні проблеми психології. — К., 2007. — Т.8: Психологічна теорія і технологія навчання, вип.3. — С. 166–173.

15.              Татьянчиков А. Дослідження факторів креативності в процесі адаптації підлітків до навчання в середній ланці школи // Гуманізація навчально-виховного процесу. — Слов’янськ, 2011. — Вип. 55, ч. 3. — С. 281–286.

16.              Турецька Х. Інтернет-залежність як предмет психологічного дослідження // Вісник. — Львів, 2007. — Вип. 10. — С. 365–375.

17.              Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.– Днепропетровск: Пороги, –2006. — 196 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle