Библиографическое описание:

Котухов А. Н. Тенденции изменения и основные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1093-1098.

Россия как неотъемлемая часть мирового сообщества в своём развитии находится в процессе полномасштабной интеграции в мировое экономическое, политическое, образовательное и культурное пространство и перед страной стоит задача стать одной из ведущих держав в области науки, инновационных технологий и образования. В. А. Алексеенко утверждает, что главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, который во многом определяется образованием. Подготовка специалиста нового формата, максимально адаптированного к условиям единого экономического пространства должна решаться на уровне мировых стандартов через дальнейшее совершенствование содержания, методов и средств обучения [1].

Автор связывает глобализацию в профессиональном образовании, в первую очередь, с Болонским процессом, к положительным сторонам которого относит: универсализацию образовательных систем; расширение доступа к профессиональному образованию граждан в других странах; расширение мобильности студентов и преподавателей, стажировки, обмены. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в международных проектах и др.

Вместе с тем, А. И. Суббето обращает внимание на такую отрицательную сторону Болонского процесса, как настойчивое «навязывание» отдельными странами европейских ценностей «вестернизации», «культурного колониализма», нивелирующих ценности национальной идентичности т. д. В отечественную культуру и образование в последние годы протаскивается сформулированная Ж. Аттали модель космополита и «неокочевника», т. е. человека без корней в родной культуре, языке и национальной истории [2].

Подразумевая под понятием тенденции изменение состояния любой социальной системы под воздействием внешних факторов, автор выделяет следующие общие явно прослеживающиеся направления изменений в системе профессионального образования:

-          образование в современных условиях выступает в качестве международного института, что сделало более доступным его получение в любой стране мира;

-          образование вышло за рамки государства и приобрело такие ранее не свойственные ему черты как прагматизация, коммерциализация;

-          возросла потребность в специалистах нового формата: максимально адаптированных к условиям единого мирового пространства, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно выявлять и решать различные проблемы;

-          активное внедрение информационных технологий в образование открыло доступ к мировым образовательным ресурсам и инновационным методикам обучения, а также обеспечило возможность использования в образовательной деятельности больших объёмов информации, широкого применения интерактивных средств обучения.

Глобализация оказывает значительное влияние на пограничные органы, деятельность которых в изменившихся условиях приобретает новое содержание и новые функции. С одной стороны, сохранение целостности и суверенитета стран, обеспечение их национальной безопасности невозможны без стабильности на государственной границе и надёжности её охраны. С другой стороны, активизация и расширение международных экономических и политических связей, расширение единой таможенной зоны на постсоветском пространстве (СНГ) предполагает «прозрачность» внутренних границ государств-участников и повышает напряжение на их внешних границах. По утверждению А. В. Кулакова, для Российской Федерации именно постсоветское геополитическое пространство имеет особое значение. Это определяется, прежде всего, тем, что на территории СНГ сосредоточены жизненно важные интересы нашей страны в области политики, экономики, обороны и безопасности. В данном случае речь идёт о региональном геополитическом пространстве, которое непосредственно влияет на обеспечение пограничной безопасности России и обуславливает для нашей страны необходимость реализации «стратегии двух границ»: на собственно границе и на некоторых участках внешних границ стран СНГ [3].

Данное обстоятельство предполагает расширение сферы профессионального применения сотрудников пограничных органов. В связи с чем, новая образовательная стратегия вузов пограничного профиля фокусируется на подготовке специалиста способного к принятию ответственных решений, самостоятельной работе, обладающего высоким уровнем потенциальной обучаемости, коммуникабельности, владеющего иностранными языками, при этом руководствующимися в своей деятельности необходимыми ценностными установками.

Исходя из вышеизложенного автор ставит перед собой задачу определить основные тенденции изменения ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в современных условиях и обосновать значимость мировоззренческой составляющей, духовно-нравственных ценностей личности будущего офицера-пограничника для его профессиональной деятельности. В данном случае уместно утверждение В. В. Колотуши, который полагает, что выявление ценностных оснований определённого вида деятельности не носит произвольного характера и задается, в первую очередь, закономерностями социальной реальности, потребностями и интересами субъектов социального процесса [4].

Образовательная деятельность вузов пограничного профиля, в силу их особого предназначения, подвержена следующим специфическим тенденциям:

-          возрастает востребованность российских вузов пограничного профиля в качестве субъекта подготовки кадров для дружественных государств. Сегодня в вузах пограничного профиля РФ готовятся кадры для ряда бывших союзных республик и Монголии, а также широко практикуется обмен обучаемыми, образовательными технологиями и опытом подготовки офицерских кадров. Данная тенденция связана с необходимостью совместной охраны, в первую очередь, внешних границ СНГ по единым проверенным временем подходам, имеющим большой практический эффект критериям и требованиям, заложенным ещё в советский период;

-          происходит дальнейшая универсализация программ обучения, усложнение наук, составляющих основу подготовки офицеров-пограничников наряду с увеличением общего числа дисциплин гуманитарного блока и сокращением количества часов на изучение некоторых из них, а также возрастание значимости наук системологического цикла;

-          повышается значимость для профессиональной деятельности таких свойств личности будущего офицера-пограничника как способность быть коммуникабельными, политкоректными и толерантными, умение взаимодействовать и координировать свои действия с представителями сопредельных государств, осуществляющих совместную с нами охрану границы;

-          увеличивающаяся автоматизация и компьютеризация образовательной деятельности открывает субъектам широкий доступ к источникам информации, обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников способных эффективно использовать современнейшие автоматизированные средства охраны границы;

-          повышается необходимость в разработке и принятии новых стандартов и образовательных программ в соответствии с постоянно усложняющимися условиями образовательной деятельности и возрастающими требованиями к выпускнику: качеству его знаний и к его мировоззренческой и духовно-нравственной составляющей;

-          в условиях повышения значимости охраны морских границ возрастает потребность в подготовке сотрудников береговой охраны;

-          вырастает востребованность в подготовке технических специалистов. Средствами и объектами пограничной деятельности становятся автоматизированные системы технического контроля и идентификации, в связи с чем, возникла потребность в специалистах умеющих не только применять, но и обслуживать и эксплуатировать инженерно-технические средства охраны границы;

-          всё больше возрастает спрос на офицеров пограничного контроля, акцентирование внимания в ходе подготовки на развитие у них навыков и умений эффективного и качественного пропуска лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих границу, способности налаживать скоростные трансграничные транспортные потоки в местах интенсивного трафика, осуществлять репрезентативную выборку и квалифицировано распознавать возможных нарушителей;

-          увеличивается объём учебной и служебной информации, используемой субъектами в процессе образовательной и служебной деятельности, требующий развития навыков её анализа и обработки;

-          показатель качества деятельности вуза, подготовленности выпускника определяется через эффективность и качество его практической деятельности по месту последующей службы и др.

Автор выделяет и следующие специфические, менее характерные в прошлом тенденции, которые в современных условиях оказывают существенное влияние на изменение у субъектов образовательной деятельности ценностных оснований, факторы, которые определяются самим субъектом, его внутренним состоянием, в частности:

-          понимание того, что владение иностранными языками стало неотъемлемой составляющей образа офицера-пограничника. По утверждению А. В. Кулакова, по-настоящему революционные изменения происходят в сфере языкового общения. В качестве средств мирового общения всё большую значимость приобретают несколько ведущих языков, а английский получает статус мирового языка [5];

-          по мнению В. Б. Мешалкина, вследствие деформации в обществе системы нравственных ценностей, в том числе и профессиональных, изменилось содержание таких этических категорий, как ответственность, долг, совесть, честь [6];

-          усиление доминирования у субъектов ценностей прагматизма, рационализма, индивидуализма. Проявление эгоизма, как разновидности ценности. Всё возрастающее желание людей обрести существенное личное материальное благополучие; ориентация ряда субъектов на удовлетворение собственных интересов, целей и потребностей, прилагая к этому минимальные усилия; заинтересованность субъектов в получении образования только с целью достижения определённого статусно-материального положения, удовлетворения личных потребностей и запросов, наряду с частичным нивелированием понятия гражданской ответственности, воинского долга и почётности его выполнения и др.

Доминирование новых тенденций и ценностей индивидуализма, без сомнения, влияет на служебную деятельность пограничных органов. Поэтому образование в вузах пограничного профиля, в первую очередь, направлено на достижение двух главных целей:

-          передачу знаний, в процессе которой осуществляется приобретение субъектами профессиональной квалификации (компетенции);

-          формирование такого мировоззрения у сотрудников, которое обеспечит прерогативу общественно-государственных ценностей и интересов при выполнении служебных задач связанных с национальной безопасностью страны.

Показателем высокого уровня подготовки специалистов сегодня, прежде всего, является их компетентность.

Считается, что компетентность сотрудников определяется высоким уровнем образованности эрудированности, обладания выпускниками необходимым объемом навыков и умений. Автор считает, что наряду с перечисленным её, прежде всего, следует рассматривать как совокупность личностных и специфических профессиональных качеств военнослужащего, позволяющих ему принимать выверенные решения по охране границы, квалифицировано управлять личным составом, применять вооружение, информационные и технические средства. Более того, компетентный сотрудник пограничных органов должен быть способен организовывать и проводить мероприятия по профессиональной подготовке подчиненных, осуществлять повседневную служебно-хозяйственную деятельность.

По утверждению В. С. Грехнева, именно компетентность как совокупность способностей творчески осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности лежит в основе ценности современного образования [7].

Компетентность сотрудника пограничных органов специфична и отличается от компетентности военнослужащих (сотрудников) других силовых структур. В комплексе с перечисленными выше характеристиками, он должен уметь привлекать к сотрудничеству граждан, проживающих в зоне реализации служебных задач, принимать, понимать и уважать обычаи и традицию населяющих страну этносов, знать правила поведения в любой культурной среде, эффективно кооперировать усилия по охране границы с местными органами власти и самоуправления. Данное обстоятельство предполагает наличие у будущих офицеров определённых качеств, знаний, умений и навыков, широты социокультурных представлений и ориентаций. Соответственно, невозможно считать сотрудника пограничных органов компетентным в полной мере, если он не способен к служебному общению с населением приграничных районов.

Необходимо отметить, что сегодня выпускнику образовательного учреждения пограничного профиля недостаточно иметь только профессиональную подготовку. На первый план выдвигаются повышенные требования к его нравственной надёжности, профессионально-значимым духовным качествам, формирование и развитие которых особенно активно проходит в курсантские годы. Не обладая честью, достоинством, решительностью и другими качествами, сотрудник пограничных органов не может руководить людьми, воспитывать подчиненных, формировать у них чувство патриотизма, развивать морально-боевые качества и вдохновлять подчинённых на успешное решение задач, связанных с охраной границы России.

Основные нравственные требования и постулаты, которым должны соответствовать и, которыми необходимо руководствоваться сотрудникам в процессе службы, отражены в кодексах служебной этики сотрудников. В них определены принципы и правила поведения в процессе профессиональной деятельности. Кодексы служат основой для формирования у субъектов высокой духовности и выступают в качестве института общественного сознания и самоконтроля. Положения кодексов являются именно теми универсалиями, ценностными основаниями, которые должны прививаться субъектам образовательной деятельности в образовательных учреждениях пограничного профиля, а степень их усвоения и восприятия является неотъемлемым качественным показателем выпускников.

Проведённый выше анализ позволяет выделить основные направления дальнейшего развития ценностных оснований образовательной деятельности российских вузов пограничного профиля:

1. Развитие универсальных общечеловеческих, общественно-государственных и личных ценностных оснований субъектов образовательной деятельности возможно: через гуманизацию и гуманитаризацию образования и наполнение их ценностными смыслами, отражающими нравственное сознание российского общества, развитие у субъектов необходимого восприятия указанных ценностей посредством формирования у обучаемых своеобразного национального, духовно-нравственного, культурно-образовательного кода — идеала. Суть идеала заключается в осознании и восприятии субъектами исходных ценностей, на которые они должны ориентироваться как граждане и защитники Родины: национальная безопасность, патриотизм, соразвитие, справедливость, верховенство федеральных законов, суверенитет России, права и свободы её граждан, и др.

Первостепенная задача образовательных учреждений пограничного профиля — готовить профессионалов-пограничников, которые призваны, в конечном счёте, обеспечить безопасность личности, общества и государства в пограничной сфере. Под обеспечением безопасности автор понимает защиту от всякого рода негативных факторов, имеющих место в указанной сфере. Национальная безопасность является исходной ценностью, так как другие ценности образовательной и профессиональной деятельности основываются на ней.

Ценность национальной безопасности напрямую связана с патриотизмом, одним из аспектов которого является готовность к защите Отечества и его интересов. Само Отечество предполагает государственную оформленность конкретного общества. Отсюда, ценности государства и общества синтезируются в понятии «патриотизм».

Патриотизм, как важнейшая исходная ценность, является неотъемлемой духовной составляющей современного общественного сознания. Патриотизм подразумевает наличие объекта, которым в нашем случае выступает Родина (Отечество). Преданность Отечеству, готовность к его защите от врагов, соблюдение и развитие лучших традиций русского народа, деятельность на благо Родины являются выражением патриотизма как одной из наиболее значимых и непреходящих ценностей.

Нельзя не согласиться со словами, что быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране [8].

2. Развитие ценностных оснований пограничной деятельности, в которых фиксируется положительная значимость элементов этой деятельности, непосредственно коррелирующих с деятельностью вузов пограничного профиля.

Важное место в системе ценностных оснований образовательной деятельности в образовательных учреждениях пограничного профиля принадлежит ценностям пограничной деятельности. В ценностях пограничной деятельности фиксируется её положительная значимость для обеспечения международной и национальной безопасности, устойчивого развития российского общества и его отдельных сфер, самореализации личности сотрудника пограничных органов, положительная значимость элементов этой деятельности для успешного осуществления охраны и защиты государственной границы.

Автор отмечает, что к ценностям пограничной деятельности относится и ценность исследуемой образовательной деятельности в качестве составной части широко понимаемой пограничной деятельности, так как всякий вид профессиональной деятельности включает в свой состав и специальную подготовку её субъектов. Следует также подчеркнуть, что ценность пограничной деятельности определяется, помимо прочего, и тем, что сама эта деятельность создает благоприятные возможности для самореализации личности сотрудника пограничных органов. Указанная самореализация проходит через удовлетворение мировоззренческих установок, духовно-нравственных ориентиров субъектов как граждан государства, с одной стороны, и ценностей, отражающих их индивидуальные повседневные запросы и интересы, — с другой.

Синтез личных и общественно-государственных ценностей в идеале способствует реализации через профессиональную деятельность субъективных целей и запросов выпускников образовательных учреждений пограничного профиля и составляет ценностно-ориентационное единство. Такое единство характеризуется: согласованностью мнений об общем и особенном в восприятии общественно-государственных ценностей; целостностью корпоративного сознания; общей целевой установкой, свидетельствующей об отсутствии идейно-политических противоречий; устойчивыми взаимосвязями между сотрудниками. В основе такого единства лежит сочетание духовного и материального, с одной стороны, значимость гарантируемых и предоставляемых государством социальных норм, с другой — чувство ответственности субъектов перед обществом и добросовестное выполнение профессионального долга.

3. Развитие ценностных оснований самой образовательной деятельности, в которых фиксируется положительная значимость элементов этой деятельности для образовательного процесса, и отражаются ценностные приоритеты системы образования, предполагает совершенствование ценностных оснований субъектного, вещного, символического элементов образовательной деятельности связей и отношений.

Применительно к данному виду деятельности её субъектами выступают как отдельные сотрудники, так и служебные коллективы. Среди них первостепенную ценность имеет качество субъектов образовательного процесса и, прежде всего, обучающих и обучающихся. К обучающим относят субъектов, осуществляющих руководство и управление образовательным учреждением, офицеров учебных подразделений, профессорско-преподавательский состав.

Эффективность образовательной деятельности, в первую очередь, определяется квалификацией педагогов, глубиной их знаний, уровнем педагогической культуры. Необходимыми условиями их плодотворной деятельности являются: наличие достаточного времени для подготовки к занятиям, научного поиска и индивидуальной работы с обучающимися; минимальное отвлечение на решение иных задач; отсутствие чрезмерного администрирования и мелочной опеки.

К ценностным основаниям обучающих относятся такие ценности, как: профессионализм, умение обучать и воспитывать подчинённых, личный авторитет, высокая нравственная культура, в том числе культура поведения вне учебного заведения, способность проявлять инициативу и творчество, высокие организаторские способности.

Ценность обучающихся раскрывается также определённым набором их положительно значимых качеств. Успех образовательных усилий гарантируется устойчивым желанием обучающихся осваивать профессию сотрудника пограничных органов и их готовностью и потенциалом к обучению. Существенным также является наличие у обучаемых таких ценностей, как способность усваивать большие объёмы учебной информации, усердие, коммуникабельность, исполнительность и дисциплинированность, осознание и восприятие образования в качестве личной ценности каждого и отождествление себя с субъектом образовательной деятельности.

Необходимым элементом ценностей образовательной деятельности являются ценности её символической составляющей, в том числе содержание транслируемых знаний и ценностей, способы их передачи. К указанным ценностным основаниям символического элемента образовательной деятельности следует отнести: законодательную базу, рекомендации руководства пограничных органов, военно-профессиональные образовательные программы определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Сугубую ценность имеют фундаментальные знания и современные методики обучения, которые развивают творческое начало у обучающихся и позволяют формировать опережающую готовность к будущим вызовам пограничной безопасности. Важное место в символической составляющей занимают традиции соответствующего профессионального образования в России в различные культурно-исторические периоды её бытия.

Основу вещного компонента образовательной деятельности составляет совокупность материальных средств, используемых в образовательном процессе. Данный элемент включает полевые учебные центры, учебно-тренировочные средства, технические средства обучения и передачи информации, специальные классы, читальные залы, специально оборудованные учебные места, плацы, полигоны, стрельбища и т. д.

Среди ценностей организационного элемента образовательной деятельности на первом месте находятся отношения между её субъектами, отношения между профессорско-преподавательским составом и теми, кто организует и обеспечивает учебно-воспитательный процесс. Это сложная совокупность организационных связей, существующих между различными элементами образовательной деятельности. Согласованность действий всех участников образовательной деятельности, дисциплина в курсантских подразделениях, регламент служебного и учебного времени — все это примеры подобных отношений, без создания и регуляции которых невозможна согласованная коллективная деятельность субъектов.

Следует остановиться на ценностях субъект-субъектных отношений и субъект-объектных связей между элементами образовательной деятельности в образовательных учреждениях пограничного профиля. В образовательной деятельности, как и в любой совместной деятельности, происходит непрерывное взаимодействие субъектов, взаимообмен ценностями, опытом, знаниями, решениями. Здесь существуют отношения субординации и координации. Подобные отношения неизбежно возникают в звеньях: обучающийся — обучающийся; обучающийся — преподаватель; преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководитель методической секции (кафедрального коллектива), преподаватель — сотрудник органов управления образовательного учреждения.

Следует также, анализируя социальные отношения между элементами образовательной деятельности, остановиться на субъект-объектных связях. Это связи между субъектами образовательной деятельности, материальными и символическими средствами, которые подразделяется на две группы: «субъекты — материальные средства обучения», «субъекты — символические средства обучения».

К первой группе относятся связи между субъектами образовательной деятельности и вещной составляющей образовательной деятельности. В данном случае имеется в виду отношение субъекта к материальным вещам — учебно-материальной базе образовательных учреждений, техническим средствам обучения. Крайне важно, чтобы вещи соответствовали потребностям и запросам субъектов образовательной деятельности и отвечали современным требованиям, создавали максимально реалистическое представление о действующих средствах, используемых в охране границы.

Другую группу социальных связей между субъектами и средствами образовательной деятельности составляют связи между участниками образовательного процесса и его символической составляющей. Особенно ценными для гармонизации этих связей являются способность субъектов осваивать и использовать символические средства обучения, наряду с адаптивностью этих средств уровню подготовленности субъектов образовательной деятельности, в первую очередь обучающихся. Следует отметить, что положительно значимыми для успеха образовательных усилий являются и определённые связи между различными символическими средствами. Основу любой образовательной программы составляет набор взаимосвязанных учебных дисциплин. Важно, чтобы эти дисциплины гармонично дополняли друг друга, материал их был скомплексирован как по времени их прохождения, так и по содержанию. С введением новых федеральных государственных стандартов особую ценность представляет соответствие набора и содержания изучаемых дисциплин квалификационным требованиям и различным компетенциям.

Все указанные связи и отношения предполагают следующие специфические виды ценностей: возможность максимально эффективной трансляции учебного материала обучаемым, активизации их творческого потенциала, стимулирование самостоятельности субъектов при решении профессионально-образовательных задач, субординация, взаимодействие, единство, ценность свободы самовыражения и самореализации личности, поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающегося в жизни и службе наряду с различными формами контроля. Неадекватность связей и отношений между отдельными субъектами приводит к неэффективности образовательной деятельности в целом.

Таким образом, ценностные основания образовательной деятельности в образовательных учреждениях пограничного профиля представляют собой синтез ценностей образовательной и профессиональной деятельности с определёнными универсальными ценностями конкретного общества. Последние выступают ключевыми, так как ценности профессиональной и образовательной деятельности, в конечном счёте, являются производными от универсальных ценностей.

Выделенные автором тенденции изменения ценностных оснований в условиях глобализации, приоритетные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности в российских вузах пограничного профиля позволят создать более благоприятные условия для качественной подготовки офицеров-пограничников соответствующих требованиям сегодняшнего дня и способных выполнять служебные задачи, как в современных, так и будущих условиях развития обстановки.

Литература:

1.      Алексеенко В. А. Система управления качеством высшего образования: содержание, моделирование, оптимизация, (социально-философский анализ): автореф. дис. докт. филос. наук. М., 2010.

2.      Суббето А. И. Разум и антиразум. СПб., 2003. С. 122–123.

3.      Кулаков А. В. Монография. Геополитика и актуальные проблемы обеспечения национальных интересов России на государственной границе. Монография. — М.: Национальный институт бизнеса. 2003. С.3.

4.      Колотуша В. В. Ценностные основания государственного принуждения в современном обществе // Пространство и время. — № 3 (5). — 2011. — С. 67.

5.      Кулаков А. В. Глобализация как многомерный процесс и её влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: Монография. — М.: Пограничная академия ФСБ России. 2010. С.64–65.

6.      Мешалкин В. Б. Социально-философский анализ управленческой культуры личности (на примере пограничной службы ФСБ России): автореф. дис.... канд. филос. наук — М., 2012.

7.      Грехнев В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. http://www.socionauki.ru/journal/articles/128783/

8.      Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 12.12. 2012. — www.rg.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle