Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 886-888.

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной школы, предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Ключевые слова:игра, начальная школа, образовательное учреждение, воспитание.

The author describes the effect of games on the educational process of students of primary school offers its own classification games, determines their place and role in the formation of personality.

Key words: game, primary school, educational institution, education.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.

Бретт Дорис

В настоящее время игра остаётся одним из любимых, занимательных способов провождения времени современных детей. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольника: в игровом процессе происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками трудовых действий в коллективе.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям сюжетная игровая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается теми людьми, которые уже умеют играть.

Рассмотрим понятие игры с психологической точки зрения: А. Н. Леонтьев считал, что игра — это некая ступень, с помощью которой у ребёнка развиваются психические процессы, готовящие детей к новой форме развития [2]. К. Гроос утверждал, что игра — это упражнение в воспроизведении жизни взрослых людей [4]. Анализируя вышеперечисленные мнения, хочется обратиться к играм современных детей и определить уровень влияния игровой занятости на учебно-воспитательный процесс.

Несмотря на то, что игра — ведущий вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, это занятие остаётся приоритетным и для младших школьников. В большинстве случаев дети глубоко увлечены игрой, часто подражают главным героям, а также переносят фантастические события в реальную жизнь. По итогам наблюдения за учащимися одной возрастной группы и сопоставления игр, которыми они увлекаются, были сделан вывод о возможности деления игр по влиянию на учебно-воспитательный процесс младших школьников на три группы: развивающие, мотивирующие, дезорганизующие.

Развивающие игры. К ним относятся игры для 1–2 игроков, это: шахматы, шашки, лото, компьютерные задачи на нахождение сходств, отличий, выходов из лабиринта и т. д. Вышеперечисленные игры развивают у учащихся логической мышление, коммуникативные навыки, память, дух соперничества. Несмотря на то, что дети пребывают в состоянии игры, постоянно активируется умственная деятельность. Наблюдения показывают, что если учащиеся с детства приучены к развивающим играм, им легче работать в команде, они быстрее воспринимают инструкции, умеют положительно взаимодействовать друг с другом.

Развивающие игры часто применяются в образовательном процессе педагогами. Заимствованные герои упрощают понимание нового материала школьникам, а для слабых учащихся делают предметные темы более занимательными, интересными.

Мотивирующие игры. Общей целью этих игр является создание, собирание, строительство, другими словами, они имеют созидательный характер. К мотивирующим играм можно отнести: «Монополию», «Ледниковый период», «Смурфики», «Minecraft» и т. д.

Дети, увлеченные вышеперечисленным, получают информацию об этапах создания городов, бизнеса, огорода и т. п. На примере игры ребенку демонстрируется то, как важно иметь терпение, выдержку, что достижение цели возможно только при использовании труда. Дети, предпочитающие вышеназванные занятия в коллективе являются своего рода «предводителями», инициаторами создания чего-либо: снежной крепости, лего-городка, сказки и т. д.

Мотивирующие игры становятся одним из факторов влияющих не только на развитие деятельности учащихся в положительном направлении, но и на сплочение коллектива на пути к общей цели.

Дезорганизующие игры. Кэтому виду относятся игры с военной тематикой, с участием неземных разрушающих объектов, чаще созданные для старшего возраста. Например, знаменитый «Сall of duty», «Трансформеры: битва за Кибертрон», «World of tanks».

По перечисленным названиям можно без затруднений определить объединяющую тему: борьба, убийства, насилие, оружие и т. д. Одним из отрицательных факторов вышеуказанных игр, является перенесение детей фантастических событий в реальную жизнь. В процессе учебно-воспитательной деятельности ребята воображают игровые события: делятся на группы, чтобы «убить» друг друга, «захватить в плен», отнять «оружие». Даже на уроке школьник может изображать себя с «пистолетом», стреляющим по всему классу, представлять, что вокруг враги.

Стоит отметить, что эмоциональная сфера школьников, увлеченных дезорганизующими играми, отличается нервозностью, агрессией, а также излишней двигательной активностью и иногда проявлением аутичности. Чаще всего таких детей становится сложно заинтересовать учебным материалом и коллективными делами. Как отмечалось ранее, основная часть дезорганизующих игр создана для аудитории старшего возраста. Из этого вытекает следующий вывод: перед родителями и педагогами стоит задача не только оградить младших школьников от игровых занятий не соответствующих возрасту, но и аргументировано объяснить, почему стоит выбрать другую игру.

Важно понимать, что категоричный запрет будет ошибочным, так как недоступное становится более заманчивым, интересным. Выходом может служить ситуация выбора, при которой предлагается выделить одну игру из двух предложенных. Значимую роль в игровой ориентации ребенка может сыграть педагог.

В руках учителя возможность использовать и направлять игровую потребность в целях решения определенных образовательных задач. Открывая новые игровые, познавательные пространства, демонстрируя школьникам, что любая деятельность (в том числе игровая) должна улучшать только положительные навыки, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.

Основываясь на определениях «игры», а также проведенных наблюдениях, можно сделать следующие выводы:

-                   игра социальна не только по происхождению, но и по содержанию;

-                   игровые сюжеты могут обуславливать бытовые условия жизни ребенка;

-                   на этапе младшего школьного возраста очень важно помнить о том, что ведущая деятельность у учащегося начального звена — это обучение и именно ему должна посвящаться основная часть времени (занятость в игре в младшем школьном возрасте переходит на второстепенный уровень).

Игру традиционно связывают с детством, тем не менее она сопровождает ребенка с начала и до конца школьной скамьи. Значение игровых процессов велико, потому что наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное. Но, как и любая деятельность, время игры должно регулироваться и контролироваться со стороны взрослого.

Литература:

1.         Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.

2.         Леонтьев Л. А. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/5–4.html (дата обращения: 30.01.2014)

3.         Люблинская А. А. Детская психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html (дата обращения: 30.01.2014)

4.         Теории игры [Электронный ресурс]. — URL: http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27104-teorii-igry-kgroos-fboytendayk-problemy-detskoy-igry-v-teoriyah-vshterna-3freyda-zhpiazhe-kkoffki-klevina-ls-vygotskogo.html (дата обращения: 30.01.2014)

5.         Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle