Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 01.02.2014

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Шегаева, А. В. Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников / А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 886-888. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9251/ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной школы, предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Ключевые слова:игра, начальная школа, образовательное учреждение, воспитание.

The author describes the effect of games on the educational process of students of primary school offers its own classification games, determines their place and role in the formation of personality.

Key words: game, primary school, educational institution, education.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.

Бретт Дорис

В настоящее время игра остаётся одним из любимых, занимательных способов провождения времени современных детей. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольника: в игровом процессе происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками трудовых действий в коллективе.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям сюжетная игровая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается теми людьми, которые уже умеют играть.

Рассмотрим понятие игры с психологической точки зрения: А. Н. Леонтьев считал, что игра — это некая ступень, с помощью которой у ребёнка развиваются психические процессы, готовящие детей к новой форме развития [2]. К. Гроос утверждал, что игра — это упражнение в воспроизведении жизни взрослых людей [4]. Анализируя вышеперечисленные мнения, хочется обратиться к играм современных детей и определить уровень влияния игровой занятости на учебно-воспитательный процесс.

Несмотря на то, что игра — ведущий вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, это занятие остаётся приоритетным и для младших школьников. В большинстве случаев дети глубоко увлечены игрой, часто подражают главным героям, а также переносят фантастические события в реальную жизнь. По итогам наблюдения за учащимися одной возрастной группы и сопоставления игр, которыми они увлекаются, были сделан вывод о возможности деления игр по влиянию на учебно-воспитательный процесс младших школьников на три группы: развивающие, мотивирующие, дезорганизующие.

Развивающие игры. К ним относятся игры для 1–2 игроков, это: шахматы, шашки, лото, компьютерные задачи на нахождение сходств, отличий, выходов из лабиринта и т. д. Вышеперечисленные игры развивают у учащихся логической мышление, коммуникативные навыки, память, дух соперничества. Несмотря на то, что дети пребывают в состоянии игры, постоянно активируется умственная деятельность. Наблюдения показывают, что если учащиеся с детства приучены к развивающим играм, им легче работать в команде, они быстрее воспринимают инструкции, умеют положительно взаимодействовать друг с другом.

Развивающие игры часто применяются в образовательном процессе педагогами. Заимствованные герои упрощают понимание нового материала школьникам, а для слабых учащихся делают предметные темы более занимательными, интересными.

Мотивирующие игры. Общей целью этих игр является создание, собирание, строительство, другими словами, они имеют созидательный характер. К мотивирующим играм можно отнести: «Монополию», «Ледниковый период», «Смурфики», «Minecraft» и т. д.

Дети, увлеченные вышеперечисленным, получают информацию об этапах создания городов, бизнеса, огорода и т. п. На примере игры ребенку демонстрируется то, как важно иметь терпение, выдержку, что достижение цели возможно только при использовании труда. Дети, предпочитающие вышеназванные занятия в коллективе являются своего рода «предводителями», инициаторами создания чего-либо: снежной крепости, лего-городка, сказки и т. д.

Мотивирующие игры становятся одним из факторов влияющих не только на развитие деятельности учащихся в положительном направлении, но и на сплочение коллектива на пути к общей цели.

Дезорганизующие игры. Кэтому виду относятся игры с военной тематикой, с участием неземных разрушающих объектов, чаще созданные для старшего возраста. Например, знаменитый «Сall of duty», «Трансформеры: битва за Кибертрон», «World of tanks».

По перечисленным названиям можно без затруднений определить объединяющую тему: борьба, убийства, насилие, оружие и т. д. Одним из отрицательных факторов вышеуказанных игр, является перенесение детей фантастических событий в реальную жизнь. В процессе учебно-воспитательной деятельности ребята воображают игровые события: делятся на группы, чтобы «убить» друг друга, «захватить в плен», отнять «оружие». Даже на уроке школьник может изображать себя с «пистолетом», стреляющим по всему классу, представлять, что вокруг враги.

Стоит отметить, что эмоциональная сфера школьников, увлеченных дезорганизующими играми, отличается нервозностью, агрессией, а также излишней двигательной активностью и иногда проявлением аутичности. Чаще всего таких детей становится сложно заинтересовать учебным материалом и коллективными делами. Как отмечалось ранее, основная часть дезорганизующих игр создана для аудитории старшего возраста. Из этого вытекает следующий вывод: перед родителями и педагогами стоит задача не только оградить младших школьников от игровых занятий не соответствующих возрасту, но и аргументировано объяснить, почему стоит выбрать другую игру.

Важно понимать, что категоричный запрет будет ошибочным, так как недоступное становится более заманчивым, интересным. Выходом может служить ситуация выбора, при которой предлагается выделить одну игру из двух предложенных. Значимую роль в игровой ориентации ребенка может сыграть педагог.

В руках учителя возможность использовать и направлять игровую потребность в целях решения определенных образовательных задач. Открывая новые игровые, познавательные пространства, демонстрируя школьникам, что любая деятельность (в том числе игровая) должна улучшать только положительные навыки, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.

Основываясь на определениях «игры», а также проведенных наблюдениях, можно сделать следующие выводы:

-                   игра социальна не только по происхождению, но и по содержанию;

-                   игровые сюжеты могут обуславливать бытовые условия жизни ребенка;

-                   на этапе младшего школьного возраста очень важно помнить о том, что ведущая деятельность у учащегося начального звена — это обучение и именно ему должна посвящаться основная часть времени (занятость в игре в младшем школьном возрасте переходит на второстепенный уровень).

Игру традиционно связывают с детством, тем не менее она сопровождает ребенка с начала и до конца школьной скамьи. Значение игровых процессов велико, потому что наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное. Но, как и любая деятельность, время игры должно регулироваться и контролироваться со стороны взрослого.

Литература:

1.         Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.

2.         Леонтьев Л. А. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/5–4.html (дата обращения: 30.01.2014)

3.         Люблинская А. А. Детская психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html (дата обращения: 30.01.2014)

4.         Теории игры [Электронный ресурс]. — URL: http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27104-teorii-igry-kgroos-fboytendayk-problemy-detskoy-igry-v-teoriyah-vshterna-3freyda-zhpiazhe-kkoffki-klevina-ls-vygotskogo.html (дата обращения: 30.01.2014)

5.         Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, младший школьный возраст, начальная школа, реальная жизнь, старший возраст, учебно-воспитательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

ребенок, трудолюбие, учебная деятельность, самостоятельность, младший школьный возраст, Александров, опрос учащихся, начальная школа, дошкольный возраст, формирование самостоятельности.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства». В данный период возрастает подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость ребёнка.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале...

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Именно эта деятельность помогает младшим школьникам увидеть область применения в повседневной жизни тех знаний, которые они получают.

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

ребенок, трудолюбие, учебная деятельность, самостоятельность, младший школьный возраст, Александров, опрос учащихся, начальная школа, дошкольный возраст, формирование самостоятельности.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства». В данный период возрастает подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость ребёнка.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале...

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Именно эта деятельность помогает младшим школьникам увидеть область применения в повседневной жизни тех знаний, которые они получают.

Задать вопрос