Библиографическое описание:

Карандина Ю. А., Кожуховская А. И. Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 444-446.

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны.

В данной работе рассмотрены республиканские целевые программы поддержки развития инновационной сферы в современных условиях на региональном уровне.

Также авторами проведено исследование тенденций инновационного развития региона на примере Республики Хакасия.

Ключевые слова: инновации,инновационный потенциал, инновационная активность, государственная поддержка, регион.

Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие — реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала.

Для наиболее яркой картины состояния потенциала России необходима оценка ведущих экономических регионов, городов, предприятий. Неразвитость инновационной культуры общества — одна из основных причин инновационной стагнации. Такая ситуация во многом возникает и по причине неэффективного инновационного обеспечения — нахождения и рациональное использования финансовых средств. Отсутствие привлечения частных, государственных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могли бы компенсировать повышенный риск, обеспечивая выход на качественно новый уровень хозяйствования.

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. Для начала реализации такой масштабной задачи нужна разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации.

Под инновационным потенциалом региона понимается часть экономического потенциала, выраженная в виде научно-исследовательских, проектно конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных разработок, персонала научно-исследовательских организаций, их квалификации и способности к нестандартным новаторским идеям. [1]

Республика Хакасия находится в начале пути развития инновационной деятельности, что дает возможность, органам власти, используя опыт других регионов, выстроить собственную модель развития.

По результатам ежегодного рейтинга инновационных регионов 2013 г., подготовленным межрегиональной «Ассоциацией инновационных регионов России», Республика Хакасия пока является средне-слабым инноватором, и занимает лишь 74 место по уровню инновационной активности среди 83 регионов Российской Федерации. [3]

О состоянии и степени использования потенциала инновационной системы Республики Хакасия позволяют судить статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (Хакасстат), полученные в результате наблюдения в 2010 и 2012 годах за организациями, выполняющими исследования и разработки в сфере инноваций. В республике инновационной деятельностью занимаются научно-исследовательские и образовательные учреждения, а также организации промышленности и сферы услуг. Согласно статистическим данным число предприятий, занимающихся инновациями в 2010 и 2012 годах составило 7 и 6 организаций соответственно. В число обследуемых организаций вошли организации промышленности, информационно-вычислительного обслуживания и общей коммерческой деятельности. Следует отметить, что динамика показателей инновационной активности за последние годы достаточно благоприятная. В 2010 г. данный показатель составил 5,4 %, а в 2012 г. — 6,8 % наблюдается рост данного показателя (на 1,4 %). Так, 2010г. было подано 10 заявок на патенты на изобретения, промышленные образцы и свидетельства на полезные модели. В 2012 году таких заявок уже было 18. [4].

Хотя в Республике Хакасия некоторые предприятия имеют разработки, связанные с применением эффективных технологий и позволяющие выпускать продукцию на уровне установленных мировых стандартов, достижение существенных результатов в развитии инновационной сферы среди широкого круга промышленных предприятий в ближайшее время представляется проблематичным.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что на данный момент из общего числа занятых в инновационной сфере 75 % занимаются научными исследованиями. Направления исследований по областям науки: 37 % — гуманитарное, 26 % — общественное, 22 % — сельскохозяйственное, 12 % — естественное и 3 % — техническое. Среднегодовая стоимость основных средств, состоящих на балансе организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, составляет более 600 млн. рублей. Инновационно активные организации промышленности и сферы услуг на инновации ежегодно расходуют более 500 млн. рублей. Источником финансирования на технологические инновации служат собственные средства организаций, из которых около 20 % — кредиты и займы. [1]

Положительные тенденции в развитии научно-исследовательской деятельности в Республике Хакасии связаны с тем, что инновационная деятельность в Хакасии имеет государственную поддержку.

Серьезные шаги в этом направлении сделаны Министерством экономики Республики Хакасия в 2009 г., разработавшей «Концепцию развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009–2015 годы», суть которой состояла в введение основных понятий инновационной сферы, отражения состояния инновационной деятельности в Республике Хакасия и установлении целей, задач, принципов и основных направлений развития инновационной деятельности на территории республики; и Министерством образования и науки Республики Хакасия в 2011 году с запуском республиканской целевой программы «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011–2015 годы)», которая предусматривала:

-          обеспечение организационно-информационной нормативно-правовой поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;

-          поддержку ученых и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Хакасия;

-          организацию грантовой поддержки научных исследований;

-          повышение мотивации молодежи к научной и научно-внедренческой деятельности;

-          создание современных материально-технических условий для проведения фундаментальных гуманитарных исследований;

-          привлечение потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Республики Хакасия

Программа явилась закономерным шагом по обобщению сложившихся направлений поддержки инновационной и научной деятельности в Республике Хакасия на основе программно-целевого подхода. Только в рамках данной программы на развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности из республиканского бюджета выделено почти 40 млн. рублей.

Результатом данных вложений можно считать положительный рост объемов инновационных товаров, работ и услуг. Так в 2010 г. объем инновационных товаров и услуг в республике составлял лишь 31,6 млн. рублей, когда уже к 2012 г. данный показатель увеличился в 40 раз и достиг 1383,1 млн. рублей. [5]

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в развитии инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности Республики Хакасия, а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в республике недостаточен для реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия. Это обусловлено прежде всего:

-          недостаточной системой поддержки научной деятельности в республике;

-          ограниченной финансовой поддержкой научных учреждений, исследовательских проектов со стороны государства;

-          недостатком инвестиционного и венчурного капитала;

-          слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;

-          низким процентом научных сотрудников, имеющих ученую степень доктора наук;

-          неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы. [2]

Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Хакасия, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Литература:

1.                  Постановление Правительства Республики Хакасия от 21 июля 2008 г. № 239 «О концепции развития инновационной деятельности в Республики Хакасия на 2009–2015 гг»..

2.                  Постановление правительства Республики Хакасия от 23 ноября 2010 г. № 597 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011–2015 г.)».

3.                  Ассоциация инновационных регионов России URL: http://www.i-regions.org/

4.                  Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия URL: http://hakasstat.gks.ru/.

5.                  Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle