Библиографическое описание:

Мастихина А. Л., Толмачева А. В. Перспективы оснащения высших учебных заведений инновационными приборами для сенсорного анализа // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 994-995.

Не секрет, что многие вузы оснащены устаревшим оборудованием и не могут подготовить специалистов, в полной мере соответствующих высоким требованиям, предъявляемым на современных предприятиях. В свете этого, необходимо найти способ обеспечить вузы современным, качественным, но чаще всего весьма дорогостоящим оборудованием [1–4].

Благодаря тому, что в последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований, одним из решений столь сложной задачи для вуза может являться его вступление в инновационно-образовательный кластер [5–8].

Для подготовки специалистов в области таможенного дела весьма перспективным будет являться изучение средств и технологий современной техники и электроники для решения задач, связанных с выявлением признаков ухудшения качества на раннем этапе порчи продукта.

Современные газовые и жидкостные хроматографы и масс-спектрометры позволяют получить информацию о качественном и количественном составе запахов пищевых продуктов. Подобные исследования зачастую являются очень затратными и трудоемкими. Необходимо разработать сравнительно быстродействующие, простые и дешевые приборы для оценки состава запахов пищевых продуктов.

При оценке качественных органолептических показателей все большее распространение получают измерительные системы с искусственным интеллектом типа «электронный нос» и «электронный язык».

Такие системы могут решать различные задачи пищевого анализа, например классифицировать и идентифицировать вкусы и ароматы по основному компоненту, оценивать количественно их интенсивность, определять примеси и содержание определенных веществ.

Подобная сенсорная система обеспечивает получение узнаваемого образа смеси пахучих и вкусовых веществ, которая может содержать сотни различных химических соединений [9].

Перспективность использования мультисенсорных приборов для обучения студентов в университете трудно переоценить. Подобные сенсорные системы могут использоваться для оценки качества множества групп продукции. Благодаря мультисенсорной системе можно оптимизировать временные затраты на сенсорную оценку качества продукции, повысить эффективность контроля, обеспечить объективность оценки и сократить затраты на ресурсное обеспечение экспертизы. Для студентов и преподавателей работа на столь современных инновационных приборах — бесценный опыт, позволяющий им не только совершенствовать свои знания и навыки, но и делать научные открытия, так как возможности прибора на сегодняшний день до конца не изучены.

На сегодняшний день, после многих успехов в исследовании вкуса и аромата открылось множество потенциальных областей применения газовых мультисенсорных систем. Электронный нос, несомненно, пригодится для определения качества, свежести, а также подлинности продуктов питания, качества молока, мясных продуктов и рыбы, будет незаменим в производствах пива, вина и сыра, в системах экологического контроля на предприятии, а также для выявления степени загрязненности воздуха.

Также приборы имеют весьма существенные перспективы в области медицины и контроля безопасности. Вполне вероятно, что уже в недалеком будущем врачи смогут определять болезнь по запаху. Например, анализируя запахи, содержащиеся в выдыхаемом человеком воздухе, можно будет диагностировать рак легких, туберкулез, диабет или цирроз печени. При этом поставить диагноз будет возможно даже на самых ранних стадиях болезни [10].

Таким образом устройство можно будет использовать во многих сферах жизнедеятельности человека. Но ни один, даже самый совершенный прибор, сам по себе работать не сможет, ему нужны специалисты и ученые. Подготовка вузом таких специалистов — одна из перспективных и прибыльных задач, решение которой способно:

-          предвосхитить спрос на рынке труда и поднять ценность предлагаемых образовательных услуг;

-          повысить соответствие качества образования международным стандартам;

-          повысить привлекательность образования вуза для абитуриентов;

-          привлечь специалистов для повышения квалификации;

-          решить проблему профессиональной и преддипломной практики для студентов [11].

Также существенным плюсом в оснащении современными инновационными приборами является возможность разработки преподавателями патентов и совершение научных открытий на базе лаборатории вуза.

Литература:

1.         Яблоков А. Е. Роль систем автоматизированного проектирования в процессе конструирования оборудования пищевых производств// Пищевая промышленность. 2012. № 4. С.32–33.

2.         Скляренко С. А., Панченко Т. М. Анализ показателей энергопотребления на предприятиях пищевой промышленности// Пищевая промышленность. 2010. № 4. С.32–34.

3.         Скляренко С. А., Панченко Т. М., Суворов О. А., Лабутина Н. В. Производственная инфраструктура предприятий хлебопекарной промышленности — вчера, сегодня, завтра// Хлебопечение России. 2012. № 2. С.10–11.

4.         Косикова Ю. А. Маркетинг в системе управления на предприятиях пищевой промышленности (на прим. пищеконцентрат. отрасли) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1997

5.         Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Оценка механизмов перспективного развития инновационно-образовательного кластера «Технологии питания»// Сборник научных трудов Sworld. 2013. T32. № 2. С.24–27.

6.         Мастихина А. Л., Косикова Ю. А. Концепция маркетинга в формировании инновационных образовательных и производственных кластеров// Молодой ученый. 2014. № 1. С.396–298.

7.         Мастихин А., Скляренко С., Каппушева Ф., Филиппова М. Инновационно-образовательный кластер, как эффективный механизм развития профессионального образования// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С.321–324.

8.         Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли г.Москвы// Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59.

9.         Ипатова Л. Г., Кочеткова А. А., Нечаев А. П., Тарасова В. В., Филатова А. А. Пищевые волокна в продуктах питания// Пищевая промышленность. 2007. № 5. С.8–10.

10.     http://zhdanov.ru/classifiedcatalogue/ecompanies/electronic_sensor_technology/est_e-nose_rus.htm

11.     http://www.znose.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle