Библиографическое описание:

Мастихина А. Л., Толмачева А. В. Необходимые перемены в практике студентов на современном этапе реформ кластеризации системы образования // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 993-994.

Вступление России в ВТО повлекло за собой необратимые изменения в экономике, в результате которых наметилось два вероятных пути развития: следовать примеру развитых стран, где основой является кластерная политика или продолжать войну за потребителя своими средствами [1].

Выбрав в качестве основного направления развития первый путь, предполагающий тесное взаимодействие государства, науки и промышленности, правительство приступило к трансформированию промышленной политики в кластерную.

В последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований [2–4].

Одной из основных моделей кластеров, является инновационно-образовательная модель — модель, в структуру которой входят географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты. Одной из целей создания инновационно-образовательного кластера является привлечение лучших преподавателей, ученых и студентов из разных регионов и стран, так как сильная научно-образовательная составляющая — основа для коммерчески востребованной инновационной деятельности.

Важной частью учебного процесса является студенческая практика, которая бывает двух видов: учебная и производственная. Учебные заведения, входящие в состав инновационно-образовательного кластера должны самостоятельно разрабатывать и утверждать программы практики для своих студентов. Программа практики должна включать в себя перечень этапов в зависимости от профиля подготовки. Таким образом, предприятие при приеме студента, запрашивает у ВУЗа соответствующую информацию и следует ей.

Отметим, что учебная (или ознакомительная) практика не предполагает выполнение каких-либо функций. Она подразумевает лишь ознакомление студента с производственным процессом, получение каких-либо общих профессиональных умений, выполнение несложных действий.

Производственная (или трудовая) практика, как правило, подразумевает фактическое выполнение студентом определенных функций в качестве сотрудника, то есть его участие в производственном процессе.

В настоящее время предприятия неохотно принимают студентов на практику и часто формально подходят к вопросу их обучения, что негативно сказывается на качестве образования, приводит не только к невозможности получать практические знания, но также к обесцениванию знаний теоретических. Решать эту проблему необходимо и создание инновационно-образовательных кластеров как раз предоставляет весьма выгодное и перспективное решение не только для ВУЗа, но для всех предприятий, входящих в его состав.

Современная молодежь, во многом выросшая вместе с современными информационными технологиями, значительно лучше приспособлена к освоению материала, подаваемого в электронной форме, комфортно воспринимает интерактивные способы подачи информации с использованием аудио и визуальных представлений.

В ВУЗе необходимо создавать лаборатории с современным оборудованием, а также видео-уроки по работе с дорогостоящим перспективным оборудованием, которое бюджет вуза не в силах себе позволить. При этом можно привлекать для чтения семинаров специалистов, непосредственно работающих с инновационными приборами.

Использование таких инструментариев для проведения ознакомительной практики вызовет значительно более высокий интерес у современных студентов, потому что это быстро, удобно и понятно.

Это также позволит частично преодолеть проблему, связанную с человеческим фактором, в частности, может помочь преподавателю преклонного возраста перенести свои знания и бесценный опыт в новую, информационную среду, тем самым сохранив их.

В качестве дополнительных мер совершенствования университетской практики можно также проводить работу с преподавателями, демонстрируя им возможности современных приборов и оборудования и сформированных ими перспектив, что послужит своеобразным повышением квалификации, сделает их работу эффективнее и интереснее не только для студентов, но и для них самих. Также можно предоставить преподавателям, активно совершенствующим свои знания и использующим в своей работе новые технологии, приоритет в выборе условий для проведения своих занятий, чтобы аудитории, оснащенные ультрасовременным оборудованием, были доступны в первую очередь именно для таких преподавателей.

В заключении необходимо отметить, что для реализации поставленных задач необходимо создании при профильных вузах исследующих указанные проблемы полноценных современных лабораторий, которые были бы способны решить проблемы студенческой практики и усиления позиций университета в международных рейтингах.

Подобные лаборатории, могли бы решать проблемы проведения ознакомительной практики у студентов, повышать качество предоставляемых и получаемых знаний, обеспечивать преподавателей инструментарием групповой работы с учебно-методическими материалами, а также структурировать и хранить информацию, представляя ее в удобном для восприятия виде.

Литература:

1.                  Еделев Д. А., Матисон В. А. Майорова Н. В., Прокова М. А. Особенности требований всемирной торговой организации в отношении продовольственных товаров// Пищевая промышленность. 2013. № 11. С.22–25.

2.                  Строев В. В., Скляренко С. А., Суркова Н. Ю., Ростовцева Н. П. Взаимодействие предприятий пищевой промышленности и профильных высших учебных заведений// Пищевая промышленность. 2012. № 7. С.37–39.

3.                  Мастихин А., Скляренко С., Каппушева Ф., Филиппова М. Инновационно-образовательный кластер, как эффективный механизм развития профессионального образования// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С.321–324.

4.                  Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли г.Москвы// Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle