Библиографическое описание:

Ткачук В. А., Ткачук А. А. Влияния биметила и пробы А. И. Яроцкого на показатели операторской деятельности человека // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 370-372.

Статья посвящена влиянию биметила и пробы А. И. Яроцкого на показатели операторской деятельности специалистов авиакосмического профиля. Представлены данные ретроспективного исследования вестибулярной устойчивости при помощи модифицированной пробы непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса.

Ключевые слова: биметил, оператор, проба, вестибулярная устойчивость.

Проблема обеспечения безопасности полетов, повышение эффективности и надежности профессиональной деятельности летного состава была и остается одной из ведущих проблем.

Современный летный труд характеризуется высоким темпом восприятия информации и необходимостью ее быстрой переработки, с обязательным принятием единственного правильного решения.

Управление современным летательным аппаратом выполняется порой в сложных условиях нехватки времени, на фоне действия ряда факторов полета, порой оказывающих неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность членов экипажа [1; 3].

Экстремальные воздействия могут вызывать увеличение уровня нервно-эмоционального напряжения и преждевременное развитие утомления. Что в свою очередь может провоцировать возникновение иллюзий, приводя к дезориентации в пространстве, нарушению координации движений, появлению различных вестибулосенсорных, вегетативных и соматических реакций, свидетельствующих о снижении статокинетической устойчивости человека. Что в свою очередь ведет к снижению операторской работоспособности и безопасности полетного задания [6; 8].

В настоящее время несоответствие резко возросшей энерговооруженности, маневренности современной техники, и в то же время ограниченные функциональные возможности человека все настойчивее ставят вопрос о необходимости изыскания новых, более эффективных средств и методов в решении вопроса повышения статокинетической устойчивости человека. Причем исключительно важно при этом сохранение высокой операторской работоспособности всех членов летного экипажа. Реальная перспектива появления еще более скоростных и маневренных самолетов только подтверждает остроту данного вопроса [2; 7].

Подтверждением актуальности этой проблемы является достаточно высокий процент лиц летного состава, у которых наблюдаются симптомы укачивания в полете. Так, у курсантов летных училищ укачивание отмечено у 10,0–20,0 %, у летного состава истребительной авиации — 1,0–1,6 %.

Еще больший процент укачиваемых наблюдается у космонавтов. По данным А. А. Каспранского при выполнении первых космических полетов выраженное снижение статокинетической устойчивости наблюдалось у 30,0–45,0 % космонавтов. В период адаптации к невесомости симптомокомплекс укачивания развивался у 70,0 % — 75,0 %.

По всей видимости причина высокого процента лиц, подверженных укачиванию, кроется в методологии, направленной лишь на устранение вестибулярной дисфункции и не решающей вопрос повышения статокинетической устойчивости человека в целом.

Ранее существовавшее представление о том, что вестибулярный анализатор способен самостоятельно через различные структуры центральной нервной системы обеспечивать ориентировку человека в пространстве, поддержание равновесия тела в статике и динамике не отвечает требованиям времени.

В последние годы доказано, что вестибулярный анализатор не имеет прямого выхода на исполнительные органы и по этой причине не может самостоятельно обеспечивать статокинетическую устойчивость человека. Он является всего лишь частью общей афферентной системы организма, обеспечивающей совместно с другими сенсорными системами взаимодействие человека с внешней средой. Поэтому ответная реакция организма на статокинетические воздействия является продуктом суммарной интеграции всех сенсорных систем, а не отдельно взятой вестибулярной системы [4; 9; 11].

Это ориентирует специалистов на применение нового методологического подхода с позиций теории функциональных систем.

Данный подход ориентирует исследователей, на оптимизацию в первую очередь функционального состояния центральной нервной системы, лишь потом на оптимизацию слаженности в работе всех анализаторных систем к воздействию факторов полета.

Исходя из этого, а также учитывая то, что летный состав должен сохранять высокую работоспособность на протяжении всего полета, перспективным можно считать: применение средств оптимизирующих в первую очередь функциональное состояние самой центральной нервной системы, в сочетании с методами активной тренировки оптического, вестибулярного, проприоцептивного, интероцептивного и тактильного анализаторов [5].

Целью исследования было: оценка влияния десятидневного применения бемитила в сочетании с пробой А. И. Яроцкого на психофизиологические показатели элементов операторской деятельности человека.

Наше исследование выполнено с участием практически здоровые мужчины в возрасте 18–20 лет. Вестибулярная устойчивость оценивалась при помощи модифицированной пробы непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса (НКУК). Суть модификации состояла в том, что вместо двух минут испытуемых подвергали воздействию НКУК до тех пор, пока у них не появлялись ВР=II-III степени. По степени переносимости НКУК, а также характеру проявления и степени выраженности сенсорных, вегетативных и соматических реакций все обследуемые были разделены на три группы: менее 2 минут — первая группа, от 2 до 5 минут — вторая и более 5 минут — третья.

В исследованиях участие принимали только лица первой группы. Появление тошноты и выраженного гипергидроза во время НКУК рассматривалось как основной критерий оценки статокинетической устойчивости и являлось сигналом для прекращения НКУК.

Сразу после НКУК у испытуемых обоих групп оценивали показатели по следующим методикам: время простой сенсомоторной реакции (ПСМР) на световой раздражитель, сложной сенсомоторной реакции (ССМР I-программа) с выбором из 3-х равновероятных сигналов, (ССМР II-программа) на фоне вторичных раздражителей, критическую частоту слияния световых мельканий (КЧСМ), «компасы», отыскание чисел с переключением внимания (черно-красная таблица), тремометрия, теппинг-тест, оценкой уровня реактивной (ситуационной) тревожности по шкале Спилбергера и самооценкой психоэмоционального состояния при помощи теста самочувствие, активность, настроение (САН).

После чего, испытатели экспериментальной группы выполняли пробу А. И. Яроцкого в сочетании с бемитилом по вышеописанной методике, контрольная группа занималась по распорядку дня, принимая плацебо. Через десять дней проводилось заключительное обследование в объеме первоначального.

Представленные данные свидетельствуют, что при сочетанном применении пробы А. И. Яроцкого и бимитила, после воздействия НКУК, все изучаемые элементы операторской деятельности лица экспериментальной группы стали выполнять лучше, по сравнению с лицами контрольной группы.

Таблица 1

Показатели обследуемых выполнявших пробу А. И. Яроцкого в сочетании с бемитилом до и после модифицированной пробы НКУК

№ п/п

Определяемые показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До (Х ±m)

После (Х ±m)

До (Х ±m)

После (Х ±m)

1                      

ПСМР (мс)

221,5±7,7

178,9±7,0*

204,2±5,7

207,9±6,1

2                      

ССМР. I-программа (бит/с)

1,89±0,09

1,61±0,07*

1,78±0,09

1,79±0,08

3                      

ССМР. II-программа (бит/с)

0,51±0,04

0,42±0,03*

0,4±0,03

0,5±0,04

4                      

Компасы (баллы)

4,8±0,34

6,2±0,43*

4,6±0,38

4,5±0,39

5                      

Черно-красная таблица (баллы)

3,4±0,26

4,4±0,28*

3,7±0,26

3,6±0,28

6                      

КЧСМ (Гц)

34,9±0,46

37,2±0,57*

35,4±0,52

36,1±0,61

7                      

Тремометрия (касания)

72,8±5,6

57,1±4,3*

68,4±5,7

71,1±6,3

8                      

Теппинг-тест (реакция)

185±15,2

238±19,4*

204±21,2

197±20,4

9                      

Шкала Спилбергера (баллы)

37,5±2,9

31,4±2,7*

36,3±1,7

38,1±2,4

10                  

САН (баллы)

5,5±0,19

6,9±0,16*

5,8±0,14

5,6±0,2

11                  

Количество испытателей

14

14

10

10

Примечание. Достоверность различий: * — р<0,05, по сравнению и исходными показателями.

Так, установлено достоверное уменьшение среднего времени ПСМР на световой раздражитель — на 19,2 %, ССМР (I-программа) — на 14,8 % и ССМР (II-программа) — на 17,7 %. Улучшились показатели бальности в тестах «компасы» — на 29,2 % и «черно-красной таблицы» — на 29,4 %. Достоверно улучшились показатели в пробах КЧСМ — на 6,6 %, тремометрии — на 21,7 % и теппинг-тест — на 28,3 %. Установлено достоверное уменьшение уровня реактивной (ситуационной) тревожности по шкале Спилбергера — на 16,3 % и увеличение бальности теста САН — на 25,5 %.

Полученные результаты позволяют говорить о достоверном улучшении работы основных нервных процессов (возбуждение, торможение, подвижность и сила), расширение объема, распределения и переключения внимания, а также улучшения тонкой координации управляющих движений и субъективной оценки функционального состояния по сравнению с первоначальными данными у лиц экспериментальной группы.

Таким образом, проведенные исследования показали, что перспективные средства и методы, предложенные на основании концепции системного подхода повышают статокинетическую устойчивость человека и вместе с тем не только не ухудшали выполнение некоторых элементов операторской деятельности но фоне воздействия НКУК, а напротив улучшали эффективность и качество операторской деятельности, повышали общую активность, уверенность в себе, эмоционально-соматическую комфортность [13; 14; 15].

Разработка новых средств и методов повышения статокинетической устойчивости, исходя из принципов системного подхода, является существенным аспектом в системе усовершенствования восстановительно-реабилитационных мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной работоспособности и надежности летного состава, в конечном итоге — обеспечения безопасности полетов [5; 10; 12].

Принципы данного методологического подхода могут быть использованы в авиационной, морской и спортивной медицине, где предъявляются повышенные требования к системе равновесия и для выявления групп риска с целью профилактики расстройств равновесия.

Литература:

1.                   Буйнов, Л. Г. Бемитил повышает статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, Д. В. Ястребов, П. Д. Шабанов // Психофармакология и биологическая наркология (Psychopharmacology and Biological Narcology). 2002. Т. 2. № 1–2. с. 225.

2.                   Буйнов, Л. Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М. И. Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

3.                   Буйнов, Л. Г. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. с. 91.

4.                   Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. № 2. с. 27–50.

5.                   Плахов, Н. Н. Использование реографии для оценки состояния периферического кровообращения при воздействии на организм шума и вибрации // Н. Н. Плахов // Военно-медицинский журнал — 1983. т. 304. № 7. с. 51.

6.                   Плахов, Н. Н. К оценке функциональных резервов организма / В. В. Пастухов, Н. Н. Плахов, З. К. Сулимо-Самуйлло // Военно-медицинский журнал — 1987, т. 308. № 5. с. 38–39.

7.                   Плахов, Н. Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических воздействиях / А. Н. Бухарин, Н. Н. Плахов // Физиология человека — 1990, т. 16. № 1. с. 106–111.

8.                   Соловьев, А. В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, О. В. Савчук, И. А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002 — с. 4.

9.                   Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанные с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология — 2013, № 6 — с.118–120.

10.               Соловьев, А. В. Конституциональные аспекты устойчивости человека к укачиванию // М. И. Говорун, А. В. Соловьев, А. Е. Голованов // Российская оториноларингология. 2007. № 6. с. 51–54.

11.               Соловьев, А. В. Прогнозирование устойчивости человека к укачиванию на основе психофизиологических и конституционально-типологогических особенностей // А. В. Соловьев [автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук], Санкт-Петербург, 1997.

12.               Соловьев, А. В. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология — 2013. — № 6. — с.16–19

13.               Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

14.               Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

15.               Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle