Библиографическое описание:

Динь Н. Т. Исследование творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия) // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 684-686.

Творчество является основным элементом в структуре человеческого интеллекта. Для оценки творческих способностей существуют многочисленные методы и критерии. По различным методам учеными проведены множество исследований в разных странах на различные объекты. Однако количество работ, исследованных творческих способностей в России, в том числе в Поволжье, до настоящего времени ограничено.

Поэтому в данной работе проведено исследование творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье.

Таблица 1

Критерии теста «TSD-Z» К. К. Урбана и их расшифровка

Крите­рии

Расшифровка критерия

1

Cn

Continuations — расширение основной детали

2

Cm

Completion — дополнение элементов

3

Ne

New elements — добавление новых предметов

4

Cl

Connections made with a line — соединение отдельных деталей, фигур

5

Cth

Connections made to produce a theme — соединение элементов по теме

6

Bfd

Boundary breaking this is fragment dependent — выход за рамки рисунка, связанный с рисованием мелкой детали

7

Bfi

Boundary breaking that is fragment dependent — выход за рамки, связанный с продолжением какого-либо предмета за пределами пространства рисунка, ограниченного квадратом

8

Pe

Perspective — адекватное пространственное отражение предметов

9

Hu

Humour and affectivity — выразительность рисунка

10

Ua

Unconventionality — изменение ракурса листа, рисование на его обратной стороне

11

Ub

Unconventionality — абстрактность, фантазийность изображений

12

Uc

Unconventionality — соединение фигур с символами, буквами или цифрами

13

Ud

Unconventionality — отсутствие повторений заданных деталей в изображениях

14

Sp

Speed — время выполнения

Для исследования использован тест «TSD-Z», предложенный психологом К. К. Урбаном. Выбор данного метода объясняется его высокой прогрессивностью, эффективностью и стабильностью в процессе исследования. Сущность метода заключается в том, что творческая способность студентов оценивается по суммарной оценке выполнения рисунка, основаны на 14 критериев (таблица 1).

Исследование проведено на 100 студентов, проживающих в Поволжье. Студенты дорисованы два рисунка А и В, представленные на опросном листе с заданными несоединенными элементами. Оценки студентов определяются по качеству выполненного рисунка по шкале от 1 до 6 баллов. Оценки студентов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Оценки студентов по критериям теста «TSD-Z» К. К. Урбана

Критерии (%)

Баллы

Cn

Cm

Ne

Cl

Cth

Bfd

Bfi

Pe

Hu

Ua

Ub

Uc

Ud

Sp

1

0

0

3

12

11

0

0

37

9

0

0

0

0

1

2

0

0

20

8

18

0

0

18

4

0

0

0

0

7

3

0

0

32

21

18

0

0

13

9

23

11

8

0

0

4

15

15

31

19

6

0

0

4

3

-

-

-

-

0

5

60

60

10

8

5

0

0

0

1

-

-

-

-

0

6

25

25

1

3

2

25

20

0

0

-

-

-

-

0

Результаты теста «TSD-Z», приведенные в таблице 2 показаны следующие особенности творческих способностей студентов в Поволжье:

-          высокая способность внимания и интереса к творческой информации;

-          высокая способность открытого восприятия информации и захватывания, обработки, совершенствования информации;

-          средняя способность расширения, создания новых элементов, их изменения, фантазии по темам для оформления общей структуры в творчестве студентов;

-          низкая способность превышения пределов, традиционного опыта и принятия риска в творчестве студентов;

-          низкая способность гибкости в процессе изменения, превращения информации об объектах, отражениях многомерных пространства в процессе творчества студентов;

-          очень низкая способность создания и готовности к участию представления уникальных юмористических эмоций в творчестве студентов;

-          низкая способность активности, использования новых необычных методов в процессе творчества;

-          низкая способность к воображению, представленная способностью превращения настоящих ситуаций, отражения информации, абстрактных изображений, новых и уникальных символов в процессе творчества;

-          очень низкая способность к независимости от информации, от данных условий и свободного представления, эффективного выполнения творческих идей;

Путем обработки данных, приведенных в таблице 2, определены уровни творческих способностей (А…К) студентов, проживающих в Поволжье (таблица 3).

Таблица 3

Уровень творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье

Уровень(%)

Рисунок

А

Б

В

Г

Д

Е+К

А

23

36

22

14

4

1

В

25

44

24

7

9

1

А+В

21

39

22

8

9

1

где: А — низкий уровень; Б — ниже среднего уровня; В — Средний уровень; Г — выше среднего уровня; Д — относительный уровень; Е — высокий уровень; лучший уровень.

Для наглядности построена кривая распределения студентов на различных уровнях творческих способностей (рис. 1).

На рисунке 1 показано, что у большинства студентов низкий уровень творческих способностей (72 % студентов на уровнях А, Б, В). Количество студентов, имеющихся творческую способность на повышенных уровнях, составляет 28 %.

Рис. 1. Кривая распределения студентов на уровнях творческих способностей

В результате исследований сделан вывод о том, что творческая способность студентов, проживающих в Поволжье, находится на низком уровне.

Литература:

1.                   Нгуен Зуй Ту (2006), Испытание теста ТSD — Z K. K. Урбана с приложения за границей и Вьетнам, Ханой — Вьетнам (код: 02.02.6/55 DH.2006).

2.                   K. K. Urban anh Hans G. Jellent (1994); “Test zum Schoepferischen Denken Zeichnerisch (TSD — Z). SWETS Test services.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle