Библиографическое описание:

Сафронова М. А. Кросс-культурные исследования интеллектуальной одаренности школьников России и Китая // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 697-699.

Феномен одаренности привлекает внимание исследователей на протяжении длительного времени, но лишь в последние годы интерес к его изучению приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это глобальными социально-экономическими и культурными изменениями в мире и потребностью общества в творческих и одаренных людях. В последние годы проблема интеллектуальной одаренности в России стала объектом пристального внимания со стороны государства. Выявление, сопровождение, поддержка и развитие одаренной личности становится одним из главных стратегических направлений реформирования существующей системы образования. Эта проблема является актуальной не только для России, но и для США, Канады, стран Европы, Китая, Кореи, Японии и др. В последние десятилетия для решения проблемы одаренности делаются попытки объединить усилия ученых на мировом уровне. Регулярно проводятся всемирные научно-практические конференции по проблемам одаренности. Так в 2011 году в Праге состоялась 19-ая Всемирная конференция «The World Council for Gifted and Talented Children», в 2012 году состоится 12-ая Азиатско-Тихоокеанская конференция «Nurturing Talent, Growing Potential» в Дубае [1].

Подходы, связанные с пониманием и изучением одаренности как психологического феномена освещены в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Л. И. Ларионова, Н. С. Лейтес, В. И. Панов, Л. В. Попова, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Дж.Фримен, Чжа Цзысю, Шумин Он и другие.

Одаренность присуща людям всех национальностей и культур, однако система ценностей и представлений, принятых в той или иной культуре, создает как преимущества, так и барьеры для проявления и развития одаренности. Особенности культурной среды, в которой воспитывается индивид, оказывают влияние на развитие интеллектуальной одаренности. Человек, формируясь, как культурно-историческое существо, усваивает в ходе своей жизнедеятельности материальные и духовные ценности, созданные другими людьми. Социокультурные факторы, такие как язык, образование, институт семьи, обычаи, традиции, представления являются детерминантами по отношению к уровню и темпам интеллектуального развития всех членов общества.

В настоящее время имеется еще очень мало исследований, направленных на сравнительное изучение феномена одаренности в разных культурах и странах. До сих пор остаются открытыми вопросы, является одаренность универсальным феноменом или его проявления обусловлены культурными особенностями страны, региона, зависим ли этот феномен от тех социально-экономических изменений, которые происходят в мире и в конкретных странах и т. д.

Для ответа на эти вопросы необходимо проведение кросс-культурных исследований. Наиболее эффективно и успешно эти исследования могут быть проведены с позиции культурно-исторического подхода, разработанного Л. С. Выготским. В этой связи необходимо подчеркнуть, что существует противоречие между признанием культурно-исторической парадигмы как одной из основных в научной психологии и недостаточным использованием этой парадигмы в исследованиях по педагогической психологии.

Необходимость и возможность проведения кросс-культурных исследований интеллектуальной одаренности в России и в Китае обусловлена, во-первых, территориальной близостью и наличием тесного социального, экономического и культурного сотрудничества этих стран; во-вторых, длительное время эти государства развивались в близком идеологическом русле и в настоящее время переживают социально-экономические и культурные преобразования, но при этом характер изменений различен; в-третьих, в Китае, как и в России, основной упор делается на развитие собственных интеллектуальных ресурсов, что делает значимой проблему работы с одаренными детьми, которая рассматривается как важное средство достижения экономического благополучия и процветания страны; в-четвертых, Россия и Китай претендуют на лидерство в научной, экономической и технологической сферах.

Практическое изучение интеллектуальной одаренности Российских и Китайских школьников показывает, что одаренность рассматривается как динамическое интегральное личностное образование, включающее в себя интеллектуальный компонент, креативность и духовность. Это психологическое образование формируется в процессе взаимодействия ребенка с социокультурной средой и может изменяться в период обучения в школе и в условиях социально-экономического и культурного преобразования общества. Опыт работы с одаренными детьми показал, что в России, и в Китае имеются как общие черты, так и отличия на макро-, мезо- и микроуровнях. В Китае сложилась государственная система образования и поддержки одаренных детей. Развитие интеллектуальной одаренности происходит с опорой на культурные традиции. Кроме развития интеллекта и креативности осуществляется духовно-нравственное воспитание. В России на данный момент пока отсутствует национальная система работы с одаренными детьми. У нас большее внимание уделяется развитию интеллекта и креативности, меньшее — развитию духовности одаренных детей [1].

Имплицитные представления об одаренной личности отличаются в России и Китае. В России первое по значимости место занимает когнитивный компонент, затем социальный и социально-этический. В Китае же более приоритетными являются социально-этический и социальный компоненты и менее значим — когнитивный. Это связано с западной ориентацией в представлениях об одаренной личности в России (рационалистические и индивидуалистические традиции) и восточной в Китае (коллективистские и социально-этические традиции) [2].

На основе комплексного кросс-культурного исследования российских и китайских школьников можно говорить, что интеллектуальная одаренность российских и китайских школьников имеет как сходство, так и различия в уровне выраженности компонентов и в связях между ними. Общим является высокий уровень интеллекта. У российских школьников на более высоком уровне находятся показатели креативности. Выраженные отличия установлены в показателях духовности, что связано с культурными особенностями России и Китая.

В условиях социально-экономических преобразований у российских школьников наблюдаются усиление интеллектуального, снижение креативного и изменения духовного компонентов, которые могут рассматриваться как негативные; у китайских же школьников выявлен рост интеллектуального и креативного компонентов при сохранении значимости духовного компонента.

Литература:

1.         Сафронова М. А. Особенности интеллектуальной одаренности Российских и Китайских школьников и ее динамика в период обучения в школе: автореф. дис. соиск. уч. степ. кандидата психол. наук / М. А. Сафронова. — Иркутск: Восточно-Сибирская академия образования, 2012.

2.         Сафронова М. А. Особенности социальных представлений об одаренности в России и Китае // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VII Международной конференции в 2 томах / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой. — Иркутск, 2011. — том 2. — С. 148–151.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle