Библиографическое описание:

Ищук В. В. Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 765-769.

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектного обучения.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, моделирование, модель, контекстное и проектное обучение, квазипрофессиональная деятельность, профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры.

Метод моделирования играет одну из ключевых ролей в осуществлении системного анализа любой образовательной системы. Моделирование в рамках проектирования помогает представлять и превращать объекты, явления, процессы, оперировать с ними, определять устойчивые свойства, выделять их сущностные аспекты, подвергать их серьезному логическому анализу (В. Безрукова, А. Воробьева, В. Заир-Бек и др.). Основные идеи педагогического проектирования и моделирования представлены в работах В. Докучаевой, А. Новикова, Ю. Плотинского, В. Якимовича и др. Так, моделирование, по мнению В. Безруковой, является первым этапом в структуре этапов проектирования. Автор определяет педагогическое моделирование как разработку целей создания педагогических систем, процессов, ситуаций и основных путей их реализации. Автор подчёркивает важность создания целевых моделей, как начала развития творчества учителя [1].

Моделирование предусматривает создание разных моделей. Иными словами, как отмечает А. Кутателадзе, «моделирование — это процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью модели [4, с. 40]». Автор отмечает, что модель позволяет научиться управлять объектом, апробируя разные варианты управления на модели этого объекта. Итак, модель — это форма абстракции особого рода, в которой существенные отношения объекта закреплены в связях, которые наглядно воспринимаются и представляются. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвигается общее, существенное.

Модель, как промежуточное звено между выдвинутыми теоретическими положениями и их проверкой в реальном педагогическом процессе, имеет много разновидностей, а именно: теоретическая, факторно-критериальная, модель обучения, модель профессиональной деятельности руководителя учебного заведения (М. Смирнова), содержательная, формальная (Ю. Плотинский) и другие. Наиболее распространенной в гуманитарных исследованиях является содержательная модель, отражающая идеи определенной концепции, которая еще называется концептуальной. Построение модели предполагает создание искусственного образца определенного объекта, который отражает структуру, свойства, функции, связи и отношения между элементами этого объекта.

Проектирование профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры требует инновационных подходов к ее построению и создание новых ее моделей. И. Демченко подчеркивает, что сегодня возникает настоятельная необходимость создания промежуточного звена между учебной и профессиональной видами деятельности — квазипрофессиональной. Это такой вид деятельности студента, которая была бы учебной за своей формой и профессиональной по содержанию. Она предусматривает трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им предельно обобщенные содержание и формы профессиональной деятельности [3].

На основе анализа современных концепций и научных исследований в области профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предлагаем следующие основные положения концептуальной модели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения.

Первое концептуальное положение касается цели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Современная педагогика рассматривает физическое воспитание как важную составную часть всестороннего и гармоничного развития личности, важного средства побуждения молодого человека к здоровому образу жизни. Поэтому, одной из ведущих сторон развития личности является физическое развитие, которое непосредственно связано со здоровьем молодого человека. Подготовка к профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры, которые будут нести ответственность за здоровье своих учеников, предусматривает комплексный процесс не только усвоение теоретических знаний, но и выработку профессиональных умений и навыков их применения на практике. Именно контекстное обучение направлено на получение профессионального опыта в процессе аудиторной работы студентов. Кроме того, чрезвычайно важно правильно спроектировать профессиональную подготовку, создать необходимые для неё условия, которые будут способствовать развитию проектировочных умений и компетенций будущих учителей физической культуры. «Проектное обучение можно считать проблемным и развивающим, потому что оно формирует мотивацию к созданию и преобразованию себя [6, с. 119]». Проектное и контекстное обучение являются инновационными технологиями организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, что в конечном итоге повышает активность будущего специалиста, его работоспособность и готовность к профессиональной деятельности. Итак, в нашем исследовании главная цель заключается в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности на основе контекстного и проектного обучения, открывает перспективы сочетание теоретического и практического обучения в высшем учебном заведении и формирования профессиональных компетенций будущей деятельности. Главная цель проектирования в высшей школе — создание преподавателем специальной учебной среды, которая позволит ему в рамках освоения студентом учебной дисциплины установить отношения взаимного сотрудничества между студентами и преподавателями с сохранением соответствующих прав и гарантией достижения профессионально-ориентированных дидактических целей в случае надлежащего соблюдения сторонами оговоренных учебных обязанностей. Можно утверждать, что в таком случае организация процесса изучения дисциплины будет осуществляться на основе проектирования, неформального соглашения между преподавателем и студентом о совместной деятельности по предоставлению образовательных услуг.

Второе концептуальное положение нашего исследования выделено на основе анализа трудов современных ученых (С. Батищев, Н. Мукан, Е. Нероба, И. Соколова, Л. Сущенко, А. Тимошенко и др.) относительно сущности понятия «профессиональная подготовка». Под профессиональной подготовкой будущих учителей физической культуры в вузе понимаем целостный процесс усвоения и закрепления общепедагогических и профессиональных знаний, умений, навыков, развитие профессиональной компетентности, что делает личность конкурентоспособной на рынке труда, дает возможность самостоятельно организовывать и совершенствовать физическое воспитание детей и молодежи.

Стратегическими концептуальными ориентирами моделирования процесса подготовки будущих учителей физической культуры стали общепедагогические принципы (сознательности и активности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных и возрастных особенностей); принципы физического воспитания: (оздоровительной направленности; связи физического воспитания с другими видами деятельности и занятости людей); принципы проектирования (технологичности, системного мониторинга); принципы контекстного обучения (проблемности, совместной коллективной деятельности, рефлексивности).

Третьим концептуальным положением нашего исследования является утверждение, что результатом профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры является их готовность к профессиональной деятельности. Обозначенная в ходе исследования цель может быть успешно реализована при условии формирования у будущих учителей физической культуры научно-теоретической, психологической, практической и физической готовности к профессиональной деятельности (В. Пешков, В. Сластенин, Ф. Собянин и др.). Научно-теоретическая готовность характеризуется наличием определенного объема психолого-педагогических, медико-биологических и специальных знаний. Психологическая готовность раскрывает мотивационно-ценностное отношение будущих учителей физической культуры к деятельности. Практическая готовность связана с наличием у студентов сформированных умений и навыков. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и физического развития студентов. При этом научно-теоретическая готовность определяет когнитивно-рефлексивный компонент; психологическая — мотивационно-ориентационный, практическая и физическая — операционно-деятельностный компонент готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Когнитивно рефлексивный компонент предусматривает приобретение будущими учителями физической культуры теоретических знаний по основам наук в соответствии со специальностью и специализацией, комплекс представлений о себе как о профессионале (профессиональная Я-концепция). Мотивационно-ориентационный компонент готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности включает выявление профессиональных склонностей, мотивов выбора педагогической профессии, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии в процессе профессиональной деятельности. Операционно-деятельностный компонент готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности включает комплекс физических способностей, умений и навыков профессиональной деятельности, активность студентов в различных видах деятельности.

Четвертое концептуальное положение касается методологических подходов организации исследования. Проектирование модели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры основано в нашем исследовании на идеях контекстно-компетентностного, системного и личностно-деятельностного подходов. Концепция контекстного-компетентностного подхода в образовании (М. Бахтин, А. Вербицкий, Н. Лаврентьева и др.) предусматривает перемещение акцентов с процесса накопления нормативно-определенных знаний, умений и навыков будущих учителей физической культуры в плоскость формирования и развития у студентов способности практически действовать и творчески применять полученные знания и опыт в различных ситуациях; усиливает практическую ориентацию физической подготовки и гарантирует ее высокую результативность. Системный подход (Н. Глузман, В. Корбутяк, А. Кустовская и др.) предусматривает рассмотрение профессиональной подготовки как целостной системы, которая состоит из конкретных компонентов, которые существуют в определенной взаимосвязи. Личностно-деятельностный подход (И. Бех, В. Лозовая, И. Якиманская и др.) позволяет создавать условия для развития личностных ценностей и индивидуальных особенностей будущих учителей физической культуры, ориентирует учитывать уровни здоровья, потребностей и интересов студентов в процессе активной учебной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Пятое концептуальное положение предусматривает определение педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения, а именно: постановка конкретных целей профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и организация их достижения; мотивированное привлечение студентов к активной деятельности с целью активизации потребностей будущих учителей физической культуры в индивидуальном саморазвитии и рефлексии; стратегическое планирование преподавателем каждой учебной дисциплины и системы профессиональной подготовки в целом; внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры метода кейс-стади и метода проектов как инновационных технологий организации учебно-воспитательного процесса.

Шестое концептуальное положение касается определения сущности основных категориальных понятий исследования. Определение сущности понятий «педагогический проект» и «педагогическое проектирование» рядом ученых (П. Балабанов, Т. Подобедова, Г. Романова, А. Цимбалару и др.) позволило сделать вывод о правомерности такого их использования: педагогического проекта как гибкого, технологически обеспеченного, целостного процесса реализации спланированных последовательных действий, направленных на достижение определенного социально-значимого, эффективного инновационного образовательного продукта; педагогического проектирования как вида педагогической деятельности по созданию и реализации педагогического проекта как инновационной модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на массовое использование; проектировочной деятельности как формы отношения субъекта проектирования к объективной реальности, когда результаты его активных действий определены в виде заранее заданного состояния. Проектировочная деятельность учителя физической культуры предполагает способность к определению содержания, средств, технологий обучения в процессе проведения физкультуры, внеклассных мероприятий, перспективного планирования учебно-воспитательного процесса, определения последовательности действий. В процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры нужно формировать такие проективные умения и компетенции: ставить цели профессиональной деятельности и достигать их воплощения в практику работы, осуществлять перспективное и недельное планирование собственной работы и деятельности учащихся класса; проявлять самостоятельность и инициативность при планировании учебных и внеклассных занятий по специальности, технологические и методические умения организовывать физическое воспитание школьников, способность обеспечивать самостоятельную физкультурную деятельность (оздоровительную, спортивную, организационную и т. д.), рефлексивные умения по анализу и коррекции собственной деятельности в области физической культуры. Как концептуальное в процессе исследования принято положение, высказанное Р. Шарафутдиновым и А. Барановым по решению проблемы формирования проектировочных умений будущих учителей физической культуры. Авторы предложили создать дидактическую систему, которая основана на интеграции предметной, методико-педагогической и проектировочной отраслей профессиональной подготовки [8]. Итак, в модели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного обучения выделены следующие блоки: проектировочный, предметный и методико-педагогический.

Седьмое концептуальное положение обусловливает содержательную часть профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Учебные планы различных вузов несколько отличаются, особенно это касается вариативной части планов. Соответствие содержания профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры требованиям социального заказа обеспечивается за счет расширения возможностей студентов по изучению различных дисциплин цикла профессионально-ориентированных дисциплин.

Восьмое концептуальное положение предусматривает выделение различных видов деятельности будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки на основе контекстного обучения, а именно: учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной. Учебная деятельность предусматривает овладение студентами научными знаниями, умениями и навыками, разностороннее развитие будущих учителей физической культуры как личностей. Под квазипрофессиональной ученые (А. Кузьминский, Н. Тарасенкова, И. Акуленко и др.). понимают деятельность, в ходе которой реализуются профессиональные компетентности в ситуациях смоделированной будущей профессиональной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность будущих учителей физической культуры является промежуточной между учебной и учебно-профессиональной деятельностью. Она предусматривает воссоздание в аудиторных условиях ситуаций будущей профессиональной деятельности, имитацию реального урока физкультуры, отношений и действий учителей и учеников. Учебно-профессиональная деятельность будущих учителей физической культуры — это форма познавательной и практической активности студентов, которая направлена на развитие собственной личности, их подготовку к выполнению профессионально-трудовых задач и обязанностей, овладение необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.

Девятое концептуальное положение предусматривает определение методико-технологической составляющей профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности должно проводиться поэтапно и обеспечивать последовательность форм, технологий и методов проведения учебно-тренировочных занятий. Учебная деятельность в вузах происходит в процессе проведения лекций, практических и семинарских занятий, индивидуальных консультаций, зачетов и экзаменов, которые являются традиционными для высшей школы. При этом проектная деятельность студентов включается в структуру дисциплин профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Такая инновация существенно меняет характер проведения лекций и практических занятий c традиционной формы на проблемно-проектную форму. Одна из главных дидактических единиц в такой системе обучения — самостоятельное выявление студентами задач и их решение. Квазипрофессиональная деятельность будущих учителей физической культуры предусматривает воссоздание в аудиторных условиях ситуаций профессиональной деятельности путем применения имитационных, ролевых и деловых игр, проблемных ситуаций, квазиопрофессиональных тренингов, которые являются инновационными технологиями организации учебно-воспитательного процесса вуза. М. Боброва выделяет две группы форм контекстного обучения, используемые в профессиональной подготовке: игровые (разыгрывание ролей, деловая игра, игровое проектирование и др.); неигровые (анализ конкретных и классических педагогических ситуаций, метод «инцидента», действие по инструкции и др.) [2, с. 7]. Учебно-профессиональная деятельность будущих учителей физической культуры осуществляется в процессе прохождения различных видов практик, проведение факультативов, кружков, организации самостоятельной внеучебной деятельности и т. д., что способствует формированию профессиональных компетенций студентов и активизации практической составляющей профессиональной подготовки специалистов.

Десятое концептуальное положение касается этапов проектирования профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. В построении модели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного обучения опираемся на исследования А. Перец. Автор утверждает, что педагогическое проектирование имеет сложную структуру, компонентами которой избраны: диагностирование, прогнозирование, моделирование, конструирование и реализация проекта в учебном процессе [5, с. 7]. Диагностирование как подготовительный этап проектирования призвано оптимизировать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс в высшей школе, обеспечить измерение и оценку профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры с использованием различных диагностических методик. Прогнозирование является таким этапом, который использует как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения относительно планирования будущего с целью оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Моделирование выступает как особая форма взаимосвязи между исследователем и предметом исследования, что его интересует, по созданию промежуточного звена эксперимента — модели. Этап конструирования предусматривает обоснование технологии профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного обучения, использования современных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Этап реализации проекта принимает форму внедрения разработанной модели в практику профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, формирования навыков мониторинга процесса проектирования, внесение дополнений и изменений в проект.

Одиннадцатое концептуальное положение предусматривает контроль со стороны преподавателей и самоконтроль, самооценку со стороны студентов за уровнями готовности к профессиональной деятельности на основе обоснованных адекватных критериев оценки. Педагогическое проектирование представляет собой процесс разработки созданной модели для доведения ее до уровня описания механизма получения конечного педагогического результата (по В. Ченобитову) [7]. В процессе профессиональной подготовки будущие учителя физической культуры приобретают различные уровни готовности к профессиональной деятельности (творческий, ситуативно-формальный, репродуктивный).

Разработанная модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения является программой для организации и проведения экспериментального этапа исследования, предусматривающая проверку эффективности ее функционирования, следовательно — реализацию задуманного проекта на практике.

Литература:

1.         Безрукова В. С. Педагогика. Проектная педагогика / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.

2.         Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: автореф. дисс. на соискание учён. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / М. П. Боброва. — Барнаул, 1997. — 17 с.

3.         Демченко І. І. Імітаційне моделювання у квазіпрофесійній підготовці майбутнього вчителя образотворчого мистецтва / І. І. Демченко // Педагогічні науки. — 2009. — Вип. 4. — 82–87.

4.         Кутателадзе О. Використання моделей і моделювання / О.Кутателадзе // Відкритий урок. — 2012. — № 10. — С. 40–44.

5.         Перець О. Б. Підготовка майбутніх учителів природничо-математичних дисциплін до педагогічного проектування засобами інформаційних технологій: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти»/ О. Б. Перець. — Одеса, 2010. — 20 с.

6.         Токар В. Проектування процесу професійного становлення майбутнього вчителя образотворчого мистецтва в умовах сучасної художньо-педагогічної освіти/ В. Токар // Наукові записки НДУ ім. М.Гоголя. — 2011. — № 6. — С. 118–120.

7.         Ченобитов В. А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования [Электронный ресурс] / В. А. Ченобитов. — Режим доступу к журн.: URL: //http.akmeo.rus.net/index/php?id=127.

8.         Шарафутдинов Р. Н. Формирование проектировочных умений у будущего учителя физической культуры / Р. Н. Шарафутдинов, А. А. Баранов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 3. — С. 26–28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle