Библиографическое описание:

Алимов Д. Х., Курбонова Б. М. Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 622-625.

Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы неязыковых факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменные и устные источники, пытаясь всесторонне осветить основные моменты обозначенного вопроса.

Ключевые слова: учитель, таджикский язык и литература, психолого-педагогическая подготовка, формирование личности учителя.

Authors of article investigate the problems connected with formation of future teacher of the Tajik language and literature in not lingual faculties. It is noted that this process is one of acceptable factors. In this article authors, lean on written and oral sources. Try comprehensive to shine highlights of this time.

Keywords: teacher, Tajik language and literature, psikhologo-pedagogichsky preparation, formation of the identity of the teacher.

Один из важных параметров подготовки будущего учителя — это творчество как                     качество, которое формируется на основе взаимосвязи следующих факторов: общенациональной, общепедагогической, гуманистической методической подготовки будущих специалистов, в том числе — по таджикскому языку и литературе. Творческий подход учителя литературы к своей обязанности — это результат его целостного гармоничного развития, которое проявляется в процессе выполнении обязанностей. В творчестве проявляются следующие качества педагога: культура (А. И. Щербаков), его общепедагогическая грамотность и мастерство (О. А. Абдулина, Н. Д. Никандров), профессионально-этическое воспитание (Э. А. Гришин), а особенно — самостоятельность и организованность (Рахмонов Х.). Рассмотрев все точки зрения, мы выделили следующие основные признаки и качества, характеризующие творческую личность будущего учителя литературы и языка.

Научная эрудиция, позволяющая объяснить учащимся суть сложного текста, помогает находить нужные аргументы при затруднениях школьников в ходе изучения литературы. [2]

Творческое направление конструктивной деятельности учителя (способность к оптимальному соотношению различных видов сочетания форм работы, в том числе — коллективных и индивидуальных, планирования, выявления межпредметных и гуманитарных связей). В учебном процессе сливаются воедино теоретическое обучение и воспитание учащихся, приводя к проявлению таких личностных качеств, как: гибкость, подвижность, самообладание, самодисциплина и дисциплина при проведении занятий, склонность к организаторской деятельности, взаимодействие личности и коллектива, саморегулирование коллектива, управление поведением окружающих, направленным на конкретного ученика. Здесь актуально психолого-педагогическое рассмотрение учебного процесса при изучении темы на выбор и любой темы литературы или родного языка. Необходимо уметь использовать навыки активной деятельности для развития познавательной самостоятельности школьников и организации совместной творческой деятельности. [1]

Основы педагогического творчества раскрывались в исследованиях второй половины прошлого столетия. Педагогическую деятельность отличает и ряд противоречий, решение которых требует особого методического стандарта. Это социально-педагогическое противоречие между развитием общества или коллектива и личности, между общественной и педагогической составляющими воспитательного процесса, необходимостью и в то же время сложными моментами применения в процессе воспитания многочисленных социальных факторов, влияющих на обучение коллектива и личности, а также противоречивость общественной и педагогической основ воспитания. [4] Необходимо использовать в воспитании разнообразные социальные факторы, влияние коллектива на обучение личности, установки и компоненты непосредственно духовного мира воспитанников. Все это можно обеспечить посредством определённого стиля обучения и творческого характера деятельности школьников — на практике должны применяться знания, мотивы обучения, а интенсивность нагрузок должна определяться уровнем здоровья и способностей школьников. [5]

Традиционно выпускникам приходилось рассчитывать на себя при выборе профессии — и сегодня эти противоречия можно разрешить, лишь развивая творческую личность, ее устойчивость в процессе непрерывной деятельности. Это существенно изменило подход к профессиональной подготовке не только педагогических кадров, но и кадров для других отраслей народного хозяйства в связи с концепцией современной высшей школы, основанной на идее непрерывного образования. Такая концепция сообразна со следующими положениями:

-          Цели образования, ориентированные на ценности мировой цивилизации и научно-культурный уровень взаимопонимания между профессиональными кадрами разных специализаций. Это стало свидетельством творческого подхода к деятельности любого специалиста, особенно — народного образования, учителей языка и литературы неязыковых факультетов либо вузов.

-          Необходима универсализация образования — в этом случае общая культура, интеллигентность и образованность будут цениться выше, чем конкретные науки.

-          Должна существовать гармоничная взаимосвязь общих условий интеграции образования.

Эти процессы освещают общие подходы к науке и практике, помогая научить школьников свободно ориентироваться в сфере труда. Они должны осознавать, где профессия применяется, как она функционирует и развивается. Дифференциация образования реализуется не за счёт узкой специализации, а за счёт развития дарования и способностей будущих педагогических кадров, опоры на их индивидуальные особенности, образование и опыт.

-          Гармонично строится на служении народу, гуманном отношении к человеку, свободном развитии его творчества, уровню его таланта и творческих особенностей. В ходе изменения содержания и направленности вузовского обучения, особенно педагогического, все чаще возникает вопрос о роли взаимосвязи школьного и вузовского образования в аспектах современной теории познания и языковедения.

-          Межпредметные связи — это основа для формирования творческой личности в высших педагогических заведениях.

-          Необходимо ощутить взаимосвязь между психолого-педагогической, методической, профессиональной и научной подготовкой кадров. Тенденции особенностей начального образования требуют совершенствования вузовского обучения в направлении развития общей культурной базы, формирования профессиональной культуры будущего специалиста — и такое развитие должно идти опережающими темпами.

Необходим разнообразный практический опыт, на базе которого будут формироваться успешные конкретные профессиональные умения и навыки. Научный смысл мышления в данном случае — это база воспитывающего и развивающего обучения, в целом вызывающего интерес к учебе и освоению информации. В результате этого у будущего специалиста формируется исследовательский подход к обучению, опорой которому в ходе профессиональной подготовки служат базовые умения и навыки, лежащие в основе всех остальных практических умений и навыков. [6]

По нашему мнению, эти теоретические положения являются исходными. Мы считаем их наиболее важными для взаимосвязи общенаучной, психолого-педагогической и методической подготовки будущего творчески развитого преподавателя языка и литературы в высшей школе. Однако если непрерывный образовательный процесс является ведущим фактором формирования творческой личности, то непрерывное самообразование и самовоспитание являются основным внутренним фактором творческой деятельности любого специалиста, в том числе — будущего учителя таджикского языка и литературы. Эту идею отражали в своих изысканиях многие из отечественных и зарубежных исследователей. [3]

Ушинский К. Д. отмечал, что учитель до тех пор будет хорошо учить своих учеников, пока занимается самообразованием. Отметим: в настоящее время самовоспитание учителя состоит не только в пополнении багажа знаний, которые он передаст своим ученикам. Новые знания требуют и обновления методики обучения. Именно здесь В. И. Андреев делает неожиданный вывод: никакая творческая школа, никакие самые совершенные методики и даже педагогическое новаторство не в состоянии решить проблему, если в процесс формирования творческой личности не включить профессионального самообразования и самовоспитания в целом. Такой же подход к личности будущего учителя формулируется в исследованиях А. Я. Арата по проблеме самовоспитания будущего учителя. Данная идея отражена и в работах В. А. Самохина — ясно, что речь идёт о единственной закономерности: воспитание творческой личности лишь тогда станет системой, когда будет включать в себя самовоспитание. [4]

Однако мы не полностью разделяем мнение В. И. Андреева, который утверждает, что основной чертой творчески работающего учителя филологии и языка является развитие творческих способностей студента либо ученика. Это синтез свойства и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия определённым требованиям. Учебно-творческий потенциал человека включает в себя высокий уровень общего развития культуры человека, его социальной позиции, а не просто свойств и особенностей личности. И главное: эффективными в педагогической деятельности являются лишь творческие способности. Необходимо обратить внимание на слова В. А. Крутецкого: «Общие творческие способности опираются на специально-физические, математические, музыкальные и других отрасли естественных наук». По нашему мнению, целесообразность понятия подготовки творческой личности, прежде всего, связана с понятием творчества. В философском словаре вышеизложенные понятия отражаются таким образом: «Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее». Философские источники связывают творчество личности, прежде всего, с определенным стилем отношения, который характеризуется тем, что человек-творец использует окружающий его мир, основываясь на законах природы и общества, но действует при этом более своеобразно, чем до сих пор было принято.

-          Для формирования творческого мышления необходимы свобода мысли, выражение мнения, обмен идеями, свобода критики;

-          Творчество — это поиск оптимального решения научной или практической задачи;

-          Творчество требует существования личной инициативы;

-          Деятельность — это единый путь формирования творческой личности.

Вышеуказанные позиции в целом относятся к подготовке личности как элемента будущих педагогических кадров, в том числе — учителя таджикского языка и литературы. С учетом некоторых особенностей творческая деятельность студента в вузе выступает в разных формах — от простой самостоятельности до научно-исследовательской работы в коллективах преподавателей высших учебных заведений. Особенности формирования творческой личности будущего учителя таджикского языка и литературы основаны на значении опыта творческой деятельности среди студентов вузов. [5]

Сущность педагогического творчества заключается в создании воспитательных новаций при высокоэффективной деятельности учителя и студента. Мы согласны с мнением болгарского философа Гиринова Г., который отмечает: «Творчество в широком смысле слова как творчество первого уровня присуще именно человеческому мышлению и человеческой практике. Оно представляет собой деятельность, в ходе которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности несуществующие, во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные и духовные произведения и вырабатываются методы, формы и средства субъективного переустройства личности». Поэтому творчество связно с такими процессами, как изображение, поиски, открытия, исследования, новации. Это даёт возможность пользоваться определенными мнениями философов-теоретиков. [6]

В связи с этим формирование творческой личности преподавателя нуждается не просто в педагогической практике и мыслительной деятельности на уровне нестандартного решения педагогических задач и решения нерешенных педагогических проблем путем мыслительной гимнастики — применения нестандартных взглядов и установок. Пути решения стандартных проблем нестандартными методами появляются в результате выявления установленных догм и традиций (т. е. устаревших методов), которые стали тормозить дело, а затем в противовес существующей модели деятельности — создания новой атмосферы. В процессе творчества педагога используются и парадигмы, новизна которых раскрывает внутренний мир учителя, формируя его творческие качества, — именно они оказывают мощное воздействие на творческую личность (студента) школьника.

Исследуя и изучая научные труды отечественных специалистов и ученых из ближнего зарубежья, мы пришли к выводу, что важность данного явления всегда учитывается в науке, в частности — при подготовке учителей филологии и начальных классов. На наш взгляд, рассматривать понимание педагогического творчества в таком широком диапазоне не вполне уместно. Поэтому мы четко разграничили признаки творческой личности преподавателя на основе ведущих черт непосредственно педагогической творческой деятельности.

-          Социальная значимость творческого труда;

-          Новизна содержания, форм и методов обучения и воспитания;

-          Прогрессивность изменений в деятельности;

-          Полнота реализации духовного потенциала личности;

-          Соглашение с добром.

Мы одобряем прогрессивные мысли мыслителей независимо от их принадлежности. По этому поводу уместно высказался западный мыслитель Г. Л. Карлсон: «Природа творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку». Это тем более важно по отношению к детям. По нашему мнению, творчество должно оцениваться, прежде всего, оптимистическим состоянием ребёнка в общении и воспитании. В связи с изложенной сутью творческой педагогической деятельности мы считаем: всё то, что даёт педагог или педагогический коллектив, — эффективно, если проявляются такие признаки воспитания и обучения, как социальная и личностная значимость содержания форм и методов творческой работы, которая удовлетворяет общепедагогическим принципам. Педагогические принципы выражаются в следующем:

-          Наличие социальных, объективных и организационно-субъективных условий для творческого труда педагога является определённым уровнем педагогического мастерства учителя воспитателя. Он позволяет ему вести к минимуму ошибки в новациях.

-          При наличии проблемной ситуации в школе у данного учителя она должна решаться кардинальным образом, иначе это неизбежно приведет к серьёзным отрицательным педагогическим последствиям.

-          Оригинальность и результативность педагогического труда — это результат поисков коллектива или личности воспитателя.

В результате этого мы можем определить понятие творческой личности преподавателя. Попытки конкретизировать творческие качества с учетом специфики деятельности предпринимались в науке не впервые. Указанные признаки творческой педагогической деятельности означают, что сформировано творческое отношение к труду. Научное творчество возрождает целый ряд качеств личности — таких, как стремление к познанию, познавательные способности, прямота и честность, стремление к открытиям.

Интеллектуальность и способность удивляться, проявлять интерес к новостям науки порождают новые способы освоения знаний и творческий путь будущего педагога. Критерии режиссерской творческой личности отражены в работах Е. С. Шатиной и А. А. Гройстана: наличие активной жизненной позиции, развитое воображение и фантазия — основа для образного воспитания, осмысления мира и развития чувства композиции. Основные блоки творческих качеств учителя освещены В. И. Андреевым.

Мотивационно-творческая активность — это профессиональная направленность личности, интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические способности, мировоззренческие свойства личности, ее нравственные и эстетические качества, способствующие творческому педагогическому труду, коммуникативно-творческие способности и способности к самовыявлению личности, способствующие успешности учения и общения. Указанным выше В. И. Андреевым подробно характеризованы показатели каждого из критериев творческой деятельности учителя и ученика, в том числе — учителя литературы и языка.

Каждое исследование дает возможность сделать следующие выводы: творческие качества учителя впитывают в себя творческие качества личности, присущие всем творчески работающим специалистам. Каждое из общих творческих качеств педагогов приобщает к психолого-педагогическому своеобразию, выступающему ведущим компонентом эффективного педагогического труда. Определение качеств личности творческого преподавателя выявилось не только при анализе достижений науки в последнее десятилетие, но и в процессе анализа педагогического творчества учителей-методистов Таджикистана.

Уместным будет акцент на сравнении основных черт творческой деятельности и творческой личности преподавателя высшей школы — здесь явно прослеживается их взаимосвязь. Все характерные черты преподавателя проявляются именно в признаках творческой деятельности, однако их непросто измерить. Поэтому мы использовали некоторые методы всей системы связи, что обусловило диагностику исследования.

Литература:

1.         Белостечник А. И. Роль периодической печати в формировании национальной самосознания. Автореф. — Минск: Бел. Гос.университет, 1992. — с. 25.

2.         Буйдаков. Х. Б. Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом процессе/Х. Б. Буйдаков. — Душанбе: Ирфон, 1998. — с. 447.

3.         Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1986. — с. 206.

4.         Дробижева Л. М. Национальное самосознание; база формирования и социокультурные стимулы развития //Сов. Этнография, 1985. — № 5.

5.         3оиров Д. М. Предпосылки и процесс формирования национальной государственности на постсоветском пространстве: Монография. — СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002. — с. 180.

6.         3оиров Д. М. Формирование и развитие национальной государственности в странах Содружества независимых Государств. Автореферат. — Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2004. — 45 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle