Библиографическое описание:

Сухоруков Д. В., Ткачук А. А., Ткачук В. А. Повышение умственной работоспособности путем сочетанного применения кортексина и специальных дыхательных упражнений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 357-359.

В современном мире, в связи с возрастанием количества информационных потоков, увеличением объема и сложности предлагаемой информации, могут возникать сложности в ее восприятии и своевременной и качественной переработке [4; 7]. Необходимость усвоения все больших объемов информации за счет неизменных психофизиологических резервов человека может неблагоприятно сказаться не только на его психоэмоциональном состоянии но и как следствие на функционирование всего организма, и самое главное на качестве выполняемой им работы.

При этом, несмотря на широкое внедрение современных технологий и автоматизацию роль человеческого фактора во многих сферах остается очень высокой [2; 5]. В ряде случаев ошибка или простая невнимательность, в следствии потери концентрации внимания может иметь фатальные последствия [8]. Это касается в первую очередь операторов различных систем жизнеобеспечения, авиадиспетчеров, летчиков, а так же специалистов выполняющих монотонную деятельность, связанную с анализом и переработкой большого количества информации (например, работники финансовой сферы). Так же можно отметить тот факт, что современный образовательный процесс, характеризующийся исключительно высоким темпом восприятия информации, делает обучение эмоционально и психически напряженным. В категорию лиц испытывающих умственные, психоэмоциональные перегрузки можно отнести школьников и студентов.

Поэтому сегодня назрела необходимостью разработки и создания эффективного способа повышения умственной работоспособности человека.

При этом очевидно, что данный метод должен быть не только высокоэффективным, но и быть простым в применении. Все вышесказанное определяет, актуальность данного экспериментального исследования.

На сегодняшний день существует несколько способов повышения умственной работоспособности человека [9; 10; 11].

Перспективным направлением в данной области является сочетание нескольких с целью усиления эффекта раздельно применяющихся.

Целью нашего исследования было активизация умственной работоспособности человека, путем сочетанном применении фармакологического препарата (кортексин) и комплекса специальных дыхательных упражнений. При этом дыхательные упражнения проводят в течение 10 мин., после интраназального введения кортексина (по 0,25 мл в каждую половину носа).

Известен целый ряд фармакологических средств, влияющих на повышение умственной работоспособности человека. Ныне синтезировано уже более 10 оригинальных ноотропных препаратов пирролидинового ряда, находящихся в фазе III клинических испытаний или уже зарегистрированных в ряде стран; среди них оксирацетам, анирацетам, этирацетам, прамирацетам, дупрацетам, ролзирацетам, цебрацетам, нефирацетам, изацетам, детирацетам. Все эти ноотропные препараты получили общее название «рацетамы».

Кроме этого, синтезированы и другие семейства ноотропных препаратов, включающие холинергические, ГАМКергические, глутаматергические и пептидергические.

Сочетание положительных влияний ноотропов на высшие интегративные функции мозга с неспецифическим церебропротективным действием обусловило широкий диапазон их клинического применения.

Также данные препараты активно используются для защиты операторских функций и повышения умственной работоспособности при утомлении и воздействии экстремальных факторов.

Кортексин – это полипептид, получаемый путем экстракции из коры головного мозга животных. Он обладает тканеспецифическим действием на кору головного мозга, оказывает церебропротективное, ноотропное, антиоксидантное и противосудорожное действие, улучшает процессы обучения и памяти, снижает токсические эффекты нейротропных веществ, стимулирует репаративные процессы в головном мозге, ускоряет восстановительные функции головного мозга после стрессорных воздействий. Механизм действия кортексина связан с его метаболической активностью: препарат регулирует уровень серотонина и дофамина, оказывает ГАМКергическое влияние, обладает антиоксидантной активностью и возможностью восстанавливать биоэлектрическую активность центральной нервной системы (ЦНС), что в итоге способствует нормализации деятельности основных структур ЦНС [1; 3; 6].

Комплекс специальных дыхательных упражнений, основан на мобилизующем дыхании. Данные упражнения предназначены для быстрого повышения общего тонуса организма. В отличие от других дыхательных упражнений, при которых вдох совершается активно, а выдох пассивно, в мобилизационном варианте вдох менее активный, а выдох осуществляется активно и достаточно резко с искусственно создаваемым затруднением. Упражнение делается медленно, без перерывов, выполняется 5 раз подряд.

Для доказательства эффективности разработанного способа нами было проведено исследование. В исследованиях приняли участие 33 студента третьего курса гуманитарного ВУЗа. Численность экспериментальной группы составила 21, контрольной – 12 человек.

Вначале все испытуемые прошли обследование по следующим параметрам:

-                   самооценка состояния;

-                   уровень тревожности (по Спилбергеру – Ханину);

-                   распределение внимания (красно-черные таблицы);

-                   пространственно-временная антиципация по реакции на движущийся объект;

-                   методики «компасы» и «установление закономерностей»;

-                   определение частоты сердечных сокращений;

-                   определение величины систолического и диастолического артериального давления.

Затем в первой половине дня, в течение недели испытуемые экспериментальной группы подвергались сочетанному воздействию кортексина и специальных дыхательных упражнений. Испытуемые контрольной группы занимались в соответствие с учебным планом. На заключительном этапе обе группы повторно прошли обследование в первоначальном объеме. Полученные данные были обработаны общепринятыми методами статистического анализа. Результаты представлены в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1

Психофизиологические показатели обследуемых до и после сочетанного применения кортексина и дыхательных упражнений (М ± m)

Психофизиологические

показатели

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

До

После

До

После

Самооценка состояния

(баллы)

36,3 ± 2,1

36,7 ± 2,2

35,7 ± 1,4

39,8 ± 2,3 *

Реактивная тревожность

(баллы)

36,3 ± 2,0

36,9 ± 2,1

36,7 ± 2,6

32,8 ± 2,6*

Красно-черные таблицы

(сек)

174,3 ± 13,2

176,4 ± 15,4

173,7 ± 15,4

145,1 ± 16,4*

Реакция на движущийся объект (м /с)

15,1 ± 1,1

14,8 ± 1,2

15,4 ± 1,8

13,0 ± 2,1*

Методика «Компасы»

(баллы)

4,3 ± 1,7

4,2 ± 1,9

4,4 ± 2,4

5,0 ± 2,0*

Методика «Установление закономерностей» (баллы)

3,4 ± 1,8

3,5 ± 1,9

3,6 ± 1,9

4,7 ± 2,0*

Частота сердечных сокращений (удар/мин.)

72,4 ± 3,4

73,1 ± 3,6

73,9 ± 3,4

72,1 ± 3,4

АД систолическое

(мм. рт. ст.).

118,1 ± 5,8

120,1 ± 6,7

120,0 ± 9,4

118,4 ± 7,9

АД диастолическое

(мм. рт. ст.)

72,3 ± 3,8

73,4 ± 2,4

74,1 ±3,7

77,1 ± 4,9

Примечание. Достоверность различий р<0,05, по сравнению с исходными данными, обозначена – *.

В результате проведенного исследования было установлено, что у испытуемых, прошедших курс сочетанного применения кортексина и специальных дыхательных упражнений на 11,5 % возросла самооценка, при этом, данный процесс проходил на фоне снижения уровня личностной тревожности (на 12,0 %). Значительно улучшились результаты при работе с черно-красными таблицами (на 19,7%). Также улучшилось качество выполнения элементов операторской деятельности (на 18,5%). Доказательством эффективности разработанного способа повышения умственной работоспособности является также улучшение мышления и сообразительности. Данную тенденцию подтверждает как методика «компасы» (рост показателей на 12,0 %), так и «установление закономерностей», здесь показатели по указанному параметру возросли (на 23,5 %).

Не менее важным результатом проведенного исследования можно считать, тот факт, что показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления в ходе эксперимента достоверно не изменялись. Иных побочных эффектов и нежелательных реакций после курсового применения кортексина и специальных дыхательных упражнений у испытуемых также не отмечалось.

На основании полученных в результате экспериментального исследования данных можно сделать следующие выводы: – предлагаемый метод характеризуется достаточно высокой эффективностью; – он прост в применении (комплекс упражнений легко освоить и в дальнейшем выполнять самостоятельно); не требует больших финансовых затрат., труда высококвалифицированных специалистов, сложной аппаратуры и т.д..

Литература:

1.      Буйнов, Л.Г. Бемитил повышает статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, Д.В. Ястребов, П.Д. Шабанов // Психофармакология и биологическая наркология (Psychopharmacology and Biological Narcology). 2002. Т. 2. № 1-2. с. 225.

2.      Буйнов, Л.Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, М.И. Говорун, Л.А. Сорокина, Р.А. Нигмедзянов, А.Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33-36.

3.      Буйнов, Л.Г. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Глазников, Г.А. Рыжак, В.Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. с. 91.

4.      Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. № 2. с. 27-50.

5.      Соловьев, А.В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений / А.В. Соловьёв, О.В. Савчук, И.А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002 – с. 4.

6.      Соловьев, А.В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанные с действием знакопеременных ускорений / А.В. Соловьев, Л.А. Глазников, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология – 2013, № 6 – с.118-120.

7.      Соловьев, А.В. Конституциональные аспекты устойчивости человека к укачиванию // М.И. Говорун, А.В. Соловьев, А.Е. Голованов // Российская оториноларингология. 2007. № 6. с. 51-54.

8.      Соловьев, А.В. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л.Г. Буйнов, А.В. Соловьев // Российская оториноларингология – 2013. – № 6. – с.16-19

9.      Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

10.  Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

11.  Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. RUS 2453346 27.04.2010

Основные термины: умственной работоспособности, повышения умственной работоспособности, умственной работоспособности человека, специальных дыхательных упражнений, работоспособности человека патент, Способ повышения умственной, Сорокина Л.А, сочетанного применения кортексина, способа повышения умственной, Повышение умственной работоспособности, активизация умственной работоспособности, повышение умственной работоспособности, повышения статокинетической устойчивости, способов повышения умственной, головного мозга, Российская оториноларингология, устойчивости человека, Комплекс специальных дыхательных, комплекса специальных дыхательных, эффективного способа повышения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle