Библиографическое описание:

Егизбаев Т. Б. Унификация принципов таможенного права странами участниками Таможенного союза // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 577-579.

Перед тем, чтобы говорить об унификации принципов таможенного права следует конкретно понимать, что подразумевает понятие «унификация». Термин «унификация» произошло от латинских слов “uni” – один, и “facere” – делать. То есть унификация дословно означает делать одно, а конкретнее установление единообразия, приведение к одной единой форме. Это может касаться документов, действий, услуг и т.д.

Унификация в праве – это деятельность компетентных органов государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений.

Таким образом, унификация принципов таможенного права странами участниц Таможенного союза заключается в приведении норм и принципов таможенного законодательства в единообразнуюформу для регулирования общественных отношений в сфере таможенного права одинаково на всей территории Таможенного союза.

Одним из основных нормативно-правовых актов, обеспечивающим таможенное регулирование на всей территории Таможенного союза является Таможенный кодекс Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.

В соответствии с п.1 ст.2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

К проблеме унификации таможенного законодательства можно отнести заполнение документов для таможенных целей. Так как заполнение документов в соответствии с конституционными нормами в России, Белоруссии и Казахстане производится на государственном языке, то в данном случае происходит разногласие национальных законодательств.Можно отметить, что не выработан единый подход к использованию одного языка на территории Таможенного союза.

Также имеется проблема со сроками таможенного оформления. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза устанавливается однодневный срок, но допускается его продление до 10 дней (ст. 196), но это приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо.

Нормативными актами национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации – 65 тысяч рублей, в Республики Беларусь – 1 тысяча евро, в Республики Казахстан сумма может меняться в зависимости от вида товара. В случае перемещения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать всевозможные лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия перемещения товаров. Это крайне недопустимо, следует установить одинаковые суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза.

Остается без внимания и не решенный вопрос о ввозе иностранных автомобилей на территорию Таможенного союза. Учитывая, что на территории Белоруссии действуют ставки таможенных пошлин намного ниже, чем в других странах участниц Таможенного союза, уже сейчас многие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России и Казахстана. По данному вопросу компромисса пока не достигнуто.

Ухудшает положение субъектов внешнеторговой деятельности и ст. 99 Таможенного кодекса ТС, разрешающая проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В настоящее время такой срок ограничивается одним годом. Следовательно, установленный трехлетний период проведения таможенной проверки представляется излишним.

Среди новшеств Таможенного кодекса Таможенного союза следует отметить введение института уполномоченного экономического оператора. Данному юридическому лицу могут быть предоставлены специальные упрощения. Однако одной из главных причин для исполнения представляется одно из условий присвоения соответствующего статуса – предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро. Исполнение данной нормы делает указанную таможенную услугу практически недоступной для большинства хозяйствующих субъектов, в первую очередь мелких и средних организаций.

Отмечено, что в Таможенном кодексе Таможенного союза не нашло своего отражения положение, установленное в законодательных актах большинства государств. Речь идет об исчислении таможенных пошлин, налогов. По-прежнему плательщикам предлагается исчислять их самостоятельно. Данные действия усложняют уплату таможенных пошлин и налогов. А в Таможенном кодексе Евросоюза устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должен быть рассчитан и учтен размер таможенных платежей, так как сразу после этого в адрес плательщика направляется извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей. Плательщик же обязан внести таможенные платежи в течение 10 дней с момента получения платежного извещения. По истечении этого времени таможенные органы получают право требовать от плательщика уплаты указанных сумм.

Представляется, что обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность. Учитывая, что исчисление будет производиться лицами, наиболее компетентными в вопросах расчета таможенных платежей, недоработки, просчеты в этой части сведутся к минимуму. Представляется, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс Таможенного союза позволила бы добиться ряда преимуществ:

– уменьшить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности;

– избежать ошибок при определении объема таможенных платежей;

– своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок;

– повысить эффективность контроля за уплатой таможенных платежей.

Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», заменив его на более широкую категорию «таможенная процедура», что можно признать недостаточно обоснованным. Такое изменение понятий потребует в первую очередь внесения целого ряда изменений в нормативные акты различного уровня, использующие термин «таможенный режим».

В целом же Таможенный кодекс Таможенного союза содержит массу отсылочных норм (около 200) к национальному законодательству, что может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств – членов Таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек.

В связи с созданием правовой базы Таможенного союза возникает вопрос и о процессеосуществления Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Республики Казахстан. Такой перенос состоится, но по информации начальника аналитического управления Таможенного союзаРеспублики Казахстан, полного переноса оформления на границу не будет. Предполагается создание специальных Центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны. Одновременно необходимо наращивать интернет-декларирование, предварительное информирование и декларирование.

В целом закон восполняет пробелы – отношения, не урегулированные Таможенным кодексом Таможенного союза. Вместе с тем в нем содержится множество норм, дублирующих ТК ТС, что приводит к громоздкости таможенного законодательства.

Законопроектом вводится понятие «координатор электронных систем уплаты таможенных платежей».Они обязаны обеспечить поступление на счет государственного казначейства или на счет, определенный международным договором, сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов.

Сборы за таможенное оформление были заменены на сборы за таможенное декларирование.

В заключение нельзя не отметить: очень важно при формировании нормативной базы Таможенного союза не допустить усиления конфликта частных и публичных интересов, не ужесточить таможенные правила, не возвести дополнительные административные и финансовые барьеры. При этом не следует умалять роль основных доноров бюджета – субъектов внешнеторговой деятельности.

Литература:

1.                  Таможенный кодекс Таможенного Союза от 16 апреля 2010г.

2.                  Унификация таможенного законодательства таможенного союза с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур на примере норм проекта Таможенного кодекса таможенного союза – институт "Очистка товаров". Кожанков А.Ю.Электронный ресурс, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle