Применение метода транспортно-путевых затрат для определения экономической стоимости национальных парков и рекреационных зон: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Чигладзе, К. И. Применение метода транспортно-путевых затрат для определения экономической стоимости национальных парков и рекреационных зон: теоретический аспект / К. И. Чигладзе, Erda Wang. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9198/ (дата обращения: 24.04.2024).

Национальные парки и природоохранные территории являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Они предоставляют возможности рекреационного отдыха для туристов, а также играют важную роль в сохранении биоразнообразия и целостности экологических систем.

Экономические выгоды, связанные с национальными праками и охраняемыми территориями, не подчиняются существующему рыночному механизму, основанному на правилах обмена товарами и услугами. Соответственно, стоимость национальных парков и природоохранных зон не может быть выявлена с помощью рыночных цен. Но в то же время нельзя недооценивать экономические выгоды от содержания национальных парков и охраняемых территорий. Поэтому экономисты вынужнены применять нерыночные мехнаизмы и техники для определения стоимости национальных парков и природоохранных зон. Данные техники базируются на определении потребительского спроса (consumer demand) и излишек потребителя (consumer surplus).

Одним из таких методов является метод транспортно-путевых затрат.

Метод транспортно-путевых затрат (Travel Cost Method) – метод косвенной оценки ценности экологических объектов, при котором транспортные расходы населения для посещения мест отдыха используются в качестве заменителей цены рекреационного объекта, а частота его посещения выражает количество приобретенного рекреационного «товара». Изменения в путевых затратах и частоте поездок используются для построения кривых рекреационного спроса и вычисления потребительского дохода от рекреации, т.е. рекреационной ценности экологического объекта.

В 1947 году Гарольд Хотеллинг написал письмо директору Департамента Национальных Парков США, в котором предложил метод оценки выгод от использования рекреационных зон. Данное писмьо считается временем основания метода транспортно-путевых затрат. В то время идеи, предложенные Хотеллингом, не были востребованы. Позднее, в конце 50-ых годов Трайс и Вуд (1958) и Клоусон (1959) применили предложения Хотеллинга и начали исследования с примененнием метода транспортно-путевых затрат для определения нерыночной стоимости рекреационных зон.

Метод основан на наблюдении поведения потребителей. Основная идея заключается в том, что количество посещений парка будет уменьшаться с увеличением расстояния, которое необходимо преодолеть для посещения парка и, соответсвенно, с увеличением расходов, связанных с посещением.

Метод может применяться для оценки экономических выгод, получаемых от:

-          Существующего доступа к парку или рекреационной зоне,

-          Устранения сущетсвующего парка (зоны),

-          Открытия нового парка (зоны).

Самая простая функция по методу транспортно-путевых затрат выглядит следующим образом:

Q = f (TC, D)

где    Q – количество посещений парка,

TC – транспортно-путевые затраты, связанные с посещеним парка (включающие затраты на дорогу до парка и обратно, оплата за въезд на территорию парка, расходы на проживание, питание, упущенные доходы и др.).

D – социально-демографичесике показатели посетителей (возраст, пол, уровень образования, месячный заработок и др).

Используя данную формулу мы можем построить кривую спроса для национального парка или рекреационной зоны. (См. рисунок 1)

Рис.1 Кривая спроса

Где «цена товара» (Р) – транспортные расходы, связанные с посещением парка (зоны) (ТС), а «количество товара» (q) – количество посещений парка (в год).

Используя кривую спроса, мы можем рассчитать потребительский излишек (consumer surplus). Размер потребительского излишка определяется площадью фигуры под кривой спроса и над ценой. Показатель потребительского излишка выражает общую экономическую стоимость национального парка или рекреационной зоны.

Существует две разновидности метода транспортно-путевых затрат:

-          Зональный;

-          Индивидуальный.

Рассмотрим их основные различия.

Зависимой переменной в индивидуальном методе является количество посещений в год, совершенных отдельными посетителями парка. А в зональном методе зависимой переменной является количество посетителей из определенной зоны либо количество посещений на душу населения. Для использования зонального метода необходима информация о количестве посетителй из каждой зоны, о численности населения каждой зоны, демографические характеристики населения. Данная информация может быть получена из государственных статистических агенств. Также необходимо провести расчеты траспортных расходов посетителй из каждой зоны.

Для применения же индивидуального метода необходима более детальная информация о посетителях, что предполагает проведение опросов непосредственно в парке или рекреационной зоне. Необходима информация следующего содержания:

-          Расстояние и время затраченные на поездку;

-          Количество посещений парка за последний год;

-          Время, проведенное непосредственно в парке (зоне);

-          Расходы, возникшие в связи с поездкой (стоимость билета для посещения парка (зоны), расходы на питание, проживание и т.д.);

-          Социально-экономические характеристики посетителей (пол, возраст, уровень образования, месячный заработок, профессия и т.д.);

-          Причины посещения парка (является ли посещение парка единственной целью поездки);

-          Оценка уровня экологического состояния парка;

-          Возможность посещения альтернативного парка и др.

Существует условие, при котором можно применять индивидуальный метод, – большинство посетителей должны совершать два или более посещений парка (зоны) в год. В противном случае невозможно посторить кривую спроса и рассчитать потребительский излишек и, соответсвенно, экономическую стоимость парка.

Зональный метод является менее затратным для исследователей по сравнению с индивидуальным методом, так как для его применения используются вторичные данные и небольшое количество информации, собранной непосредственно у посетителей парка.

Ниже рассмтариваются преимущества и недостатки использования метода транспортно-путевых затрат.

Преимущества метода:

-        Метод основан на реальном поведении посетителей, а не на построении гипотетических ситуаций;

-        Метод не требует больших финансовых затрат для применения;

-        Результаты относительно легко интерпретировать и анализировать.

o Каковы же основные недостатки метода?

-        Большинство моделей предполагают, что посещение парка является единственной целью поездки посетителей. Если же целью поездки является посещение нескольких мест либо парков, то экономическая стоимость изучаемого парка может быть завышена;

-        Определение и оценка упущенных доходов, а также определение стоимости времени, затраченного на поездку, является проблематичным. Так как это время могло бы быть использовано в других целях, оно предполагает упущенные доходы. Данная величина должна быть добавлена к транспортным расходам, в противном случае, стоимость изучаемого парка будет занижена. В настоящее время не существует единого способа рассчета упущенных доходов, но большиство экономистов предпочитают использовать для вычисления данной величины определенную долю заработной платы. Это также влиет на выгоды, получаемые посетителем от поездки;

-        Наличие и доступность альтернативных парков для посещения. Например, если два человека преодолевают одинаковое расстояние для посещения парка, предполагается, что они получают одинаковую выгоду. Но в тоже время, если существует несколько парков, а потребитель посещает именно этот определнный парк, так как он ему больше нравится либо по другим причинам, то это несет большую выгоду для посетителя;

-        Стандартные метода транспортно-путевых затрат предоставляют информацию о настоящей ситуации, не принимают во внимание возможные изменения экологического состояния парка;

-        Как и при использовании любых других статистических методов, статистические проблемы могут повлиять на результат. Сюда можно включить выбор формы функции для построения кривой спроса, выбор модели и переменных, включаемых в модель.

Таким образом, несмотря на существующие недостатки, метод транспортно-путевых затрат является достаточно эффективным методом оценки национальных парков и природоохранных территорий и широко применяется исследователями и экономистами в нашей стране и за рубежом.

Литература:

  1. Оценка экологических систем [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecosystemvaluation.org/travel_cost.
  2. Севастьянова С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов. – СПб: СПбГИЭУ, 2008. – 190с.
  3. Fleming Ch. M., Cook A. The Recreational Value of Lake McKenzie, Fraser Island: An Application of the Travel Cost Method//Tourism Management 29 (2008), pp. 1197-1205.
  4. Sukanya Das. Travel Cost Method for Environmental Valuation//Dissamination paper – 23, Center of Excellence in Environmental Economics, Madras School of Economics (India), 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортно-путевых затрат, метода транспортно-путевых затрат, посещения парка, посещений парка, национальных парков, количество посещений парка, национального парка, кривую спроса, посещение парка, метод транспортно-путевых затрат, стоимости национальных парков, Количество посещений парка, рекреационных зон, Причины посещения парка, посещения альтернативного парка, экономическую стоимость парка, стоимость национального парка, посещение парка единственной, рекреационной зоны, посетителей парка.


Похожие статьи

Задать вопрос