Библиографическое описание:

Лабеева Т. И. Теоретические и методические подходы к организации финансового планирования на предприятиях автотранспорта в работах современных авторов // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 475-479.

В рыночных условиях хозяйствования финансовое состояние предприятия является характеристикой, позволяющей определить многие параметры в деятельности предприятия. Вместе с тем совокупность показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, может быть как результатом целенаправленных действий руководства предприятия, так и являться в определенной степени случайными по отношению к деятельности/бездеятельности руководства предприятия.

Современный этап в деятельности предприятий автотранспорта характеризуется формированием устойчивого интереса руководителей автотранспортных предприятий к внедрению современных форм и методов финансового менеджмента. Основным источником информации о системе современного рыночного финансового менеджмента, безусловно, являются работы зарубежных авторов. Учебники, учебные пособия, монографии зарубежных авторов переведены на русский язык и среди них следует на наш взгляд отметить, работы Брейли Р. и Майерса С. «Принципы корпоративных финансов», Бригхема Ю. и Гапенски Л. «Финансовый менеджмент», Ван Хорна«Основы управления финансами», «Энциклопедию финансового менеджмента»Бригхема Ю., «Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация»Бернстайна Л.А., Кинга A.M.,«Тотальное управление деньгами», Ли Ч.Ф. и Финнерти Д.И. «Финансы корпораций: теория, методы и практика», коллективную монографию «Финансовое планирование и контроль» под редакцией М.А. Поукока иА.Х. Тейлора [17], монографию Д.Хана«Планирование и контроль: концепция контроллинга»[18] и др. Если обобщить основные положения, представленные в указанных работах, качающиеся вопросов финансового планирования, то система организации финансового планирования может быть представленаследующей логической схемой:

Разработка бизнес-плана – обоснование выделения бизнес-единиц-обоснование степени финансовой независимости бизнес-единиц -формирование долгосрочного финансового плана -формирование совокупности среднесрочных финансовых планов -внедрение системы бюджетирования – анализ финансовых результатов и их интерпретация.

При этом в указанных работах преимущественно сделан акцент на стратегическом планировании. Так, например, Каплан Р.С. и Нортон Д.П. в своей работе «Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию» отмечают необходимость оценки стратегии бизнеса как основной в системе оценки всей системы, и определяют четыре основные составляющие: финансовую, клиентскую, внутренние бизнес-процессы и обучение и развитие персонала [11. С. 45-46].В финансовые составляющие авторы включают два показателя: рентабельность инвестиций и добавленная стоимость. В фундаментальной работе Ю. Бригхема«Энциклопедия финансового менеджмента»проблемы финансового планирования рассмотрены в плоскости стратегических долгосрочных инвестиционных решений с позиций сравнительной оценки эффективности методов привлечения капитала: за счет банковских кредитов или финансирования на основе эмиссии ценных бумаг. Финансовое прогнозирование представлено посредством установления взаимосвязи между объемами будущих продаж и потребностями в капитале. Более детально рассмотрены вопросы финансирования оборотного капитала во взаимосвязи с политикой инвестиций. Вместе с тем, трудно утверждать, что в этой и других указанных выше работах приведены алгоритмы финансового планирования, обосновывающие логический процесс и совокупность финансовых планов, которые позволяют реализовать ту или иную цель или стратегическую линию в развитии предприятия.

В целом, представляется, что процесс финансового планирования на примере планирования прибыли систематизирован в работе Дж.К. Шима и Дж.Г.Сигела «Основы коммерческого бюджетирования: пошаговое руководство для нефинансовых менеджеров»[19]. Так, в частности, авторы отмечают: План рассматривает организационную структуру, ассортимент выпускаемых изделий и продукции, снимаемой с производства, оказываемые услуги, цены и объем продаж, затраты (производственные и операционные издержки), долю рынка, регионы, навыки рабочей силы, источники сырья, экономические и политические условия, риск, эффективность продаж, финансовые условия (например, денежный поток для финансирования программ), физические условия, перечень работ, человеческие ресурсы (например, количество и квалификацию сотрудников, программы по обучению, связь с профсоюзом), возможности по дистрибуции, темпы роста, технологические возможности, мотивационные аспекты и связи с общественностью. Все компоненты плана рассчитываются и обосновываются в отдельности, также рассматривается влияние компонент друг на друга. Выявляются и устраняются потенциальны проблемы. Информация представляется в простой и ясной форме [19.С. 51-52]. При простоте и понятности приведенной автором инструкции, в работе в целом не детализируется алгоритм составления финансовых планов, как в целом, так и по отдельным направлениям.

Общим указанием по совершенствованию финансового планирования, сформулированным в работах Каплана Р. и Нортона Д., в статье Э.Уормалда «Финансовое планирование в условиях перемен»[11.С. 175-194], является акцентирование внимания на необходимость учета факторов, определяющихсостояние внешней по отношению к предприятию среды. Из этого следует, что при выявлении отраслевой специфики финансового планирования специальное внимание должно быть уделено определению значащих для предприятия факторов, влияющих на процесс финансового планирования. Очевидно, что совокупность этих факторов существенно отличается для фирм, которые планируют свою деятельность в условиях стабильных экономических систем и в условиях развивающихся рынков.

Необходимо, на наш взгляд, отметить, что процесс теоретической и методической адаптации зарубежных методов финансового менеджмента к отечественной практике осуществляются с учетом определенного упрощения взаимодействия российских предприятий и финансовых рынков, что связано с ограниченными возможностями для российских предприятий привлечения долгосрочных кредитов или осуществления заемных операций посредством эмиссии облигаций. В целом внимание сосредоточено на вопросах управления денежными потоками; бюджетирования; финансового анализа результатов деятельности предприятий и организаций' на основе интерпретирования финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями российской законодательной базы; трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами; финансового риск-менеджмента. Методические вопросы финансового планированияпредставлены преимущественно в учебных пособиях Балабанова И.Т. в виде рекомендаций по выбору методов финансового планирования, по отбору показателей для отдельных финансовых планов, способам расчета отдельных финансовых показателей. В целом специфика финансового планирования на предприятиях автомобильного транспорта в указанных работах специалистов по финансовому менеджменту отражения не нашла.

Вместе с тем, проведенный анализ работ зарубежных авторов на предмет освещения в них принципов финансового планирования на предприятиях транспорта, позволил сделать вывод, что специфика организации и планирования результатов деятельности автотранспорта в условиях современных рыночных отношений в определенной степени представлена через призму логистического менеджмента.

Так, остановимся на понятии логистический менеджмент, предложенного в работе Стока Дж. Р. и Ламберта Д.М. «Стратегическое управление логистикой»: Логистический менеджмент – это часть процесса в цепочке поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей [15.С. 2].

Поскольку автотранспорт является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих реализацию логистического подхода к управлению материальными потоками, система финансового планирования на предприятиях автотранспорта должна быть построена таким образом, чтобы предприятие всегда могло вписаться в логистические процессы любой фирмы, заинтересованной в доставке своих товаров, в строгом соответствии с определенными этой фирмой условиями. Так, например, при рассмотрении основных видов транспорта, Сток Дж. и Ламберт Д. отмечают: Автотранспорт – важная составляющая логистических сетей большинства компаний, поскольку характеристики отрасли автомобильных перевозок обычно в большей степени соответствуют требованиям потребителей по обслуживанию, чем при транспортировке другими видамитранспорта. До тех пор, пока отрасль автомобильных перевозок сможет предоставлять свои услуги быстро, эффективно и с тарифами в границах, предлагаемых железнодорожным и воздушным видами транспорта, эта отрасль будет продолжать процветать [15.С. 299]. Таким образом, одним из обязательных условий финансового планирования для предприятий автотранспорта является необходимость учета логистических принципов в организации ее деятельности.

В связи с тем, что современная рыночная среда принципиально меняет требования к системе управления и организации деятельности предприятий автотранспорта, возникает необходимость в осуществлении реинжиниринга бизнес-процессов с учетом специфики этого вида транспорта. На наш взгляд, концепция реинжиниринга автотранспортных предприятий с целью реализации логистического подхода к управлению предприятием наглядно представлена в учебном пособии, подготовленном коллективом авторов В.М. Бобкова, B.C. Лукинского, В.В. Лукинского и А.Я. Троянова«Стратегия реинжиниринга автотранспортных предприятий»[2]. В этой работе определены особенности развития автотранспорта на современном этапе, описана многовариантная модель прогноза развития автотранспортного предприятия на основе логистических принципов; обоснован выбор методов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов развития автотранспортного предприятия, показан алгоритм формирования и оценки стратегии реинжиниринга при различных вариантах прогноза развития автотранспортного предприятия; приведена методика финансово-экономического анализа логистических издержек в оценке эффективности стратегий реинжиниринга автотранспортного предприятия.В целом необходимо отметить, что алгоритмы расчетов затрат, которые классифицированы авторами на затраты на перевозку, на затраты напогрузочно-разгрузочные работы и затраты на экспедирование приведены без учета инфляционной составляющие и факторов риска в достижении запланированных значений показателей [2.С. 78-82].

Следует отметить, что отдельные вопросы финансово-экономического планирования на предприятиях автотранспорта освещены в учебниках и учебных пособиях. Так, в учебнике проф. З.И. Аксеновой«Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий»изложение материала построено через призму анализа выполнения отдельных планов. Так, например, глава «Анализ выполнения плана перевозок» раскрывается через разделы: анализ выполнения плана перевозок грузов, анализ эксплуатационных показателей, влияние эксплуатационных показателей на выполнение плана по перевозке грузов, анализ выполнения плана перевозок по объединению, оперативный анализ хода выполнения плана.

Развитием методических подходов, изложенных в учебнике З.И. Аксеновой, с учетом специфики складывающейся системы производственных отношений на автомобильном транспорте можно рассматривать учебник, подготовленный А.А. Бачуриным «Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций»[1], в котором акцентировано внимание на необходимости выявления факторов, ресурсов и резервов автотранспортного производства [1.С. 86-90]; приведена методика диагностики финансового состояния, включающая в себя следующие этапы, основной задачей для которых является планирование будущего финансового состояния организации [1. С. 92-93]:

1.      оценка имущественного положения организации и структуры капитала;

2.      оценка финансовой устойчивости организации;

3.      оценка платежеспособности и ликвидности баланса;

4.                                                                                                                                                                                                                         комплексная оценка финансового состояния организации с использованием финансовых коэффициентов;

5.      выявление основных направлений улучшения финансового состояния организаций и путей решения данной проблемы.

В большей степени вопросы финансового планирования затронуты в учебнике «Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях», подготовленном коллективом авторов под редакцией проф. М.П. Улицкого [13]. В учебнике приведена методика планирования перевозок, формирования плана по эксплуатации подвижного состава, планирования технического обслуживания' и ремонта подвижногосостава, планирования капитальных вложений и капитального строительства, планирования потребности в материально-технических ресурсах, планирования себестоимости перевозок, планирования выручки, прибыли и рентабельности. Приведенные формулы расчетов отдельных показателей в целом характерны для краткосрочного периода, либо для периода, характеризующегося стабильностью всех показателей и, главным образом, объемом перевозок.

Поскольку для современных условий такая ситуация является идеальной, предложенные алгоритмы могут быть приняты в расчет только как базовые при определении последовательности расчетов. Но сама методика расчетов должна претерпеть существенные изменения в связи с нестабильностью практически всех ценовых внешних параметров, которые в значительной степени определяют финансовое состояние автотранспортного предприятия. В определенной степени, рыночный характер складывающихся отношений, учтен авторами указанного учебника через введение раздела «Планирование финансов». Так, на наш взгляд, авторы справедливо отмечают, что финансовое планирование не является стоимостным повторением производственной программы [13.С. 183].По мнению авторов, для составления финансового плана необходимо подготовить следующие документы [13.С. 183-184]:

-       прогноз объемов реализации продукции, который призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией;

-       баланс денежных расходов и поступлений;

-       таблицу доходов и затрат, которая включает в себя следующие показатели: доходы от реализации продукции (перевозок); издержки производства продукции (перевозок), суммарную прибыль от производства и реализации продукции; общепроизводственные расходы (по видам); чистую прибыль предприятия.

При разработке финансового плана авторы рекомендуют формировать два раздела: «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления средств». Кроме этого предлагается рассчитывать следующие показатели: коэффициент покрытия, коэффициент маневренности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент автономии, коэффициент накопления амортизации, коэффициент реальной стоимости имущества, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент чистой выручки и другие. Таким образом, в данном учебнике содержатся первичные сведения по финансовому планированию, которые практически не адаптированы к специфике автотранспортного предприятия и требуют дальнейшей разработки.Определенный интерес представляет учебное пособие, написанное И.С. Туревским, «Экономика и управление автотранспортным предприятием»[16]. В этой работе автором выделен раздел «Основы внутрифирменного планирования», в котором справедливо, на наш взгляд, указано, что цель планирования на предприятии – разработка и построение системы пианов АТП [16.С. 177]. Туревский И.С. в указанном учебном пособии выделяет следующие виды планов [16.С. 178]:

-       стратегический план, охватывающий период 10-15 лет;

-       долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет;

-       текущие планы – планы на текущий финансовый год;

-       оперативные планы – детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде;

-       бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Предложенная совокупность планов, отражая стремление автора реализовать системный подход к планированию на автотранспортном предприятии, вместе с тем, не лишена недостатков. Так, данная совокупность планов, на наш взгляд, является противоречивой по срокам, по целям, по объектам планирования. Кроме того, предложенная схема системы финансового планирования предприятия [16.С. 181] также нуждается в уточнении по следующим позициям:

-       цель, которая должна быть конкретизирована более четко;

-       финансовые ресурсы, необходимые для реализации цели;

-       источники финансовых ресурсов, необходимые для реализации поставленных целей.

Одной из важнейших проблем в деятельности автотранспортных предприятий – это формирование тарифной политики. Вопросам формирования тарифной политики на предприятиях автотранспорта в рыночных условиях уделяется, автор считает, недостаточно внимания. Поэтому особенный интерес представляет работа СМ. Абалонина«Ценообразование – современные подходы», в которой раскрыты основные методы формирования тарифов на транспорте (установление тарифа по себестоимости, установление тарифа, ориентированного на спрос, установление тарифов с ориентацией на конкурентов), определены принципы тарифной политики, предложена принципиальная модель формирования тарифов на перевозку грузов, отражающая метод установления тарифа по себестоимости. Данная модель, автор считает, требует уточнения, поскольку при низком уровне рентабельности перевозок по отрасли в целом, модель тарифа конкретного автотранспортного предприятия должна отражать потребительскую ценность автотранспортных услуг, которая формируется во времени на основе внедрения в практику деятельности логистического подхода, реализация которого для действующего автотранспортного предприятия целесообразна на основе проведения реинжиниринга основных бизнес-процессов. Таким образом, проведенный анализ степени теоретической и методической разработанности вопросов финансового планирования на предприятиях автотранспорта позволил сделать следующие выводы:

-        активно формируются теоретические основы логистического и реинжинирингового подходов в формировании новой парадигмы управления автомобильным транспортом. При этом теория финансового планирования применительно к деятельности предприятий автотранспорта в условиях рыночных отношений, характеризующихся высоким уровнем нестабильности внешней для предприятия среды, слабо разработана;

-        разработанные методы финансового планирования носят общеэкономический характер и практически не адаптированы к специфике современного этапа развития рынка автотранспортных услуг в России;

-        отсутствует систематизированный понятийный аппарат финансового планирования деятельности предприятий автотранспорта, что и определяет необходимость разработки методических положений и рекомендаций по финансовому планированию на предприятиях автотранспорта.

Литература:

1.                                              Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр Академия , 2009.

2.                                              Бобкова В.М., ЛукинскийB.C., Лукинский В.В., Троянов А.Э. Стратегия реинжиниринга автотранспортных предприятий: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.

3.                                              Бреши Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ОАО Олимп-Бизнес , 2007.

4.                                              Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х тт.: пер. с англ. / Под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2007.

5.                                              Бродский М.И., Гончарук О.В., Шопенко Д.В. и др. Теоретические и методологические основы формирования и функционирования налогового механизма в условиях его трансформации. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.

6.                                              ГарнерД., Оуэн Р., Конеей Р. Привлечение капитала: пособие Эрнст энд Янг: Пер. с англ. – М.: Джон Уайли энд Санз , 2005.

7.                                              Гончарук О.В. Проблемы исследования сущности современных финансов./ Препринт науч. докл. – СПб.: ИРЭ РАН, 2010.

8.                                              Гончарук О.В. Управление транспортом: вопросы теории и практики. – СПб.: Наука, 2009.

9.                                              Джонсон Дж.С, Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., МэРоссийскойФедерациии-мл., П.Р. Современная логистика, 7-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом Вильяме , 2011.

10.                                       КабаковB.C. и др. Управление финансами в малом бизнесе: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 2012.

11.                                       Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. – М: ОАО Олимп-Бизнес , 2012.

12.                                       Михайлушкин А.И., ШимкоП.Д. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

13.                                       Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов/ Под ред. М.П. Улицкого. – М.: Транспорт, 2009.

14.                                       Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2011.

15.                                       Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2009.

16.                                       Туревский КС. Экономика и управление автотранспортным предприятием: Учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2009.

17.                                       Финансовое планирование и контроль. / Под ред. М.А. Поукока,

18.                                       Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. – М.: Финансы и статистика, 2007.

19.                                       Шим Дж., Сигел Дж. Основы коммерческого бюджетирования: Пер. с англ. – СПб.: Пергамент , 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle