Принципы построений восточных геометрических орнаментов — гирихов и их методическое применение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 6366 раз

Библиографическое описание:

Мирханова, М. А. Принципы построений восточных геометрических орнаментов — гирихов и их методическое применение / М. А. Мирханова, М. Ш. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9184/ (дата обращения: 25.04.2024).

В народно-прикладном искусстве и исторических архитектурных памятниках Средней Азии и стран Востока часто встречаются орнаменты восточного стиля, состоящие из геометрических форм. Называются они гирихами, что в переводе с фарси означает «узлы».

Этот орнамент представляет из себя нескончаемую вязь из геометрических фигур, напоминающих солнце и звёзды, и имеющих определённый философский смысл о безграничности пространства и взаимосвязи событий в нём. Ниже приведены фрагменты исторических архитектурных сооружений с изображёнными на них орнаментами гирихов:

Фото236

Бухара. Архитектурный памятник XV века.

Исследователь народно-прикладного искусства Средней Азии Л.Ремпель в книге «Панджара. Архитектурные решётки и их построение», посвящённой анализу формы архитектурных элементов – старинных сетчатых окон, ограждений, приводит примеры применения гирихов в деревянных, ганчевых и других элементах архитектурных сооружений Средней Азии.

Ученый характеризует типы орнаментов: «В основе рисунка архитектурных решений Узбекистана, как в Средней Азии в целом, лежит орнамент двух типов: гирих и ислими. Гирихом народные мастера именуют орнамент, выполненный циркулем и линейкой на сетках из правильно построенных геометрических фигур. Под ислими разумеются растительные орнаменты, основанные на соединении вьюнка и спирали» [2].

В целях изучения геометрических построений при выполнении гирихов были рассмотрены и проанализированы чертежи старинной рукописи «Дафтари — гирих» [1], где приведены эскизы фрагментов геометрических орнаментов. Эти орнаменты выполнены на основе вспомогательных тонко начерченных сеток, состоящих из геометрических построений. Возьмём для примера один из гирихов, назовём его «восьмиконечная звезда». (черт.1). Основные линии самого орнамента гириха начерчены на тонко начерченной сетке (черт. 2).

Бухара. Деревянные ворота XV века

Проанализируем построения вспомогательной сетки (черт. 2). Как видно из чертежа, построения выполняются внутри прямоугольника размером 60 х 90 мм, построения симметричны относительно осей АВ и СD (обозначения автора). Из точки О проведена окружность диаметром 34 мм, а из углов М, N, K, L как из центров проведены дуги R=17 мм. Пронумеровав точки построений, мы видим что линией соединены между собой точки 5–2, 2–6, 6–3, 3–7, 7–4, 4–8, 8–1, 1–5. Так же проведены линии М-2, N-2, L-4, K-4; Проведены линии 5–7 и 6–8 проходящие через точку О. На основе этой сетки, построен орнамент гириха из рукописи «Дафтари-гирих».

 

                                      Черт.1                                                       Черт. 2

Как видно из рукописи, для точного построения гирихов необходимы дополнительные построения, не менее сложные, чем сами гирихи. Данные вспомогательные построения — это построения вспомогательной сетки, состоящей из геометрических построений. Построения эскизов гирихов, являются историческим документом, свидетельствующим о роли графических построений при создании шедевров восточного зодчества и прикладного искусства.

Применение образцов орнаментов гирихов также актуальны в современной архитектуре и народно-прикладном искусстве. В связи с этим, при подготовке будущих специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, при проведении учебных занятий и занятий в кружках по графическим дисциплинам и изобразительному искусству, в целях воспитания подрастающего поколения на примерах творчества прошлых поколений, чертежи из рукописи «Дафтари-гирих» можно использовать как дидактический материал. Их целесообразно использовать при изучении тем по геометрическому черчению: по построению параллельных и перпендикулярных линий, вычерчиванию концентрических окружностей и дуг, деление их на равные части, выполненных на вспомогательной сетке и при составлении чертежей самих гирихов. Эскизы гирихов являются как бы фрагментами более сложных узоров гирихов.

Несомненно, при выполнении графических изображений орнаментов гирихов, соблюдая все правила стандартов, учащийся и студент приобретает и развивает графические способности, развивает глазомер, привыкает к аккуратности. Элементы конструирования, то есть создание форм линий и фигур мысленно или по образцам, приучает учащихся и студентов к определению соотношений и пропорций между элементами изображений, компоновке чертежей на листе бумаги и оформлению чертежей, соблюдению типов линий, что во многом способствует развитию графических и творческих способностей у учащихся. Несмотря на то, что графические науки не из числа гуманитарных, и их основной задачей является формирование пространственного мышления и привития графических способностей, есть множество аспектов на занятиях по черчению уделять внимание эстетическому воспитанию учащихся и студентов.

На чертеже 4 приведено изображение самого гириха, построенного на основе вспомогательной сетки (черт.3). Как видно из построений гирих ассиметричен, но в тоже время основные его элементы — две звезды, в какой — то степени симметричны относительно диагонали прямоугольника, в которой расположен фрагмент этого орнамента. Используя построения гирихов при обучении черчению, мы обучаем студентов и учащихся декоративным элементам восточной архитектуры, прикладного искусства, что играет важную роль в их эстетическом воспитании. Соответственно, этот материал предлагается применить при преподавании черчения, изобразительного искусства, компьютерной графики в профессиональных колледжах и других образовательных учреждениях.

     

                                      Черт. 3                                                                Черт. 4

Известно, что процесс обучения тесно связан с процессом воспитания. При обучении учащихся и студентов каждый педагог кроме привития знаний, умений и навыков по своему предмету, обязан воспитывать в них лучшие чувства, присущие всесторонне развитой личности.

Литература:

1.                 «Дафтари-гирих». Рукопись (№ 4429/16) из фондов Бухарского архитектурного музея- заповедника.

2.                 Ремпель Л. «Панджара. Архитектурные решётки и их построение». Ташкент, 1957 год.

3.                 Мирханова М. А. «Тетради с чертежами геометрических орнаментов «Дафтари-гирих». «Вторые Бухарские философские чтения». Сборник статей. 1994 год. Стр. 47–48.

Основные термины (генерируются автоматически): построение, Азия, вспомогательная сетка, орнамент, народно-прикладное искусство, бухара, изобразительное искусство, линия, прикладное искусство, Черт.


Похожие статьи

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле. Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось...

Особенности обучения студентов выполнению национальных...

История прикладного искусства Хорезма. Особенности искусства архитектурных.

С помощью квадрата на границах окружности и линий сетки создаются композиции герихов «тузи шоркали».

3. Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке.

История возникновения орнамента

«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу...

Маргулан, А. Х. «Казахское народное прикладное искусство» — Алма-Ата: Онер.

Аргинбаев М.М. «Аксессуары казахского национального костюма статья из научного труда»...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

Бухара, Узбекистан, узбекский народ, Самарканд, прикладное искусство, мастер, изделие, известный народный мастер, женский халат, художественное выражение.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

Искусство художественного письма. Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Золотошвейное искусство Бухары. Искусство художественного письма.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Узбекистан, мастер, Бухара, декоративно-прикладное искусство, узбекский народ, интерьер мечети, древняя Бухара, ремесленное производство, возрождение традиций, фрагмент резьбы.

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.42–46. 2. Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте.

Похожие статьи

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле. Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось...

Особенности обучения студентов выполнению национальных...

История прикладного искусства Хорезма. Особенности искусства архитектурных.

С помощью квадрата на границах окружности и линий сетки создаются композиции герихов «тузи шоркали».

3. Булатов С. Узбекское народное декоративно-прикладное искусство.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке.

История возникновения орнамента

«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу...

Маргулан, А. Х. «Казахское народное прикладное искусство» — Алма-Ата: Онер.

Аргинбаев М.М. «Аксессуары казахского национального костюма статья из научного труда»...

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

Бухара, Узбекистан, узбекский народ, Самарканд, прикладное искусство, мастер, изделие, известный народный мастер, женский халат, художественное выражение.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

Искусство художественного письма. Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Золотошвейное искусство Бухары. Искусство художественного письма.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Узбекистан, мастер, Бухара, декоративно-прикладное искусство, узбекский народ, интерьер мечети, древняя Бухара, ремесленное производство, возрождение традиций, фрагмент резьбы.

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.42–46. 2. Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте.

Задать вопрос