Библиографическое описание:

Соловьёв А. В., Макарова Л. П. Психофизиологическая адаптация лиц операторского профиля, подвергающихся воздействию ускорений Кориолиса // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 353-356.

Совершенствование средств транспорта, развитие авиации и космонавтики требует проведения более тщательного отбора операторов движущихся устройств с целью их наименьшей подверженности укачиванию. Несмотря на существование большого количества методик исследования функций вестибулярного анализатора информативность их остается крайне низкой. Это диктует необходимость разработки новых методических подходов в целях профессионального отбора лиц, работающих в условиях воздействия ускорений Кориолиса. В работе обоснована экспресс-методика исследования устойчивости человека к укачиванию. Степень устойчивости к укачиванию определяется путем проведения теста Люшера с последующим анализом места расположения цветов в цветовом выборе человека по специальной формуле. Предлагаемая методика позволяет выделить группу повышенного риска в отношении действия ускорений Кориолиса среди практически здоровых молодых людей, способствуют совершенствованию профилактики и ранней диагностики укачивания.

Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, ускорения Кориолиса, цветодиагностика, прогноз профессиональной эффективности.

Совершенствование средств транспорта, развитие авиации и космонавтики требует проведения более тщательного отбора операторов движущихся устройств с целью их наименьшей подверженности укачиванию. В настоящее время среди лиц, специально отобранных и подготовленных к выполнению своих функциональных обязанностей, в условиях длительного действия ускорений развитие болезни движения в той или иной форме наблюдается в среднем в 15 % случаев (у моряков от 5 до 20 %, у летчиков от 1 до 11 %, у космонавтов от 30 до 50 %). В последние годы подверженность укачиванию возросла и в наземных средствах передвижения. Внимание специалистов все больше привлекает так называемая «скрытая» форма укачивания, которая также сказывается на операторской деятельности.

Закономерен интерес исследователей к психофизиологическим механизмам адаптации к укачиванию. Механизмы адаптации обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Неадекватная, поверхностная оценка соответствия психосоматического адаптивного потенциала конкретного человека и предстоящих во время любого вида деятельности психологических, физических и интеллектуальных нагрузок вызывает расстройство здоровья. Это диктует необходимость разработки новых методических подходов в целях профессионального отбора лиц, работающих в условиях воздействия знакопеременных ускорений. [5, 9, 11, 12]

Психическая адаптация человека является наиболее совершенным и сложным приспособительным процессом. В условиях неблагоприятных воздействий этот вид адаптации может нарушаться в первую очередь, приводя тем самым к нарушениям других адаптационных уровней [7].

По данным мировой статистики, ошибочные действия пилотов из-за снижения работоспособности вследствие заболевания и утомления отмечаются не более чем в 2–4 % случаев, из-за чрезмерной эмоциональной напряженности — в 10–15 %, в связи с неблагоприятными индивидуально-психологическими особенностями — в 9–12 %.

Оценка готовности человека к полету по данным той или иной нозологии сегодня представляется недостаточной. Очевидно, начавшаяся в авиационной медицине переориентация на оценку функционального состояния так называемой психофизиологической готовности с учетом оперативных резервных возможностей есть научное направление, наиболее отвечающее условиям научно-технического прогресса в авиации [1, 2, 3, 4]

Методы и приемы врачебной экспертизы еще не позволяют в достаточной степени учитывать функциональные возможности организма, его психофизиологические резервы, не всегда прогнозируют слабое звено организма, «фактор специфичности», возможность возникновения, а следовательно, и направленной профилактики тех или иных психосоматических расстройств, которым среди причин дисквалификации летного состава по состоянию здоровья принадлежит ведущая роль. [6, 8, 10, 13]

Оснащение современных кораблей автоматизированными системами и сложной аппаратурой изменило характер труда моряков, приблизив его к деятельности оператора. Значительно возросла нагрузка на функции центральной нервной системы, анализаторов и организма в целом. Все это, естественно, привело к увеличению нервно-психического напряжения корабельных специалистов. Применение психодиагностических тестов дает ценную информацию о способах психофизиологической адаптации личности, о ведущих индивидуальных особенностях эмоционально-волевой сферы, которые невозможно изучить в короткие сроки.

Необходима разработка методов экспресс-диагностики для объективного контроля за состоянием летчика в полете.

Изучение процессов психофизиологической адаптации у категорий лиц, подвергающихся действию ускорений, перспективен в отношении открытия новых аспектов патогенеза болезни движения. Для объективной оценки устойчивости человека к укачиванию, выявления ее скрытых форм предложены методы кумуляции ускорений Кориолиса. До настоящего времени проблема космической формы болезни движения (КБД), или «адаптационного синдрома невесомости» (АСН), далека от разрешения. Особое место в ее изучении, а также в решении ряда прикладных задач занимает разработка методов моделирования болезни движения (БД). Экспериментальные исследования последних лет свидетельствуют об эффективности использования с этой целью длительной вестибулярной стимуляции. Одной из таких моделей является вращение человека на центрифуге.

Несмотря на существование большого количества методик исследования функций вестибулярного анализатора информативность их остается крайне низкой. Это диктует необходимость разработки новых методических подходов в целях профессионального отбора лиц, работающих в условиях воздействия ускорений Кориолиса. [13]

Обследовано 220 практически здоровых молодых людей в возрасте 20–22 лет. Все обследуемые были лицами мужского пола. Важнейшим этапом работы явилось изучение личностных особенностей и процессов психофизиологической адаптации у лиц с различной устойчивостью к действию ускорений Кориолиса. Для этого использовался психодиагностический тест Люшера.

На следующем этапе исследования испытуемых подвергали вестибулярной нагрузке в медленно вращающейся комнате, представляющей собой круглое помещение с диаметром 4 м и высотой 2 м. Вращение производилось со скоростью 15 оборотов в минуту (0,5g). При постоянной скорости вращения после короткой адаптации испытуемые обычно не ощущают никакого движения. По специальной команде, которая подавалась с помощью микрофона, испытуемые совершали движения головой от правого плеча к левому и в течение всего периода вращения, находились в положении сидя на периферии вращающейся комнаты-платформы. В наших опытах орган зрения, как известно, оказывающий значительное влияние на вестибулярные рефлексы, выключался с помощью повязок и непрозрачных очков. Для ослабления тактильных ощущений в опыте на центрифуге испытуемые обкладывались поролоновыми подушками.

Контроль за самочувствием обследуемых проводился визуально экспериментатором, который находился внутри вращающейся комнаты-стенда. На пульте управления контроль велся с помощью видеокамер.

Стандартные движения головой на фоне равномерного движения центрифуги повторялись до тех пор, пока у испытуемых не появлялись симптомы укачивания: побледнение, холодный пот, повышенная саливация, тошнота.

В каждом эксперименте участвовало не более 2-х человек, фиксировалось время от начала движения центрифуги до момента развития симптомокомплекса укачивания у испытуемых. Распределение испытуемых по степени устойчивости к воздействию ускорений Кориолиса в опыте на центрифуге представлено в табл.1

Таблица 1

Распределение испытуемых по степени устойчивости к воздействию ускорений Кориолиса в опыте на центрифуге

Группы обследуемых лиц

Степень устойчивости к укачиванию

Количество испытуемых

%

1

Низкая степень

95

43

2

Средняя степень

49

22

3

Высокая степень

76

35

И т о г о:

220

100

Для оценки эмоционального состояния на психофизиологическом уровне применялся тест цветовых выборов Люшера, который характеризует также направленность поведенческой активности. В работе использовался восьмицветовой вариант теста. Перед испытуемым раскладывались в случайном порядке восемь цветных карточек, которые он должен был ранжировать в порядке предпочтения. Полученный таким образом цветовой ряд интерпретировался качественно, в соответствии со взглядами автора теста, и количественно, с вычислением показателей, характеризующих состояние вегетативной нервной системы, уровень психофизиологического напряжения, выраженность негативного эмоционального состояния. Наиболее часто методика используется для оценки эмоциональных состояний в особых условиях: в ситуациях стресса, интенсивной деятельности. По мнению авторов теста, каждый цвет через особенности поведения и эмоционального реагирования связан с определенной психологической потребностью, которую он символизирует. Выбирая какой-либо цвет в качестве приятного, испытуемый тем самым показывает свое отношение к данной потребности и стоящей за ней формой поведения.

Современное научное понимание возможностей применения цветового теста основано на работах С. В. Кравкова (1951) [5] по физиологии и психологии цветового восприятия. Автор показал, что каждому эмоциональному состоянию присущ свой собственный рисунок симпато-парасимпатического воздействия, установил, что активация симпатической нервной системы существенно повышает чувствительность зрительного анализатора к зелено-синим лучам и понижает ее к лучам оранжево-красных цветов. Активация парасимпатической нервной системы производит обратное действие.

Предпочтение одного цвета другому у конкретного человека определяется порогами его цветовой чувствительности, которая отражает состояние его вегетативной нервной системы приблизительно в той же мере, что и частота сердечных сокращений. С другой стороны, возможность по цветовому предпочтению судить о психоэмоциональном состоянии и некоторых особенностях человека вызвала к жизни новое направление — цветодиагностику. В настоящее время большинством исследователей признается влияние на формирование цветового ощущения многих факторов. В 40-е годы, благодаря исследованиям школы С. В. Кравкова (1951) было установлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышают чувствительность зрения к сине-зеленым цветам и снижают к оранжево-красным. Положительные эмоции, а также вещества, возбуждающие парасимпатический отдел, наоборот, повышают чувствительность к оранжево-красным и понижают к сине-зеленым цветам. Подтверждение этому было получено относительно недавно. При определении цветов, возникающих во время сновидений, было отмечено, что красные и желтые тона встречаются гораздо чаще синих. Объяснение этому представляется следующее. Сновидения возникают в парадоксальной фазе сна, на протекание которой определяющее влияние оказывает ²голубое пятно² ретикулярной формации, содержащее норадреналин. Очевидно, именно норадреналин играет основную роль в возбуждении определенных структур мозга и следующим за ним снижении порога зрительного анализатора к красной части спектра. Влияние на цветовую чувствительность вегетативных раздражителей реализуется по такому же механизму.

Положения, изложенные выше, согласуются с результатами проведенной нами работы с использованием теста Люшера.

В первой группе обследуемых (низкая степень устойчивости к укачиванию) зеленый цвет занимал первую позицию в цветовом выборе, красный — пятую позицию (усредненный расклад по группе — 2, 5, 1, 4, 3, 0, 7, 6). Во второй группе обследуемых (средняя степень устойчивости к укачиванию) зеленый цвет занимал первую, а красный цвет — третью позиции (усредненный расклад по группе — 2, 5, 3, 4, 1, 7, 6, 0). В третьей группе обследуемых (высокая степень устойчивости к укачиванию) красный цвет занимал первую, а зеленый — третью позиции (усредненный расклад по группе — 3, 5, 2, 4, 1, 7, 6, 0). Таким образом, движение зеленого цвета в цветовом выборе к концу расклада, а красного цвета к началу расклада свидетельствует о повышении устойчивости к укачиванию. Обратное движение этих цветов свидетельствует о понижении устойчивости человека к укачиванию. Таким образом, расположение красного цвета в цветовом выборе на первых двух позициях расклада у обследуемых позволяет их отнести в группу лиц, хорошо переносящих действие ускорений Кориолиса. Они годны для работы на должностях, связанных с воздействием ускорений.

Таким образом, результаты исследований, полученные с помощью теста Люшера, раскрывают процессы психофизиологической адаптации лиц, проявляющих различную степень устойчивости к укачиванию, расширяют наши представления об укачивании, определяют принципиально новые подходы к проблеме профессионального отбора специалистов, подвергающихся действию ускорений. Обоснована экспресс-методика исследования устойчивости человека к укачиванию. Степень устойчивости к укачиванию определяется путем проведения теста Люшера с последующим анализом места расположения цветов в цветовом выборе человека по специальной формуле. Предлагаемая методика позволяет выделить группу повышенного риска в отношении действия ускорений Кориолиса среди практически здоровых молодых людей, способствуют совершенствованию профилактики и ранней диагностики укачивания.

Одним из путей совершенствования методов психологического изучения лиц, подвергающихся воздействию знакопеременных ускорений является применение психодиагностических методик. Эти методики обеспечивают получение более полных и объективных данных по сравнению с другими используемыми в настоящее время методическими приемами, необходимыми для прогноза профессиональной эффективности и оценки психических свойств личности.

Повышение качества медицинского обеспечения специалистов, подвергающихся действию ускорений, неразрывно связано с необходимостью постоянного внедрения в практику современных достижений науки о человеке и, в частности, данных о психофизиологических и социально-психологических его особенностях.

Литература:

1.         Буйнов, Л. Г. Бемитил повышает статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, Д. В. Ястребов, П. Д. Шабанов // Психофармакология и биологическая наркология (Psychopharmacology and Biological Narcology). 2002. Т. 2. № 1. С. 225.

2.         Буйнов, Л. Г. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М. И. Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. С. 33–36.

3.         Буйнов, Л. Г. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С.91.

4.         Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. № 2. с. 27–50.

5.         Кравков С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. 175 с.

6.         Макарова, Л. П. Способ повышения умственной работоспособности человека Патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др.RUS 2435617 23.03.2010

7.         Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. — Л.: Наука, 1982. 103с.

8.         Соловьев А. В. Влияние гиперстимуляции вестибулярного анализатора на адренокортикотропную функцию гипофиза и коры надпочечников / Ю. К. Ревской, А. Ш. Зайчик, А. В. Соловьев // Вестник оториноларингологии. 1984. № 1. С. 29–32.

9.         Соловьев А. В. Прогнозирование устойчивости человека к укачиванию на основе психофизиологических и конституционально-типологических особенностей: автореф. … докт.мед.наук / А. В. Соловьев. СПб. 1997. 42 с.

10.     Соловьев, А. В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений / А. В. Соловьёв, О. В. Савчук, И. А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002. № 4(32). С. 46–48.

11.     Соловьев, А. В. Конституциональные аспекты устойчивости человека к укачиванию // М. И. Говорун, А. В. Соловьев, А. Е. Голованов // Российская оториноларингология. 2007. № 6. С. 51–54.

12.     Соловьев, А. В. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6. С.16–19

13.     Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанные с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013, № 6. С.118–120.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle