Библиографическое описание:

Соков В. С. Об организации незаконной миграции несовершеннолетних иностранных граждан как квалифицирующем признаке ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 601-603.

В статье обращается внимание на повышенную общественную опасность организации незаконной миграции иностранных граждан в случаях, когда в миграции участвуют несовершеннолетние без сопровождения родителей либо законных представителей, предлагается введение соответствующего квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

.Ключевые слова: организация незаконной миграции, иностранные граждане, несовершеннолетние.

Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество с интенсивным движением капитала и людских ресурсов через границы государств, помимо положительного эффекта явила государству новые угрозы ее безопасности, одной из которых стала незаконная миграция. Поскольку наиболее опасной незаконная миграция становится тогда, когда ее начинают целенаправленно организовывать, так как перемещения мигрантов приобретают упорядоченный характер и в этом случае значительно труднее повлиять на возникающие негативные последствия, а основой борьбы государственных органов с негативными явлениями общественной жизни является уголовное законодательство, в целях противодействия такой опасности отечественный законодатель ввел в Уголовный кодекс Российской Федерации новый состав преступления с наименованием «Организация незаконной миграции» (статья 322.1 УК РФ) [1, с. 23; 2, с. 85; 3]. Основной состав данного преступления предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Те же деяния, совершенные организованной группой (п. «а» ч. 2) или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации (п. «б» ч. 2) являются его квалифицирующими признаками и свидетельствуют об их повышенной общественной опасности. Это вполне обосновано, поскольку организация незаконной миграции нередко бывает тесно связана с незаконным оборотом наркотиков (ст. 228 УК РФ), оружия и боеприпасов (ст. 222 УК РФ). По каналам незаконной миграции в государство проникают иностранные наемники для участия в преступлениях террористической направленности (ст. ст. 205, 205.1., 205.4., 205.5., 208 УК РФ). Имеет место использование труда незаконных мигрантов в подпольных цехах и производствах по изготовлению различных товаров, на лесозаготовках, при вылове биоресурсов, в рамках посягательств на общественные отношения, обеспечивающие защищенность деловой репутации производителей товаров и услуг, а также гарантии прав потребителей (ст. 180 УК РФ), рациональное использование и охрану водных живых ресурсов, лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности (ст. ст. 256, 260 УК). Организация незаконной миграции может осуществляться в целях совершения преступлений посягающих на общественные отношения, обеспечивающие моральные и духовные устои общества (ст. 240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией», ст. 241 УК РФ «Организация занятия проституцией»).

Практика противодействия незаконной миграции свидетельствует, что организаторы незаконной миграции нередко причастны к преступлениям, посягающим на безопасность самих мигрантов. Известны случаи, когда незаконные мигранты становились жертвами торговли людьми или вовсе попадали в рабство [4, с. 26]. Сегодня очевидно, что Россия является страной, принимающей и поставляющей «живой товар», а также страной транзита. Среди основных форм торговли людьми, выделяемых экспертами, к сожалению, присутствует торговля детьми. Как отмечают специалисты, обычно дети становится жертвами торговцев людьми путём использования силы, угроз и обмана. Формы эксплуатации часто включают в себя унижения, избиение, сексуальное насилие, угрозы ребёнку или его близким, а также применение наркотических средств. Помимо психологической травмы, связанной с расставанием с родителями, дети — жертвы торговли людьми приобретают статус нелегального иммигранта в чужой стране. Очень часто языковой барьер делает фактически невозможным побег или обращение за помощью. Изоляция таких детей делает невозможным отказ от работы из-за страха наказания, ареста или депортации. Дети работают сверх определённого времени, их работа сопряжена с подъёмом тяжестей, контактом с опасными веществами, применением физического и сексуального насилия, что имеет серьёзнейшие последствия для физического и психического здоровья ребёнка [5, с. 55].

Торговля детьми осуществляется с целью сексуальной эксплуатации (в сфере развлечений и секс — индустрии, в производстве порнографии), в целях эксплуатации рабского труда (детский труд — мытье машин, работа в сельском хозяйстве), с целью попрошайничества (использование детей, «аренда» младенцев для попрошайничества), с целью принудительного усыновления/удочерения [6, с. 11–12]. Поэтому, выражая обеспокоенность недостаточностью мер защиты детей, а также женщин, их уязвимостью с точки зрения торговли людьми, мировым сообществом для решительной борьбы с данной проблемой был разработан документ универсального характера — Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [7, с. 46–55]. Разделяя международную озабоченность по поводу данной проблемы, вполне обоснованной выглядит позиция отечественного законодателя по случаю отнесения торговли несовершеннолетними к тяжкому преступлению, в том числе с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей (п. «б», «г» ч. 2 ст. 127.1. УК РФ), носящему повышенную общественную опасность. К тяжкому преступлению также относится использование рабского труда несовершеннолетнего (п. «б» ч. 2 ст. 127.2. УК РФ). Следует отметить, что к особо квалифицирующему признаку относится деяние в отношении несовершеннолетнего при вовлечении в занятие проституцией, в том числе совершенное с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей (п. «б» ч. 2 и ч. 3 ст. 240 УК РФ).

В настоящее время в России наблюдаются следующие основные категории детей мигрантов: это дети, мигрирующие с родителями, родственниками, дети, мигрирующие самостоятельно. По мнению экспертов в некоторых центрально азиатских странах существует тенденция искусственного выталкивания детей в трудовую миграцию, когда они едут с родственниками, чтобы они работали, снимали нагрузку с семьи и присылали деньги [8]. Однако, что бы официально трудиться в России, иностранному гражданину необходимо иметь совершеннолетний возраст. Вот и получается, что трудовая деятельность детей — мигрантов не может происходить легально, а происходит в основном в теневом секторе экономики или вовсе носит криминальный характер. В таком случае несовершеннолетний без сопровождения родителей либо законных представителей зачастую не способен в силу физического и психического состояния защищать себя, неминуемо сталкивается с попранием своих прав, принимающим порой преступные проявления и влекущим ранее указанные негативные последствия. Такое положение дел является неприемлемым и требует дополнительных превентивных мер воздействия.

Следует отметить, что уголовным законом в равной степени запрещена организация незаконной миграции как совершеннолетнего, так и несовершеннолетнего иностранного гражданина или лица без гражданства. Однако при организации незаконной миграции несовершеннолетних, из числа тех, кто был или остался без сопровождения родителей или законных представителей, данная категория лиц является самой незащищенной и подверженной повышенной угрозе нарушения прав человека. В связи с вышеизложенным, видится целесообразным в превентивных целях к совершению вышеуказанных тяжких преступлений в отношении детей и подростков предусмотреть более строгую уголовную ответственность за организацию незаконной миграции несовершеннолетних и ввести в ч. 2 ст. 322.1. УК РФ дополнительный пункт «в», содержащий следующий квалифицирующий признак: «в случае, когда в незаконной миграции участвует несовершеннолетний без сопровождения родителей либо законных представителей».

Литература:

1.                 Козлов В. Ф. Организация незаконной миграции: уголовно-правовая и криминалистическая характеристика: монография / под ред. канд. юрид. наук, доц. Н. П. Фролкина. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2011.

2.                 Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика.- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

3.                 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Федеральный закон от 28 декабря 2004 года № 187-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 13.

4.                 Игнатьев Р. Рабы из Казахстана / Р. Игнатьев // Ваше право. Миграция. 2011. № 22 (126).

5.                 Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме. М.: Изд-во ЮНИСЕФ, МОТ, КАМР. 2006.

6.                 Предотвращение и противодействие распространению рабства и торговли людьми в Российской Федерации. Итоговый доклад по исследовательской части проекта Европейского Союза, реализуемого Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в РФ «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации» / Представительство Европейской комиссии в России, Бюро Международной организации по миграции в РФ, Международная организация труда — М.: Импала, 2008.

7.                 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).Бюллетень международных договоров. N 2. 2005.

8.                 Полетаев Д. В. Женщины-мигранты и дети мигрантов в России. Семинары проекта «Я-ДУМАЮ». [Электронный ресурс] / Д. В. Полетаев. — Режим доступа: http://www.liberal.ru/articles/cat/6106. (Дата обращения: 25.01.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle