Библиографическое описание:

Колмакова М. В. Лев Николаевич Митрохин: работы «за подписью» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 982-986.

Ключевые слова: Митрохин Лев Николаевич (1930–2005), философия религии, работы «за подписью», псевдонимы, Митнев К., Литератор, Хостин Л., Л. Сонин, Л. Н. Сонин, Лемин, Л. Николаев, Тимошин Л.

Научная деятельность Льва Николаевича Митрохина, в качестве основной темы нашего исследования выбрана не случайно. Изучение философии религии и окружающих ее областей гуманитарного знания в том направлении, в котором мы рассматриваем их сегодня, на протяжении практически всего ХХ века (за исключением нескольких последних десятилетий) было затруднено по причинам историческим. Одним из выдающихся деятелей, трудившихся в указанном философском направлении, являлся Лев Николаевич Митрохин. Область его научных интересов обширна и включает в себя такие направления как история философии, философия религии, религиоведение и другие. Исследования Льва Николаевича носят характерные отпечатки времени, благодаря которым стало возможным исследователям сегодня и в последующие годы говорить о специфике становления русской советской и постсоветской философии религии, оформлении русского религиоведения, сектоведения, и многих других наук гуманитарного направления. Не будет ошибкой сказать, что практически ни одно исследование ученых сегодня в области религиоведения, философии религии, сектоведения середины ХХ — начала ХХI веков, не обходится без изучения работ Льва Николаевича. В настоящей работе предлагается провести некоторую систематизацию отдельной части трудов Митрохина, которая поможет осветить его творчество через историю развития взглядов.

Деятельность Льва Николаевича как ученого, философа, религиоведа является значимым этапом в истории советской и российской науки. Существует ряд работ посвященных анализу и критике трудов академика. В настоящем исследовании, считаем необходимым, уделить особенное внимание такому аспекту деятельности Льва Николаевича, как работы, написанные в период с 1958 по 1985 годы с использованием псевдонимов. Ориентируясь на существующую библиографию автора, мы можем говорить о таких псевдонимах как: «Митнев К»., «Литератор», «Хостин Л»., «Л. Сонин», «Л. Н. Сонин», «Лемин», «Л. Николаев» и «Тимошин Л».

В начале нашего исследования необходимо отметить, что особенных списков работ «за подписью», выделенных отдельной группой самим автором (за исключением тех упоминаний, что помещены в список избранных трудов) [1], мы не имеем. Потому в данной работе мы опираемся на те данные, которые имеются в уже указанном источнике («Мои философские собеседники»). Необходимо отметить, что не все работы оказались доступны для ознакомления, по различным причинам. Отчасти, эта проблема связана с массовым списанием литературы подобной тематики из библиотек в советское время, потому некоторые брошюры и статьи существуют лишь в списках литературы, и на данном этапе ознакомиться с ними не представляется возможным. Остается надежда, что единичные экземпляры продолжают существование в частных библиотеках ученых, а так же в региональных библиотеках при учебных заведениях, и со временем будут введены в научный оборот, тогда наш обзор может быть дополнен и претендовать на более полный охват указанной темы. В настоящем исследовании мы предлагаем рассмотреть те работы, которые составляют предмет интереса для исследователей, занимающихся историей изучения возникновения и развития деятельности нетрадиционных религиозных движений как в России, так и за рубежом, в середине ХХ века, а так же всех тех, кто интересуется трудами Льва Николаевича Митрохина — философа, академика Российской академии наук, одного из выдающихся исследователей проблем философии религии и религиоведения.

В настоящем исследовании будет идти речь о двадцати двух работах Льва Николаевича, условно названных нами «за подписью». В первой части нашего обзора мы указали то многообразие «подписей», которые использовал автор, и которые нам удалось обнаружить.

Деятельность Льва Николаевича разворачивалась в достаточно сложный период для его родной страны. Личность его как ученого не оставалась незамеченной, ни в научной среде, ни в среде контролирующих органов власти. Возможно потому мы сегодня говорим о работах «за подписью», как блоке текстов весьма важных для понимания творческого пути Льва Николаевича. К этой мысли нас подвела статья Лекторского В. А., посвященная академику и другу — «Л. Н. Митрохин и проблема религии». Владислав Александрович пишет следующее: «…после 1978 г. и видимое жизненное благополучие было подорвано: Лева оказался на незначительной должности, стал невыездным, одно время ему даже сложно было печататься (некоторые его статьи в это время вышли под псевдонимами)» [2]. Это одно из немногих печатных свидетельств существования тех работ, о которых мы будем говорить в настоящем исследовании. Необходимо сделать одно уточнение. Мы не преследуем цель — провести глубокий философский анализ трудов Льва Николаевича, считаем, что на данном этапе подобная задача была бы преждевременна и неуместна. Своим кратким обзором, мы хотим обратить внимание будущих исследователей на те работы, которые в настоящий момент практически не введены в научный оборот, но, несомненно, представляют особенную ценность для понимания и адекватной оценки научного вклада, который был осуществлен Львом Николаевичем Митрохиным в различных областях философского знания, а также той атмосферы, которая сложилась в середине ХХ века в сфере науки и гуманитарного знания в частности.

Для наиболее наглядного представления работ мы расположим их в хронологическом порядке, вынесем в заголовок наименование «подписи», и ниже приведем краткий анализ текста.

«Литератор»

Одна работа, вышедшая в «Литературной газете» в феврале 1958 года под названием: «Живое слово атеистов». Статья посвящена журналу «Наука и жизнь», наиболее интересным разделом которой для автора является антирелигиозный. С первых строк становится понятно, что автор, сетуя на недостаточный объем, выделенный для печати материалов, так же не очень довольствуется содержанием предлагаемым авторами. Приводятся краткие характеристики следующим статьям: Прокофьев В. «Мы воинствующие атеисты» (которая не слишком смогла порадовать автора конкретным характером рассуждений, но отметилась достаточно сухим изложением и инструктивно-рекомендательным тоном [3], в прочем и само содержание, по мнению автора, оказалось не слишком новым), Гурьев Г. «Всегда ли существовала вера в бога?» (не умаляя авторитет автора статьи, Митрохин отмечает: «разве нет сейчас более злободневных, волнующих широкого читателя проблем, связанных с именами нынешних буржуазных идеологов» [4]), Калинка М. «Как я перестал верить в бога» (в которой повествуется о собственном опыте автора на пути к атеизму. Митрохин говорит о том, что статья ему кажется вполне интересной и логичной, но не вполне соглашается с окончанием, которое «подменяется чисто редакционными соображениями о «нашей атеистической пропаганде»» [5]) и других. Автор отмечает, что выбор статей для публикации оказывается не во всех случаях удачным, а потому большинство читателей без должного интереса относятся к подобного рода текстам. В качестве рекомендации, автор желает редакции продолжать поиски авторов, чьи материалы будут отвечать запросам общества и станут отражением концепции раздела указанного журнала.

«Хостин Л».

Единственная работа, вышедшая в газете «Гудок» в декабре 1958 года под названием: «Кто такие баптисты».

Одна из первых работ Льва Николаевича, посвященная деятельности «Церкви евангельских христиан-баптистов». Текст статьи является ответом читателю газеты Владимиру Андреевичу Горячеву, который просит рассказать о том, кто такие баптисты. Автор приводит общую историческую характеристику, и освещает основные этапы формирования «Церкви евангельских христиан-баптистов». Хотя, необходимо отметить, что в отличие от более поздних работ, посвященных баптизму, настоящая работа носит достаточно эмоциональный характер, не являющийся в строгом смысле научным подходом к изучению указанной темы. В свете известных исторических событий, происходящий в Советском союзе в середине ХХ века, вполне понятен интерес к деятельности данной религиозной организации. Стоит добавить, что интерес к баптизму как явлению не только религиозного, но и общекультурного значения сохранился у Льва Николаевича в течение долгих лет, посвященных изучению этого многогранного религиозного течения. Впоследствии было издано несколько монографий, и большое количество статей, раскрывающих данную тематику.

«Митнев К».

Одна работа, вышедшая в газете «Комсомольская правда» в январе 1959 года под названием «Зритель от души смеется». Работа написана в соавторстве с К. В. Вендровским и посвящена фильму чешского режиссера Эдуарда Гофмана по мотивам рисунков Жана Эффеля «Сотворение мира». Отношение «Митнева К». к указанному мультипликационному фильму весьма положительное: «Нет более веселого изложения первых дней “творения” чем рисунки Жана Эффеля» [6]. Но не только забавное зрелище видит автор заметки в данном фильме. Французский художник затрагивает достаточно серьезные проблемы соотношения добра и зла, хотя некоторый оттенок сарказма все же присутствует как в фильме, так и в самой статье «Митнева К».. В сущности, статья является субъективным примером отношения «советского человека» к религии, христианскому пониманию Сотворения мира в частности, пропагандируемым всеми возможными средствами, в нашем случае, массовой, информации — печати. Возможно сказать, что фильм в основе своей не имеет ввиду Библию в качестве авторитетного текста, скорее — вариации на тему, не более. Карикатурный стиль изображений Эффеля передается от фильма к содержанию текста «Митнева К»..

«Л. Н. Сонин»

Под данной подписью вышла одна работа, опубликованная в соавторстве с Басиным Е. Я. в первом номере «Вопросов философии» за 1964 год. Рецензия с названием «Антикоммунизм богобоязненного пастыря и “холодная война”»

Работа посвящена анализу книги James D. Bales. Communism. Its faith and fallacies. Exposition and criticism. — Michigan, 1962. Авторы выражают несогласие с точной зрения американского теолога, и приводят следующее суждение: «В наше время, когда на всей планете идет упорная борьба между силами войны и силами мира за разумный подход к решению спорных международных проблем, книги подобного рода служат целям защиты позиции крайних реакционеров, которые выступают за гонку вооружений, против всяких переговоров, тех “бешеных” и “ультра”, которые толкают мир на грань ядерной катастрофы. Иными словами, в современных условиях книга Бэйлса является опасным оружием в борьбе против тех, кто выступает за светлое будущее человечества, за то, чтобы люди могли безбоязненно смотреть в будущее. Подобные сочинения не могут не вызывать тревоги у всех людей доброй воли, заинтересованных в дальнейшем прогрессе цивилизации» [7]. Возможно, стоит отметить тот факт, что обнаружить произведение Бэйлса в библиотеках России составляет серьезную проблему.

«Л. Николаев»

Одна работа, вышедшая под названием: «Социология иллюзий» в журнале «Наука и религия» в 1961 г. № 2. Автор — «Л. Николаев» обстоятельно подвергает критике работу Григорьяна Бориса Тиграновича «“Социология религии” или апология религии» [8] вышедшую в 1960 году в издательстве «Знание», указывая на положительные и отрицательные моменты, допущенные в работе. В заключении, автор пишет: «Брошюра Б. Т. Григорьяна — лишь первый шаг в разработке важной и плодотворной темы. Многие существенные вопросы остались пока неразработанными» [9]. Некоторые вопросы Митрохин, впоследствии старался решить на страницах своих исследований, посвященных теме атеизма.

«Тимошин Л».

Подпись, о которой пойдет речь ниже, примечательна тем, что явила научному сообществу целый корпус статей, опубликованных в журнале «Наука и религия» в период с 1982 по 1985 годы, и посвященных единой теме — возникновение и распространение деятельности новых нетрадиционных религиозных организаций в Западных странах.

Самый крупный блок статей, состоящий из одиннадцати работ, связанных единой идеей и разделены между номерами регулярно издаваемого журнала «Наука и религия», представляют собой целостный взгляд автора на проблему становления религиозности в Западных странах. Балагушкин Евгений Геннадьевич дает некоторое указание на эти работы следующим образом: «Среди отечественных ученых Л. Н. Митрохин был одним из пионеров в исследовании данной темы* [* Первые его статьи о новых религиозных движениях в США были опубликованы под псевдонимом Л. Тимошин в журнале «Наука и религия» в 1982–1983 гг.]» [10]. Последние статьи выходили в том же журнале в 1985 году. В поисках информации о псевдонимах, мы имели возможность связаться с вдовой Льва Николаевича Митрохина, Альбиной Ефимовной Митрохиной, из нашей беседы и переписки мы можем выделить множество бесценных аспектов жизни и деятельности Льва Николаевича как ученого и как личности. Алла Ефимовна помогла нам пролить свет на один из наиболее часто встречающихся псевдонимов «Тимошин Л»., в качестве которого была использована девичья фамилия матери ученого. Так же подтвердился тезис о том, что псевдоним был использован в то время, когда подпись собственной фамилией не давала возможности издавать работы. Приведем список указанных работ:

-          Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Наука и религия. 1982. № 7. — С. 60–63.

-          Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Знание — сила. 1982. № 8. — С. 38–39.

-          Тимошин Л. Фатальный исход «Народного храма»/ Наука и религия. 1982. № 9. — С. 55–59.

-          Тимошин Л. Мессия должен быть богаче всех/ Наука и религия. 1982. № 11. — С. 59–63.

-          Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 1. — С. 52–57.

-          Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 2. — С. 59–63.

-          Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 9. — С. 57–60.

-          Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 10. — С. 54–57.

-          Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 2. — С. 58–62.

-          Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 4. — С. 57–60.

-          Тимошин Л. Вундеркинд из «Миссии божественного света»/ Наука и религия. 1985. № 12. — С. 44–48.

После 1985 года работы «за подписью» не выходили, об этом свидетельствует Альбина Ефимовна, а так же отсутствие каких-либо библиографических данных на их существование.

К сожалению, не все работы «за подписью» нам удалось исследовать. Существует указание на пять статей, которые по различным причинам не могут быть доступны нам, но их стоит упомянуть, сославшись на источники, к ним отсылающие. По данным библиографических списков, а также информации, предоставленной архивом РАН, мы можем говорить о двух блоках ненайденных работ с использованием «подписи».

Первый блок — условно обозначим его в соответствии с подписью «Л. Сонин»

Пять работ, вышедших в период с 1960 по 1964 годы, возможно в разных изданиях. О существовании данных текстов мы знаем из библиографических списков, и только один из них на настоящий момент, стало возможным изучить. Название его: «Школа Гранта Шгиняна». Эта работа была опубликована в журнале «Физкультура и спорт» 1964 года. Весьма нетипичная по направлению своего анализа работа, посвящена спортивным достижениям Гранта Амазасповича Шагиняна, неоднократного чемпиона олимпийских игр и Советского Союза по гимнастике. Автор рассказывает о судьбе спортсмена, о сложностях и радостях работы тренера и молодых гимнастов.

Ненайденными остаются следующие работы за подписью «Л. Сонин»:

-          Почему мы боремся с баптизмом/ Путь Ильича. 15 мая 1960г.

-          О снах, гипнозе и прочем/ Пресс-бюро Комсомольской правды. 19 мая 1960 г. № 61

-          Кто такие баптисты. — М.: Знание, 1960 г.

-          Что такое сектантство. Развернутые планы. — М.: Знание, 1960 г.

Второй блок работ недоступный для анализа исследователя, как и в первом случае, именуется в соответствии с подписью автора — «Лемин».

Название статьи: «Друг в беде», вышедшая в Пресс-бюро Комсомольской правды 5 апреля 1960 годы № 39 за подписью «Лемин». В указанном номере нами работа была не обнаружена. Необходимые работы по уточнению библиографических данных, указанной статьи были проведены, но не принесли желаемого результата.

В настоящее время работы связанные с поиском указанных «ненайденных» текстов оказались затруднительными. Но мы имеем основания надеяться, что статьи будут атрибутированы и проанализированы в последующих исследованиях.

Указанный перечень работ размещен в библиографических списках, опубликован в разделе избранной библиографии в тех изданиях, о которых мы говорили в начале данного исследования, представлен на многочисленных сайтах отсылающих к трудам известного философа, а так же хранится в личном деле академика Льва Николаевича Митрохина в архиве РАН. Мы не теряем надежду познакомиться с этими текстами, чтобы представление научного наследия Льва Николаевича Митрохина было наиболее полным и интересным для исследований в указанных областях знаний.

Литература:

1.         Митрохин Л. Н. Избранная библиография трудов Л. Н. Митрохина/ Мои философские собеседники. СПб.: РХГА, 2005. — С. 629–646. Библиография с незначительными дополнениями была переиздана в изданиях «Философские проблемы религиоведения», «Лев Николаевич Митрохин. (Философия России второй половины ХХ века)» и др.

2.         Лекторский В. А. Л.Н. Митрохин и проблема религии/ Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 38.

3.         Митрохин Л. Н. Живое слово атеистов/ Литературная газета. 6 февраля 1958. № 16. — С. 2.

4.         См. там же

5.         См. там же

6.         Митнев К. Вендровский К. В. Зритель от души смеется./ Комсомольская правда. 23 января 1959. № 19. — С. 4.

7.         Сонин Л. Н., Басин Е. Я. Антикоммунизм богобоязненного пастыря и «холодная война» / Вопросы философии. 1964. № 1. — С. 126.

8.         Григорьян Б. Т. «Социология религии» или апология религии. — М.: Знание, 1960. — 32 с. (Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. [Серия 2. Философия 35])

9.         Николаев Л. Социология иллюзий/ Наука и религия. 1961. № 2. — С. 93.

10.     Балагушкин Е. Г. Исследования религиозных новообразований / Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 201.

11.     Митрохин Л. Н. Избранная библиография трудов Л. Н. Митрохина/ Мои философские собеседники. СПб.: РХГА, 2005. — С. 629–646.

12.     Митрохин Л. Н. Живое слово атеистов/ Литературная газета. 6 февраля 1958. № 16. С. 2.

13.     Хостин Л. Кто такие баптисты/ Гудок. 10 декабря 1958. № 288. С. 3

14.     Митнев К. Вендровский К. В. Зритель от души смеется/ Комсомольская правда. 23 января 1959. № 19. — С. 4.

15.     Сонин Л. Школа Гранта Шагиняна/ Физкультура и спорт. № 10. 1964. — С. 7.

16.     Сонин Л. Н., Басин Е. Я. Антикоммунизм богобоязненного пастыря и «холодная война» / Вопросы философии. 1964. № 1. — С. 126.

17.     Николаев Л. Социология иллюзий/ Наука и религия. 1961. № 2. — С. 93.

18.     Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Наука и религия. 1982. № 7. — С. 60–63.

19.     Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь/ Знание — сила. 1982. № 8. — С. 38–39.

20.     Тимошин Л. Фатальный исход «Народного храма»/ Наука и религия. 1982. № 9. — С. 55–59.

21.     Тимошин Л. Мессия должен быть богаче всех/ Наука и религия. 1982. № 11. — С. 59–63.

22.     Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 1. — С. 52–57.

23.     Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна»/ Наука и религия. 1983. № 2. — С. 59–63.

24.     Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 9. — С. 57–60.

25.     Тимошин Л. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки»/ Наука и религия. 1983. № 10. — С. 54–57.

26.     Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 2. — С. 58–62.

27.     Тимошин Л. Сайентология: фантастику в бизнес/ Наука и религия. 1985. № 4. — С. 57–60.

28.     Тимошин Л. Вундеркинд из «Миссии божественного света»/ Наука и религия. 1985. № 12. — С. 44–48.

29.     Балагушкин Е. Г. Исследования религиозных новообразований // Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 172–215.

30.     Лекторский В. А. Л.Н. Митрохин и проблема религии// Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.). — С. 33–41.

31.     Лев Николаевич Митрохин/ Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с.: ил. — (Философия России второй половины ХХ в.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle