Библиографическое описание:

Павлова Е. В. Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 689-693.

В статье рассматривается структура визуальной картины мира, процесс ее формирования. Приведены результаты психолого-педагогического исследования качественных характеристик картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей.

Ключевые слова: психологические особенности картины мира, творческое мышление, структура картины мира, визуальная картина мира, временная перспектива, педагогическая деятельность в формировании картины мира.

Формирования, выявления и усложнения структуры индивидуальной картины мира очень важный и сложный процесс профессионального становления личности художника. Факторы и условия, которые влияют на формирование индивидуальной картины мира, изучены мало. Проблемой формирования творческой деятельности, становление творческого мышления занимались многие философы, психологи, педагоги. Исследователи Л. Я. Дорфман и Д. Б. Богоявленская утверждают в своем труде два уровня мышления в поверхностном и глубинном слое, причем глубинный слой находится за поверхностным слоем. Творческая составляющая мышления раскрывается в глубинном слое, в процессе поиска новых решений для поставленной задачи, в процессе создания чего-то «своего», чего-то «нового» [1, 2, c.187]. Д. Б. Богоявленская совместно с аспирантом П. Т. Тюриным рассматривает в своей работе «Психология творческих способностей» структуру метода «Креативное поле» в качестве способа диагностики творческих способностей и одаренности у детей и взрослых. Художник отражает мир в двух слоях реальности. Психолог указывает на внешний слой мира — это реальный предметный мир, который составляют в своих композициях люди искусства, второй внутренний слой — это внутреннее содержание мира, которое способен раскрыть непростой художник — ремесленник, а настоящий творец, созидатель, творческая личность [2, с.278–279]. Такая работа требует поиска, отсутствие желания идти по изученной дороге и желание нарушать приемы, которые уже применялись. Творческая деятельность ведет к изобретению своего прочтения и понимания мира, окружающей действительности и изложение этого образа, этого пути на плоскости живописными или графическими приемами.

В результате исследователи определили следующие характеристики «Креативного поля»:

-          воспроизведение в творческой деятельности образцов и приемов живописи;

-          разделение формальной стороны от содержательной стороны, рассмотрение гармоничной формулы, который сочетает в себе профессиональное владение инструментами искусства и сложный содержательный характер художественного образа.

Художники, которые принимали участие в исследовании, утверждают, что собственный продукт творчества должен собирать лучшие достижения ранее созданных произведений искусства. Исследователь и психолог Д. Б. Богоявленская выделяет критерии «содержательной» тенденции в деятельности живописца, «репродуктивной» тенденции, «формальной» тенденции и самого высокого у художника «эвристического уровня» [2, c.287–292]. Авторская концепция Д. Б. Богоявленской выделяет черты деятельности креативных художников: 1) художественное отражение действительности предполагает отображение только существенного из окружающего мира; 2) средствами живописи доказать необходимость художественной деятельности и безошибочность выбранной профессии. Художник и теоретик изобразительного искусства В. С. Кандинский утверждает в своей работе «О духовном в искусстве (живописи)», что качество произведения искусства определяется не личными убеждениями и чувствами, а опирается на авторитетные образцы искусства [3]. Творческий процесс и качество продукта творчества определяется интеллектуальным уровнем автора и зависит от способности автора гармонично сочетать форму и содержание произведения. Формирование профессионального художника предполагает развитие способности закладывать определенный субъективный взгляд автора на мир, направляя и формируя определенное видение, концепцию, мировоззрение, мировосприятие окружающей действительности у зрителя. Философ В. П. Иванов в своей работе рассматривает художественную деятельность как формообразующую работу, которая отражает «содержательные контакты человеческой жизнедеятельности» и обозначается как «долговременная основа практического преобразования предметного мира» [4, c.222]. По мнению ученого задача искусства и предметов искусства состоит в создании «новых смысловых реальностей» [4, c.224]. Способность художника преобразовывать действительность по индивидуальному пути «восходит к универсализации культурно-исторического бытия человека» и является «идеализирующей формой переживания» [4, c. 225]. Для художника и дизайнера П.Пикассо искусство — это инструмент познания действительности и способ личностного субъективного воздействия на мир. В исследованиях психологов и педагогов, изучающих творчество студентов-художников, выявлена следующая закономерность в том, что при высокой мотивации к деятельности и желание одобрения в творческой соревновательной среде ведет к низким показателям творческой, «новой составляющей» в произведениях авторов. Низкий интеллектуальный и духовный уровень работ, отсутствие содержательной стороны в произведении прямо соответствует высокому ремесленному характеру произведения, отмечается формальный уровень работ. Культурологи, психологи и педагоги утверждают, что тщеславный характер творческой деятельности не ведет саму художественную деятельность по спиральному развитию, а останавливает деятельность самого художника на определенной точке при достижении задачи в определенном продукте творчества. В работе со студентами кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии выявлена следующая стадийность успешного творческого роста каждого студента:1)изучение законов академического рисунка и живописи; 2)изучение основ композиционного строя сложных исторически признанных произведений графического и живописного искусства; 3)работа по копированию и изучению графических и живописных работ художников эпохи Средневековья, эпохи Возрождения, искусства 18–20 веков, современного искусства; 4) создание собственной композиции на заданную тему, создание линейного, тонового, цветового фор-эскиза с применением ранее изученных законов композиционного строя картин известных мастеров; 5)формирование мотивации к созданию собственных образов для отражения индивидуальной идеи, замысла, для отражения индивидуального видения окружающей действительности и как следствие формирование индивидуальной структуры картины мира.

В отечественных работах психологов и исследователей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, В. И. Слободчикова, А. Г. Асмолова, К. А. Абульхановой-Славской рассмотрена и утверждена идея о взаимозависимости развития личности от деятельности, которую он выполняет. Становление личности ее картины мира происходит непрерывно в течение всей жизни и зависит от социальной среды, уровня образования, среды в семье, наличия или отсутствия системы ценностей. Главный компонент, который влияет на формирование и изменение картины мира является специальность и профессиональной направленности высшего образования. Обучение в ВУЗе по направлению подготовки Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство» позволяет сформировать особую картину мира, а именно ее структуру, степень согласованности ее компонентов. Личность является активным творцом своей деятельности, а, следовательно, своей картины мира. Студент-художник выбирает свой путь, по которому он будет развивать и структурировать свою визуальную картину мира. Мы предполагаем, что студенты-художники отличаются большей степенью познавательной активности в осознании действительности в силу своей профессиональной деятельности, чем студенты других специальностей. Профессиональная деятельность студента-художника, студента будущего педагога изобразительного искусства связана с активным формированием образа мира в каждой картине, в каждом живописном произведении, а их будущая педагогическая деятельность призвана изменять, дополнять, корректировать посредством искусства взгляд на мир у будущих учеников. Часто в психологических и педагогических исследованиях перед ученым стоит задача выявление различий и сходств между двумя, тремя и более выборками испытуемых. В данном исследовании поставлена задача определения психологических особенностей цветовых предпочтений для обозначения временной перспективы, выявление структурных различий картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей.

Целью нашего исследования было выделение различий между студентами- художниками и студентами других специальностей. Сбор эмпирических данных в группе студентов-художников и студентов других специальностей проводилась в течение двух лет в период с 2012 по 2013 год. Общий объем выборки студентов составил 88 студентов. В первую группу (48 студентов) вошли студенты-художники по направлениям обучения в ВУЗе: специальность «Руководитель студии декоративно-прикладного творчества» (II,III,IV курсы) и специальность «Преподаватель изобразительного искусства» (с I по V курс). Во вторую группу (40 студентов) вошли студенты других специальностей: педагогическое образование, профиль «Начальное образование» и «Информатика»(II курс); психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика»(II курс); профиль «Экономика и управление на предприятиях топливно-энергетического комплекса» (II курс).

В процессе исследования применены следующие методики исследования: 1) тест-опросник Г. Айзенка EPi (Адаптирован А. Г. Шмелевым); 2)методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева); 3) тестирование на определение способности различать двойные изображения; 4) методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания и восприятия текста; 5) проективная методика (художественно-графический тест Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной): «Нарисуй «картину мира», т. е. мир, его образ, как его вы представляете. Дай изображению название и опиши его в двух трех предложениях» [5, c.208–215, 6]. Полученные данные обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Для количественной обработки данных использовался пакет программ SТATISTICA в модуле «Непараметрические данные». Для определения и проверки значимости различий между двумя сформированными группами (I группа — студенты-художники и II группа — студенты других специальностей) использовался критерий серий Z — Вальда-Вольфовица и U-критерий Манна-Уитни [7,8].

В результате проведенного психолого-педагогического исследования выявлены определенные особенности восприятия мира студентами, особенности цветовых предпочтений в ассоциативных выборах временной перспективы, особенности личностных характеристик, восприятие текста и изображения, выбор и предпочтение типа картины мира. В первой группе (студенты-художники) больше чем у второй группы (студенты других специальностей) признаков масштабного образа мира, плоскость листа включает в себя большой объем окружающей действительности, рассказывая сразу о Вселенной, планетах и безграничном пространстве вокруг (Z =3,78, при уровне достоверности p=0,01). У студентов первой группы чаще чем у студентов второй группы образ мира теряет реальные черты и приобретает символический, абстрактный характер, предметы реального мира уходят с рисунков и появляется беспредметная действительность, которая разграничена линями или цветовыми пятнами(Z =2,36 при р=0,02). Выбор цвета более разнообразен для отражения мира, в картине мира у студентов-художников, преобладает цветовая контрастность больше чем у студентов других специальностей (Z =2,91 при p=0,01). Заполненность листа, выразительность и гармоничность композиции у студентов первой группы выявлена в большей степени, чем у студентов второй группы (Z =3,00 при p=0,01). Предметы на плоскости листа у студентов первой группы изображены во взаимосвязи с окружающим пространством, окружающей средой и подчинены друг другу. Объемность пространства, ощущение безграничности и направленности движения предметов изображаемой действительности больше у студентов первой группы по сравнению со студентами второй группы (Z =2,77 при p=0.01). При этом не выявлено различий по количеству выборов таких инструментов по созданию «картины мира» в первой группе относительно второй: «предметность, четкость и разделенность объектов», «присутствие схемы, символа и знака в образе мира», «образы семьи», «предопределенность становления мира, детерминированность сотворения мира, присутствие религиозных или иных символов». Активная динамика изменений вышеуказанных критериев структуры картины мира выявлена в исследовании у студентов-художников с первого по пятый курс [9, c.72–76].

Индивидуально-личностное восприятие текста и изображения. В исследовании различий индивидуально — личностных качеств студентов — художников и студентов других специальностей нашло статистическое подтверждение особенности восприятия текста и изображения. Для изучения характера и качества восприятия текста использовалась методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания и восприятия текста. Для определения способности воспринимать наполненность графического изображения, различать двойственные изображения, динамику и статику, видеть скрытый замысел художника в графическом и живописном изображении использовались иллюстрации произведений Сальвадора Дали, Игоря Лысенко, Ваза Рубина (иллюзия соотношения фигуры — фона), С. дель Пре «Энштейн или три купальщицы», «Метамарфозы», «Лесной дух», «Шахматная доска», М. Эшер «Натюрморт с улицей», В. Вазарели «Арлекин» [10, с.146–158]. Степень восприятие текста и различение количества слов у студентов-художников качественно меньше чем у студентов других специальностей(Z =-4,10 при p=0,01), при этом уровень восприятие двойственных изображений, раскрытие сюжетов и образов у студентов-художников больше чем у студентов других специальностей (Z =4,30 при p=0,01).

Определение уровня самооценки личности, определение типа темперамента и типология личности. Для определения уровня самооценки личности использовалась методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева), изучение картины личностных психологических особенностей, стиль поведения личности и отношение к окружающим у студентов-художников и студентов других специальностей проводилось по тест-опроснику Г. Айзенка EPi (Адаптирован А. Г. Шмелевым). Выяснено, что показатель по шкале «Активность» у студентов первой группы ниже, чем у студентов второй (Z =-2,03 при p=0,04). Показатели по шкале «Интроверсия-экстраверсия» у студентов второй группы выше чем у студентов первой группы (Z =-2,29 при р=0,02), что указывает на, что творческая личность более направленная на себя, на свой внутренний мир, чем личность другой специальности. Профессиональная деятельность студентов-художников предполагает созерцательные анализ действительности, аналитическое структурирование разрозненных элементов окружающей среды для создания собственного художественного образа картины мира. Студенты-художники склонны к самоанализу и меньшей адаптации, чем студенты других специальностей. Студенты второй группы нацелены на синтезацию внешнего мира из увиденного, они анализируют окружающую действительность и выделяют предметную составляющую. Данные студенты ориентированны на внешнюю оценку, общительны, импульсивны, адаптированы в среде [11, c.138–141, 12]. Показатель степени «Активность» в самооценке личности указывают на то, что студенты нетворческих специальностей более активны, их деятельность больше ориентированна на одобрение, на реакцию и предполагает активные действия в настоящее время, что подтверждается цветовыми предпочтениями для обозначения временной перспективы.

Временная перспектива. Для определения цветового выбора при обозначении прошлого настоящего и будущего времени и исследования временной перспективы был выбран графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), который был модифицирован путем добавления цвета для обозначения времени. Студенты художники выбирают относительно студентов других специальностей для обозначения прошлого фиолетовый и сиреневый цвет (Z =2,29 при p=0,02), а студенты других специальностей предпочитают выбрать серый для обозначения прошлого(Z =-2,10 при p=0,04). Представляют интерес статистические выкладки по выбору цвета для обозначения настоящего времени: студенты-художники относительно студентов других специальностей выбирают синий цвет (Z =1,89 при p=0,06), в то время как студенты нетворческих специальностей относительно студентов — художников для выделения значимости настоящего выбирают красный цвет(Z =-1.86 при p=0,06). Данные факты указывают на то, что студенты — художники спокойно и созерцательно относятся к настоящему, в то время как студенты других специальностей видят свое настоящее очень активным и выделяют данное время как основное, в котором происходят изменения в их жизни. Свое развитие и творческое становление, время раскрытия своей личностной структуры студенты-художники видят в будущем, выбирая для этого активный красный цвет (Z =2,44 при p=0,01). Студенты других специальностей по отношению к студентам художникам для обозначения будущего чаще выбирают серый цвет(Z =-2,36 при p=0,02). Данный результаты исследования говорят о том, что студенты нетворческих специальностей не видят свое развитие в будущем. Они испытывают больший интереса к возможности своего личностного развития в настоящем, выбирая для обозначения настоящего красный цвет. В результате данного теста красный и серый цвет становятся своего рода индикаторами отношения студентов разных специальностей к настоящему и будущему. Цветовой тест М. Люшера основывается на экспериментально установленной зависимости между выбором цвета и психофизиологическим состоянием личности. Из предложенной им методики о значении цветовых выборов следует то, что выбор студента серого цвета для обозначения будущего означает отгороженность от мира, силы личности направлены на создание защитной оболочки, человек видит свою позицию как пассивную, отсутствие цели и растерянность, уныние и усталость. Человек, который выбирает серый цвет, находится на нейтральной позиции, он не стремиться вперед, находит равновесие и гармонию в сложной ситуации. Выбор красного цвета означает нацеленность на результат, на определенную цель, выражение активного движения, личность готова к приобретению опыта, напористость, упрямство, самостоятельность, смелость. Личность, которая выбирает красный цвет, нуждается в одобрении общества, желает быть замеченной и принятой обществом [13, с.11–245].

Выводы: 1) В ходе исследования были выявлены основные структурные компоненты картины мира студентов-художников и студентов других специальностей. Определены компоненты картины мира, которые динамичны и статичны в зависимости от профессиональной направленности обучения студентов в ВУЗе.2) Показана и выявлена взаимосвязь уровня самооценки личности, типа темперамента и выбора цвета для обозначения временной перспективы. 3) Выявлена тенденция к взаимозависимости профессиональной направленности обучения в ВУЗе и критериев в самооценки личности, цветовых выборов для обозначения временной перспективы. В рамках данного теста наблюдалась следующая закономерность: художники и студенты других специальностей для обозначения прошлого и будущего выбирают прямо противоположные цвета, что означает, что одни видят свое развитие в будущем, а другие в настоящем. Прошлое для художников значимо, для студентов других специальностей «закрыто» и не имеет значение для настоящего.4) Определен характер взаимозависимости выбора картины мира разных специальностей студентов и типа темперамента. Масштабность образа мира, абстрактность, цветность, композиционная согласованность у студентов-художников напрямую взаимосвязана с уровнем низкой активности и интровертированностью личности студентов-художников. Картина мира студентов других специальностей отличается предметностью образов, перечисляющим характером изображения и напрямую взаимосвязано с высокими показателями самооценки личности и экстравертированностью личности.

Вышеперечисленные результаты исследования позволяют более профессионально организовывать и направлять учебно-творческую деятельность преподавателя по формированию индивидуальной цветовой структуры картины мира, профессионально мотивировать активную творческую деятельность у студентов-художников.

Литература:

1.                  Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности.-Пермь, 2003.

2.                  Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Монография.-Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. — 416с.

3.                  Кандинский В. С. О духовном в искусстве// К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи.- М.,1989.

4.                  Иванов В. П. Человеческая деятельность-познание-искусство. — Киев,1977.

5.                  Романова Е. С. Графические методы в практической психологии [Тест]/Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина — СПб.: Речь,2002.-416с.

6.                  Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.

7.                  Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.:Речь, 2004.

8.                  Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.:Речь, 2003.

9.                  Павлова Е. В. Динамика картины мира студентов-художников в процессе профессионального обучения в вузе// «Теория и практика современного образования»: Материалы V международной научно-практической конференции 12–13 ноября 2013 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «Айсинг», 2013.С.72–76.

10.              Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н. З. Алиева.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-208 с.

11.              Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахра-М», 2009.- 672 с.

12.              Психология личности. Тест, опросники, методики.- М.,1995.

13.              Люшер М. Цвет вашего характера. -М.,1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle