Библиографическое описание:

Газизов Р. М. Зарубежный опыт развития сельских территорий // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 416-418.

В последней четверти ХХ века в странах Европейского союза (ЕС) начали преобладать концепции устойчивого развития, обеспечивающие разработку и внедрение методов решения проблем развития на основе комплексного исследования сельских территорий. Появляются новые задачи: остановить миграцию населения и сохранить окружающую среду.

В основе политики развития сельской территории ЕС лежат следующие принципы:

-       равные возможности для всех субъектов рынка,

-       одинаковые условия жизни населения в городе и на селе,

-       уменьшение зависимости периферийных регионов от центра,

-       улучшение возможностей для деятельности региональных предпринимателей [1, c. 209].

Одним из приоритетных направлений экономической политики ЕС является государственное регулирование сельского хозяйства. В этой связи была принята единая аграрная политика, предусматривающая систему гарантированных цен, регулирование сельскохозяйственного рынка и таможенный протекционизм в торговле с другими странами. Это позволило странам ЕС, в течение десяти лет, пройти путь от импортеров до лидеров по экспорту сельхозпродукции.

В основе эффективного развития сельских территорий должно лежать новое, постиндустриальное понимание научно-технического прогресса и экономической деятельности, примером служат скандинавские страны, в которых природно-климатические условия сельских территорий, схожи со значительной территорией России.

В Финляндии, сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности населения страны по всем видам продовольствия. В 2012 году производство зерна в расчете на одного работника составляло 35 тонн, что на 34 тонны больше, чем в среднем по субъектам Северо-Западного федерального округа РФ (СЗФО), мяса и молока, соответственно, больше на 2,8 т и 17 т, внесение минеральных удобрений в расчете на 1 га пашни достигло 134 кг в действующем веществе или в 4,4 раза больше, чем в СЗФО. В Финляндии действуют экологические дотации для сельскохозяйственных товаропроизводителей, дотации по неблагоприятным условиям и дотации на хозяйство. Предусматривается бюджетная поддержка в виде субсидий для переориентации убыточных фермерских хозяйств на другие виды деятельности.

В Финляндии, Швеции, приоритетным направлением аграрной и социальной политики было признано содействие самозанятости сельского населения, развитие малого и среднего семейного агробизнеса. С целью повышения экономической эффективности, а так же расширения возможности сбыта продукции, создания сельской инфраструктуры, создаются кооперативы и государственные службы в сфере агробизнеса. Через сеть кооперативов реализуется сельхозпродукция, действуют кооперативные банки, в которых фермеры берут кредиты нужды производства, осуществляют страховые операции, решают многие хозяйственные и социальные проблемы [2, с.79–80].

В Дании семейная ферма является основой сельского хозяйства. Для того чтобы стать фермером, необходимо пройти специальное пятилетнее обучение в сельскохозяйственной школе. Все фермеры являются членами сельскохозяйственных кооперативов. На 20 тысяч фермерских хозяйств приходится 300 кооперативных объединений. Деятельность сельскохозяйственных кооперативов заключается в производстве, переработке и сбыте продукции, так же кооперативы обеспечивают фермеров удобрениями, семенами, фуражом, сельскохозяйственной техникой. Фермер обязан сдать свою продукцию в кооперативное предприятие, членом которого он является. Со своей стороны, кооперативные предприятия обязаны принимать данную продукцию. Таким образом исключается возможность участия посредников, что позволяет значительно сократить затраты на реализацию продукции. Это позволяет Дании быть одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в ЕС [3 c. 84].

Другой страной, где развито кооперативное движение, является Япония. В стране функционируют универсальные кооперативы, которые предоставляют различные виды услуг: сбыт, снабжение, кредитование. Всего в Японии насчитывается 737 кооперативов, членами которых состоят примерно 10 млн. человек [3 c. 82].

Развитие производства на сельских территориях невозможно без достаточного количества трудовых ресурсов. Только при условии развитой сельской инфраструктуры, комфортных жилищных и материальных условий возможен приток специалистов и закрепление их в сельской местности.

В Китае одним из направлений развития сельских территорий является сокращение разрыва душевых доходов городского и сельского населения, которое остается еще довольно высоким. В 2006 году в Китае отменили сельскохозяйственный налог. Отмена сельскохозяйственного налога и налога на специфическую продукцию облегчило налоговое бремя крестьян более чем на 70 млрд. юаней [4, с. 11]. Динамика доходов сельского населения показывает, что среднедушевой доход в 2012 году по сравнению с 2001 годом увеличился почти вдвое [5]. Увеличение доходов сельского населения позволило существенно улучшить их жилищные условия. Среднедушевая обеспеченность жилой площадью в 2012 году по сравнению с 1980 выросла в 4 раза и составила 30,7 кв.м., а объем возведенного жилья увеличился в 6,8 раза [5]. Проблемным вопросом для Китая является обеспечение населенных пунктов качественной питьевой водой, для решения этой проблемы, ежегодно выделяются средства из бюджета, только в 2012 году дополнительно 32 млн. крестьян получили доступ к системе водоснабжения. Активно ведется строительство сельских автомобильных дорог, к 2020 году запланировано ввести в эксплуатацию 300 тыс. км дорожного полотна с твердым покрытием [4, с. 11].

Из-за процессов глобализации в Китае наблюдается размывание прежних, социалистических и традиционных идеалов, особенно среди молодежи. Главным традиционным идеалом является конфуцианство. Конфуцианство — это исторически сформировавшееся в Китае этическое учение, оно заложено в систему воспитания китайцев и пронизывает их менталитет. Для возрождения конфуцианства и развития морально-нравственной сферы в целом, была разработана программа построения социалистического гармоничного общества. В Китае повышается образовательный уровень сельского населения, общее число неграмотного населения снизилось с 20 % в 1990 году до 5 % в начале 21 века. В 2012 году бюджетные ассигнования на улучшение социальных условий жизни на селе составили в Китае 50 млрд. долл. США. Почти 20 млрд. долл. США выделено на модернизацию образования и переход сельских школ к девятиклассному образованию [4, с.11]. В Китае все больше звучат такие термины как «деревня нового типа», «крестьянин нового типа», «новый человек» — то есть человек гармоничный, всесторонне развитый. Руководство Китая выстраивает политику формирования «человека нового типа», который приведет к инновационному прорыву государства.

В XX веке аграрное производство, преимущественно, наращивалось интенсивным путем, последствием такого роста, стало ухудшение экологической обстановки в сельской местности.

Источником загрязнений окружающей среды является применение пестицидов в сельском хозяйстве. При наземном применении от 10 до 30 % пестицидов отрицательно влияют на окружающие экосистемы через пищевые цепочки. При воздушном распылении этот показатель составляет от 50 до 75 % [6, с. 248].

Второй экологической проблемой являются генетически модифицированные организмы (ГМО). Объем рынка трансгенной продукции составляет — 44 млрд. долларов в год. Производят ГМО в 16 странах. Основные поставщики данной продукции — США, Китай, Аргентина, Бразилия, Канада. Помимо вреда наносимого здоровью человека, генетически модифицированные растения проникают в родственные виды дикорастущих растений, вызывая их мутации и неконтролируемые изменения флоры и фауны. Хронические болезни, по мнению большинства ученых, идут рука об руку с пищевой индустриализацией. Последствия применения пестицидов и ГМО ослабило органическое сельское хозяйство, функционирующее на органических удобрениях без использования генетически модифицированных организмов. Объем мирового рынка органических продовольственных товаров в два раза меньше трансгенной продукции и составляет 22 млрд. долларов в год [7, с. 810, 812–813]. Однако по мере увеличения благосостояния, развитые страны Европы, начали проводить экологически ориентированные преобразования. Все больше зарубежных стран развивают органическое сельское хозяйство, несмотря на то, что данный тип ведения сельского хозяйства уступает в этом компоненте традиционному сельскому хозяйству по эффективности производства. Положительные моменты от ведения органического сельского хозяйства заключаются в поддержании почвенного плодородия необходимого для будущего урожая. Продукты, получаемые от данного типа производства, не содержат в себе генетически модифицированных изменений и пестицидов, вредных для здоровья человека, что способствует достижению продовольственной безопасности страны [8, с.16].

В настоящее время в Европе находится (7,4 млн. га) органических сельско-хозяйственных угодий, ежегодно эта цифра увеличивается на 7 %. Для сравнения в США по этой технологии выращивается всего несколько процентов сельскохозяйственной продукции, хотя, она достаточно быстро распространяется.

Экологически чистая продукция имеет высокую себестоимость, что отражается на конечной стоимости [8, с.16]. Для поддержания органического сельского хозяйства в развитых странах фермерам выдаются субсидии. Во Франции, фермеры получают субсидии в течение пяти лет.

В зарубежных развитых странах происходит переход к экологически ориентированной аграрной политике. Все большее значение в структуре обеспечения продовольственной безопасности принимает органическое сельское хозяйство. Продукты, получаемые от данного типа производства, не несут в себе генномодифицированных изменений, а также накопления пестицидов и других веществ, вредных для здоровья человека. Немаловажную роль играет и государственная поддержка сельхозпроизводителей, путем дотаций, льготной кредитной политики, а в некоторых странах и полная отмена налогообложения предпринимательской деятельности в сельской местности. Опыт зарубежных стран, несомненно, будет полезен России в достижении устойчивого развития сельских территорий.

Литература:

1.                  Анисимова О. С. Аграрная политика и стратегия развития сельских территорий: опыт стран ЕС/ Анисимова О. С.// Никоновские чтения. — М.: МСХА им. К. А. Тимирязева, 2011. -№ 16. –С. 209–210.

2.                  Фролова О. А. Государственное регулирование сельского хозяйства: зарубежный опыт/ О. А. Фролова, С. Ю. Васильева// Вестник НГИЭИ. — Н.: НГИЭИ, 2011. -№ 5. –С.76–83.

3.                  Кулькова Н. С. Зарубежный опыт интегрирования и кооперирования в сельском хозяйстве/ Н. С. Кулькова// Вестник НГИЭИ. — Н: НГИЭИ, 2012. -№ 3. –С. 81–93.

4.                  Шамин А. Е. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая/ А. Е. Шамин, Н. Г. Вождаева// Вестник НГИЭИ. — Н: НГИЭИ, 2011. -№ 2. –С. 5–19.

5.                  Аграрная проблема Китая: (конец XX--начало XXI века)/ Под. ред. Л. Д. Бони [и др.]. — М.: ИДВ РАН, 2009. –С. 304.

6.                  Хагуров А. А. Современное российское село: проблемы и перспективы развития/ А. А. Хагуров// Россия информирующаяся. — М.: ИС РАН, 2009. -№ 08. -С. 243–256.

7.                  Экономика природопользования / Под. ред. К. В. Папенова. — М.: МГУ, 2006. –С. 928.

8.                  Черкасов В. А. Зарубежный опыт развития сельского хозяйства как одного из способов обеспечения продовольственной безопасности/В. А. Черкасов //Вестник ТГУ. — Т.: ТГУ, 2010. -№ 6. -С. 14–18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle