Библиографическое описание:

Давлетов С. Р. Проблема Арала и Приаралья: вчера и сегодня // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 634-636.

Исходя из существующих условий, с первых дней независимости непосредственно под руководством Президента И. А. Каримова правительство страны обратило основное внимание на создание благоприятных условий для обеспечения охраны труда и здоровья. Основная цель экологической политики Республики Узбекистан в этом направлении — охрана природы и рациональное использование природных ресурсов, поддержка социально-экологических отношений между природой и обществом для обеспечения безопасной для жизни и здоровья человека экологической среды.

В советский период в результате стратегии развития государства и командно-административной политики “Центра”, ошибочные подходы к развитию и размещению производительных сил стали причиной критической экологической ситуации в Узбекистане во второй половине ХХ века. Проведение экономической политики, основанной на идеологии КПСС, привело к хлопковой монокультуре, нанесло ущерб природе и жизни людей, явилось причиной высыхания Аральского моря, загрязнения водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи, а также орошаемых земель.

За сорок лет площадь акватории Аральского моря сократилась более чем в 7 раз, объем воды уменьшился в 13 раз [1, 21.09.2010. http://www.press-service.uz]. Засоление воды достигло в западной части моря 110–112 г/л, а в восточной 280 г/л. Море удалилось от берега на 120–200 км. На дне высохшего моря образовалась засоленная долина, общая территория которой составляет 45 тыс. кв. км. Вследствие кризиса водная поверхность озер сократилась со 100 тыс. га на 50 %, камышовые заросли со 120 тысяч гектаров до 15–20 тыс. га, тугаи с 300 тыс. га до 125 га [2, с. 65]. В результате высыхания Аральского моря и резкого повышения уровня его засоленности из 32 видов рыб, существовавших в море в 60-е годы, в настоящее время осталось только 6 видов [3, с. 5].

Ежегодно со дна высыхающего Аральского моря поднимается в воздух и перемещается под воздействием сильных ветров до 75 млн. тонн солевых и пылевых песков [4, с. 14]. Большая часть этих песков содержит в себе соли сульфата и хлорида, которые, распространяясь на большие расстояния, оказывают вредное воздействие на здоровье человека, загрязняют водные ресурсы и снижают плодородие почвы.

Высыхание Аральского моря привело к возникновению постоянно действующей экологической опасности и отрицательному воздействию на качество жизни и здоровье всего населения Приаральского региона. Под влиянием Аральского кризиса в Приаральском регионе в последнее время значительно сократилась площадь лугов и из-за снижения плодородия почвы было потеряно более 100 тысяч рабочих мест, что привело к потере источников дохода для большинства семей и хозяйств региона. В частности, можно отметить, что уровень безработицы в Муйнакском и Шуманайском районах Республики Каракалпакстан, Багатском, Ханкинском и Кушкупирском районах Хорезмского вилоята превышает средние показатели по республике (более 5 %) [5, с. 8].

В последнее время среди населения Нижнеамударьинского региона отмечается распространение среди женщин таких болезней как анемия, рак, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Ежегодно в среднем 500 человек заболевает туберкулезом [6, с. 65]. Если в стране уровень официально зарегистрированных больных туберкулезом составляет 67,5 человек на каждые 100 тысяч населения, то в Каракалпакстане данный показатель составляет 135,5 человек [7, с. 3]. В результате острого ухудшения экологической ситуации в Приаралье в Каракалпакстане в первые десятилетия независимости отмечалось двукратное повышение уровня онкологических заболеваний детей. В данный период ежегодно более тысячи человек сталкивались с онкологическими заболеваниями [8, с. 105].

Низкое качество питьевой воды в регионе вызвало повышение уровня инфекционных и острых желудочно-кишечных заболеваний. Уровень заболеваний в Каракалпакстане на 11,2 % выше среднего показателя по Узбекистану [9, с. 94]. В настоящее время наблюдается целый ряд проблем и трудностей в развитии отраслей агропромышленного комплекса Приаралья. Прибыль с одного гектара орошаемых земель в данном регионе в 2 раза ниже среднего показателя по Узбекистану [10, с. 49].

Не зря Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов с высоких трибун престижных, авторитетных международных организаций, в частности с трибуны ООН (1993, 1995, 2000, 2010 годы) обращал внимание ООН и других специализированных организаций на проблемы Аральского моря и Приаралья. В результате этих усилий некоторые зарубежные фонды, организации с первых лет независимости обратили серьёзное внимание на экологическую катастрофу Приаралья.

Известно, что в январе 1994 г. руководителями Центральноазиатских государств была утверждена программа «ПБАМ-1». В рамках данной программы запланировано проведение работ в 2 этапа, привлечение средств в объёме 30 млн. долларов США на начальный этап продолжительностью 3–5 лет, 500–700 млн. долларов США на второй этап [11, с. 2010–05–17–12–51–57/asbp-1]. В результате привлечения иностранных средств в объёме 47,7 млн. долларов США в качестве грантов от международных организаций и доноров, и 278 млн. долларов США [12, www.unece.org] (в займы), для осуществления программы “ПБАМ-1”, и достигнутых успехов улучшилась и экологическая, и социальная ситуация в регионе.

В октябре 2002 г. на встрече руководителей Центральноазиатских государств в городе Душанбе была принята «Программа конкретных действий, намеченная на 2003–2010 годы, по улучшению социально-экономического и экологического положения бассейна Аральского моря» (ПБАМ-2) [13, http://www.aral.uz]. В 2003–2009 годах ИК МФСА было привлечено средств в объёме 7030 тысяч долларов США для осуществления проектов в рамках «ПБАМ-2» [14, http://ec-ifas.org/index.php/ru]. Эти проекты были направлены на повышение потенциала комплекса бассейнов водного хозяйства и улучшение управления водными ресурсами региона.

В 2010 г. проводилась работа над разработкой «Программы действий на 2011–2015 годы по оказанию помощи государствам бассейна Аральского моря» (ПБАМ-3). В декабре 2010 г. на заседании в Алма-Ате, международные организации и страны-доноры изъявили готовность поддержать программу. Программа действует в 4-х направлениях: совместное управление водными ресурсами, экологическое направление, социально-экономическое направление и усовершенствование институционально-правовых механизмов.

Таким образом, со стороны государства делается очень много для оздоровления экологии Узбекистана, в том числе и в международном контексте. Экологическая концепция развития Узбекистана находит поддержку многих престижных организаций мира.

В месте с тем надо отметить, что обеспечение экологической безопасности Республики Узбекистан непосредственно связано с проблемами обеспечения экологической устойчивости в Центральноазиатском регионе, таких как совместное пользование водными ресурсами, ликвидация трансграничных проблем загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий Аральской трагедии и экологическое оздоровление бассейна Аральского моря. В этом плане необходимо принять меры по применению международных правовых механизмов в решении вышеуказанных трансграничных экологических проблем государств данного региона.

Несмотря на то, что сегодня принимаются меры по сохранению уровня воды в Арале, пуск воды в море осуществляется отсталыми методами. Нехватка воды в Приаралье наносит большой вред народному хозяйству. А это является причиной ухудшения жизни населения, живущего на этой территории.

Действия правительства Таджикистана по возрождению проекта Рогунской ГЭС поставило под опасность население всего региона. Строительство крупного гидросооружения вместимостью несколько десятков кубометров воды на территории с высокой сейсмической активностью, подобно Рогунской ГЭС, приведёт к возникновению опасной ситуации, в этом случае прорыв воды в одном месте превратится в огромный селевой поток, который невозможно будет остановить. Даже при условии отсутствия сейсмической опасности намечаемый режим работы Рогунской ГЭС станет причиной ухудшения условий жизни многомиллионного населения, проживающего в нижнем течении Амударьи. В этом случае минерализация воды в Амударье возрастет в два раза, резко снизится её течение в период вегетации.

Принимая во внимание факт совместного пользования водными ресурсами в целях обеспечения экологической безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе, важное значение совместного решения трансграничных проблем охраны окружающей среды, учитывая претензии, предъявляемые специалистами и экспертами по поводу «возможной опасности, которая угрожает населению региона, вследствие возрождения правительством Таджикистана проекта Рогунской ГЭС», необходимо принять меры для решения данной проблемы на основе международных правовых норм. В этом плане необходимо, разработать на последующие годы планы мероприятий по решению экологических проблем региона, основанные на комплексно-системном подходе, обеспечить приоритет экологических проблем в системе межгосударственных взаимоотношений.

Литература:

1.                  Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». 21.09.2010. http://www.press-service.uz/ru/news/show/vistupleniya.

2.                  Там же. — С. 65.

3.                  Гордеев Г. Трагедия Аральского моря // Тайны ХХ века, 2008. — № 24. — С. 5.

4.                  Текуший архив ПМГ ГЕФ (далее ТАПМГГЭФ). Национальная Стратегия Программы малых грантов Глобального Экологического Фонда в Узбекистане. — Ташкент, 2008. — С. 14.

5.                  Экология хабарномаси. — Тошкент, 2008. — № 9. — Б. 8

6.                  Хюфлер Ф., Новицкий З. Зелёный щит осушенного дна Арала. — Ташкент, 2003. — С.65.

7.                  Текуший архив Регионального исследовательского центра Республики Каракалпакстан (ТАГИЦРК): Современное состояние экологической обстановки в Республике Каракалпакстан (На материалах социологического исследование). — Нукус. — 2009. 31 янв. — С.3.

8.                  Вестник ККО АН РУз. — Нукус, 1999. — № 6. — С. 105.

9.                  Популярная экологическая энциклопедия Республики Узбекистан. Т.1. — Ташкент, 2008. -С. 94.

10.              Мамадалиев Ш. П. Агропромышленный комплекс Приаралья в условиях экологического неблагополучия: состояние и перспективы // Вестник ККО АН РУз. — Нукус, 2007. — № 1. — С. 49.

11.              Материалы ИК МФСА. ПБАМ-1. http://ec-ifas.org/index.php/ru/2010–05–17–12–51–57/asbp-1.

12.              Казаков М. Деятельность Исполкома МФСА в водном секторе. Презентация. Международный семинар: «Речные бассейновые комиссии и другие органы по трансграничному сотрудничеству в области управления водными ресурсами». 23–25 октября 2007 г., Алматы, Казахстан. (www.unece.org).

13.              Материалы Агентства МФСА (Узбекистан). История создания Международного фонда спасения Арала. http://www.aral.uz/ru/a_001.htm.

14.              Материалы ИК МФСА. ПБАМ-2. http://ec-ifas.org/index.php/ru/2010–05–17–12–51–57/asbp-2/80--2?format=pdf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle