Структурный анализ профильной учебы старшеклассников по специальности «художественная обработка материалов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 30.01.2014

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Омельчук, А. В. Структурный анализ профильной учебы старшеклассников по специальности «художественная обработка материалов» / А. В. Омельчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 810-813. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9122/ (дата обращения: 23.04.2024).

Аннотация: Осуществлен анализ содержания и структуры профильной технологической учебы старшеклассников по специальности «художественная обработка материалов». Выделен ряд причин, которые тормозят процесс профильного обучения художественной обработки материалов учащихся 10 – 11 классов. Доказано, что важными условиями обеспечения высшего качества профильное учебыстаршеклассников художественной обработки материалов является обновление содержания, отбор инновационных методов, средств и форм организации творческой технологической деятельности, широкое внедрение проектно-технологической системы обучения и т.п..

Ключевые слова: профильное обучение, художественная обработка материалов, учебная программа.

Постановка проблемы. Внедрение профильного обучения в общеобразовательной школе является одним из основных направлений модернизации образования, которое направлено на формирование единой жизненной, мировоззренческой, научной, культурной и профессиональной компетентности учащихся, что обеспечит их дальнейшее самосовершенствование и самореализацию. Результативность внедрения профильного технологического обучения напрямую зависит от качества и структуры его содержательного наполнения, которое нуждаюсь комплексного исследования.

Одновременно состояние внедрения профильной технологической учебы старшеклассников по специальности «художественная обработка материалов» остается недостаточно изученным и требует более детального рассмотрения.

Анализ последних публикаций и исследований. Разработкой концептуальных подходов к формированию содержания технологического образования различных уровней и степеней (в т.ч. профильной) занимались известные отечественные ученые-педагоги: А. Вихрущ, Й. Гушулей, А. Коберник, М. Корець, В. Мадзигон, В. Сидоренко, В. Стешенко, А. Терещук, Г. Терещук, Д. Тхоржевский, А. Цина и др..

Содержание образования в учебных заведениях регламентируется государственными стандартами, которые закладывают основу ее формирования. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 1392 от 23 ноября 2011 г. принят новый Государственный стандарт, внедрение которого в части базового общего среднего образования осуществляется с 1 сентября 2013 г., а полного образования – с 1 сентября 2018 [1]. В связи с тем, что экспериментальное исследование начато в 2010 г., поэтому при анализе структуры и содержания программы специализации «Художественная обработка материалов», которая осваивается по технологическому профилю, мы придерживались предварительно принятых нормативных документов: Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования (постановление КМУ за № 24 от 14 января 2004 г.) [2], приказа МОН Украины № 893 от 1 октября 2008 «Об утверждении структуры технологического профиля обучения для 12-летней школы» [4], приказа МОН Украины № 1021 от 28 октября 2010 «О предоставлении учебным программам для 11-летней школы грифа «Утверждено Министерством образования и науки Украины » [5], учебной программы «Технологии. 10 – 11 классы: Технологическое направление. Специализация «Художественная обработка материалов» [7] и др.

Целью научного исследования является анализ теоретических основ состояния профильной учебы старшеклассников за специализацией «художественная обработка материалов».

Изложение основного материала. Согласно Государственному стандарту (2004 г.) содержание образовательной области «Технология» в старшей школе предусматривает углубление знаний учащихся о закономерностях проектной, технико-технологической и бытовой деятельности, опираясь на знания по основам наук на уровне общепроизводственных закономерностей; всестороннее ознакомление с профессией, что соответствует индивидуальным возможностям ученика, формирование у учащихся способности мобилизовать свои потенциальные творческие возможности в различных видах деятельности [2]. По исследуемого содержания, то структурирования его учебно-информационного наполнения происходит на основе содержательной линии «Проектная деятельность человека в сфере материальной и интеллектуальной культуры», которая предусматривает: «Знание теоретических основ проектной деятельности: принципов, форм и методов. Умение пользоваться средствами проектной деятельности; выявлять соответствие конструкции или процесса техническим условиям, искать противоречия между существующими характеристиками технического объекта или процесса и требованиями к его совершенствованию; обоснованно выбирать в проектной деятельности аналоги и прототипы, определять условия реализации проектного замысла, осуществлять конструирование по техническим условиями, осуществлять макетирование объекта проектной деятельности» [2]. Есть основой реализации содержательных линий является проектно-технологическая деятельность, которая интегрирует все виды современной технологической деятельности – от появления творческого замысла до реализации готового продукта.

Попутно отметим, что в новом Государственном стандарте (2011 г.), среди других задач обучения технологий, предусмотрено: ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства; приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям. Согласно содержательных линий для старшей школы, в рамках технологического компонента предусматривается изучение декоративно-прикладного искусства, при этом государственными требованиями является развитие знаний и умений: «владеть характерными для региона основными техниками и технологиями создания изделий декоративно-прикладного искусства; создавать изделия от творческого замысла к его практической реализации с использованием традиционных и современных приемов обработки природных материалов; синтезировать эстетические и функциональные требования как ведущий способ создания в декоративно-прикладном искусстве во время проектирования и изготовления изделия» [1].

Хотя в инструктивно-методических письмах по изучению трудового обучения (технологий) и чертежи отмечается, что профильное обучение может осуществляться по авторским программам с других, не предусмотренных перечнем, специализаций только при наличии соответствующего грифа Министерства образования и науки [3, с. 4], с целью экспериментального исследования нами были внесены изменения с типовой учебной программы технологического профиля. Предпосылкой этих новаций стал обстоятельный анализ структуры и содержания программного учебного материала по специализации «Художественная обработка материалов» образовательной области «Технология» для учащихся 10 – 11 классов.

В типичной учебной программе выделены следующие виды художественной обработки материалов, как: 1) флористика; 2) роспись на ткани; 3) вязание крючком и на спицах; 4) художественная обработка кожи; 5) художественная обработка соломки; 6) художественная обработка древесины; 7) художественная обработка текстильных материалов («пэчворк»); 8) лозоплетение.

Тщательный анализ структуры и содержания учебного материала позволил выявить, что на изучение различных видов художественной обработки материалов отводится 210 ч. в учебном году, однако эти часы распределены неравномерно, нелогично и даже хаотично (см. табл.1).

Таблица 1

Структура программы профильной учебыза специализацией «Художественная обработка материалов»

№№ п/п

Структурные элементыучебной программы(разделы)

Флористика

Пэчворк

Роспись на ткани

Вязания крючком и на спицах

Лозоплетение

Художественная обработкасоломки

Художественная обработка кожи

Художественная обработка древесины

1

 Вступление. История возникновения и развития

5

2

1

1

2

2

4

5

2

Организация рабочего места, инструменты, оборудование, правила безопасного труда

4

2

4

1

10

4

5

12

3

Материал и технологии подготовки его для работы

14

1

23

6

14

10

4

Проектирования изделий

15

5

Технологии изготовления изделий

97

101

58

109

86

45

71

78

6

Техники декорирования изделий

63

28

15

7

Творческий проект

52

50

58

50

50

50

50

50

8

Экскурсии

3

4

4

4

3

3

5

9

Всего

175

175

125

161

175

173

175

175

10

Резерв времени

35

35

85

49

35

37

35

35

Вместе:

210

210

210

210

210

210

210

210

Анализ структуры и содержания учебной программы позволяет утверждать, что ее подготовка осуществлялась различными специалистами без единого концептуального подхода к структурного построения, без учета принципов и требований к формированию содержания, межпредметных и внутрипредметных связей, гендерных особенностей, без логического разделения содержания на инвариантную и вариативность составляющие т.п..

Прежде сомнительным представляется изучение флористики и пэчворка среди традиционных для отечественной национальной культуры видов художественной обработки материалов. Одновременно в структуре учебной программы не нашлось места изучению таких популярных видов народного декоративно-прикладного искусства, как вышивка, ткачество, ковроткачества, художественная обработка металлов, бисероплетение и др.. В этом контексте, важными для исследования усматриваются выводы Л. Оршанського о том, что «декоративно-прикладное искусство – уникальное явление национальной культуры, всегда правдиво демонстрировало миру жизни украинского народа, его духовное богатство, высокий культурно-образовательный уровень и творческий потенциал, выступало феноменом бессмертия и жизнеутверждения нации» [6, с. 76]. И далее – углубленная художественно-трудовая подготовка «прокладывает путь к познанию культурного наследия украинского народа, духовного развития и межличностного общения, творческой самореализации личности, осмысления собственной этнической идентичности как глубинной основы национального самосознания» [6, с. 76].

Соглашаемся, что технология изготовления изделий является важным структурным элементом содержания учебной программы по художественной обработке материалов, однако поражает расхождение во времени на ее изучение от 109 час. (вязание крючком и на спицах) до 45 час. (художественная обработка соломки), то есть в соответствии 62,3 % и 25,7 % от общего количества часов без учета резерва времени. Одновременно на изучение техник декорирования время отводится только для трех из восьми предложенных видов художественной обработки материалов: художественной обработки соломки – 63 час. (36 %), художественной обработки кожи – 28 час. (16 %), художественной обработки древесины – 15 час. (8,6 %). Таким образом , из общего объема учебного времени, выделенного на овладение технологическим профилем (специализация «Художественная обработка материалов»), больше часов отводится на технологию изготовления изделий: средневзвешенный показатель – 46,1 %, вторым по рейтингу структурным компонентом является выполнение творческого проекта (29,3 %).

К сожалению, такой важный раздел, как проектирование изделий изучается только в процессе овладения технологией «пэчворк», на который отводится 15 часов. Одновременно на разработку творческих проектов отводится от 50 до 58 час. При этом в смысле не указан их конечный результат. Кроме этого, в учебной программе ни один из видов художественной обработки материалов не содержит разделов или даже отдельных тем с формообразования, орнаментации, основ композиционных построений, цветоведения т.п.. Отсюда, концентрация времени на профильное обучение старшеклассников различных видов художественной обработки материалов должен предусматривать художественно-эстетический подход к дальнейшему освоению технологии обработки, проектирование и изготовление декоративно-прикладных изделий. В результате ученики 10 – 11 классов должны овладеть знаниями и умениями интеграции эстетики и технологии обработки материалов, тогда монизм этих процессов будет способствовать развитию их творческих способностей.

Кроме этого, нами осуществлен анализ профильного обучения старшеклассников художественной обработки материалов в общеобразовательной школе и выделен ряд веских причин, которые тормозят этот процесс: 1) удаленность содержания профильного обучения от интересов и предпочтений современной школьной молодежи; 2) отсутствие научно обоснованных программ по различным видам декоративно-прикладного искусства для старших классов , целостной системы практических заданий творческого характера; 3) недостаточное количество качественной учебной и научно-методической литературы по декоративно-прикладного искусства, адаптированной для разных возрастных групп; 4) несоответствие материально-технической базы современным требованиям и локальным традициям функционирования художественных ремесел в регионе расположения школы; 5) низкий воспитательный и этнокультурный потенциал семьи и культурно-просветительских организаций; 6) недостаточный интерес администрации школы к внедрению профильного обучения по технологическим направлением , в частности по художественной обработке материалов; 7) острый дефицит педагогических кадров соответствующего образовательно-квалификационного уровня и др.. Поэтому важными условиями обеспечения высокого качества профильное обучения старшеклассников художественной обработки материалов является обновление содержания, отбор инновационных методов, средств и форм организации творческой технологической деятельности, широкое внедрение проектно-технологической системы обучения и т.п..

Выводы. Исследование подтвердило, что одной из весомых причин низкого уровня профильного обучения художественной обработки материалов в старшей общеобразовательной школе есть недостатки в определении и систематизации учебно-воспитательных задач по формированию у старшеклассников: знаний истории отечественного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел, морфологии декоративно-прикладных изделий, местных (локальных) традиций в быту, композиционных законов, закономерностей, приемов и изобразительных средств; умений выполнения клаузур (набросков) форм изделий, создание орнаментальных схем, организации рабочего места; навыков выполнения технологических операций изготовления и техник отделки декоративно-прикладных изделий т.д..

Проведенный анализ типовых программ профильного обучения для учеников старших классов (в частности, специализации «Художественная обработка материалов»), показал, что их подготовка осуществлялась без соблюдения единого концептуального подхода к структурного построения, без учета дидактических принципов и требований к формированию содержания, межпредметных и внутрипредметных, гендерных особенностей, без логического разделения содержания на инвариантную и вариативную составляющие т.п.. Кроме этого, в структуре учебной программы не нашлось места изучению таких популярных в Украине видов народного декоративно-прикладного искусства, как вышивка, ткачество, художественная обработка металлов, бисероплетение и др.

Литература:

1.      Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти / Постанова Кабінету міністрів України за № 1392 від 23 листопада 2011 р. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http : //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1392-2011-п#n9

2.      Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти / Постанова Кабінету міністрів України за № 24 від 14 січня 2004 р. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/24-2004-п

3.      Методичні рекомендації щодо вивчення трудового навчання (технологія) і креслення у 2011 / 2012 навчальному році // Трудова підготовка в закладах освіти. – 2011. – № 7 – 8. – С. 2 – 4.

4.      Наказ Міністерства освіти і науки України за № 893 від 01 жовтня 2008 «Про затвердження структури технологічного профілю навчання для 12-річної школи». [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon.nau.ua/?uid=01.10.08

5.      Наказ Міністерства освіти і науки України за № 1021 від 28 жовтня 2010 року «Про надання навчальним програмам для 11-річної школи грифа «Затверджено Міністерством освіти і науки України». [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon.nau.ua/?uid=28.10.10

6.      Оршанський Л. В. Художньо-трудова підготовка майбутніх учителів трудового навчання: монографія / Л. В. Оршанський. – Дрогобич: Швидко Друк, 2008. – 278 с.

7.      Технології. 10 – 11 класи: Програма для профільного навчання учнів загальноосвітніх навчальних закладів. Технологічний напрям. Спеціалізація «Художня обробка матеріалів». [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://old.mon.gov.ua/images/education/average/ prog12/hud_obrobka.doc

Основные термины (генерируются автоматически): художественная обработка материалов, декоративно-прикладное искусство, профильное обучение, учебная программа, Государственный стандарт, проектная деятельность, технологический профиль, художественная обработка древесины, художественная обработка кожи, художественная обработка соломки.


Ключевые слова

учебная программа, профильное обучение, художественная обработка материалов, учебная программа.

Похожие статьи

Методика изучения народных художественных промыслов...

Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности».

Второй, часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства (в рамках художественно-педагогической...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих...

с правилами композиционного решения изделий, конструированием, техникой художественной обработки изделий и т. д. Преподавание основ украинского декоративно-прикладного искусства решает основные дидактические задачи: приобретение теоретических знаний...

Малоотходные технологии обработки древесины при...

Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Объектом нашего исследования является кружок по декоративно-прикладному творчеству, который занимается художественной обработкой древесины, программа которого рассчитана на два года обучения.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным...

Программой «Технология» в разделе «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» предусмотрено обучение девочек по различным видам декоративно-прикладного творчества таким как: лоскутная техника, вышивка...

Элективный курс по технологии как средство формирования...

Надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

Он ориентирует десятиклассников на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.

Похожие статьи

Методика изучения народных художественных промыслов...

Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности».

Второй, часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства (в рамках художественно-педагогической...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих...

с правилами композиционного решения изделий, конструированием, техникой художественной обработки изделий и т. д. Преподавание основ украинского декоративно-прикладного искусства решает основные дидактические задачи: приобретение теоретических знаний...

Малоотходные технологии обработки древесины при...

Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности...

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ...

Объектом нашего исследования является кружок по декоративно-прикладному творчеству, который занимается художественной обработкой древесины, программа которого рассчитана на два года обучения.

Методика обучения учащихся 5 классов художественным...

Программой «Технология» в разделе «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» предусмотрено обучение девочек по различным видам декоративно-прикладного творчества таким как: лоскутная техника, вышивка...

Элективный курс по технологии как средство формирования...

Надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

Он ориентирует десятиклассников на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.

Задать вопрос