Библиографическое описание:

Машенбай Т. А., Маратова А. М. Пенсионная система Республики Казахстан // Молодой ученый. — 2014. — №2.1. — С. 9-10.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера. С некоторыми из этих трудностей столкнулся и Казахстан, которому на тот период еще только предстояло впервые на пространстве стран СНГ создать свою накопительную пенсионную систему. Что способствовало переходу от советской пенсионной системы к новой?

Причин немало — дефицит бюджета, дефицит пенсионного фонда страны, неспособность за счет налоговых нагрузок на население формировать достаточный капитал в пенсионном фонде для людей, вышедших на пенсию. Надо было уйти от настроений, когда человек думает, что в любом случае государство ему поможет. И как раз в то время созрела необходимость в новом состоянии сознания людей: учись, трудись, активно относись к жизни, получай большую зарплату. Тогда твои отчисления на личный пенсионный счет станут больше, что и будет в дальнейшем твоей пенсией. Старт современной казахстанской пенсионной системе был дан в 1997 году, когда Казахстан - первая страна СНГ, которая начала пенсионную реформу. Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении пенсионного возраста они возвращаются вкладчику. Сейчас в Казахстане функционируют 13 фондов, из них порядка 6 управляют активами сами, а не через управляющие компании. Особое место в пенсионной системе занимает Государственный центр по выплате пенсий. ГЦВП является правопреемником государственного пенсионного фонда и создан в форме государственного предприятия, основанного на праве оперативного управления, основной функцией которого является пенсионное обеспечение граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» за счет обязательных (10-процентных) пенсионных взносов в ГЦВП юридических и физических лиц. С 1 июля 2007 года был введѐн новый порядок перечисления обязательных пенсионных взносов, которым предусмотрено следующее: Агент – работодатель перечисляет обязательные пенсионные взносы и пеню не в накопительные пенсионные фонды, как это было раньше, а на банковский счѐт ГЦВП. Особенность пенсионных фондов в том, что они, аккумулируя пенсионные активы, запрограммированы на определѐнные многолетние обязательства перед своими вкладчиками, которыми является практически всѐ экономически активное население республики. И, действуя в сегодняшнем времени, они обеспечивают будущее в двух направлениях: увеличение пенсионных объѐмов за счѐт обеспечения коммерческого вознаграждения; инвестирование отдельных проектов национальной экономики. АО НПФ «Народного Банка Казахстана» - крупнейший пенсионный фонд Республики Казахстана, успешно работающий на благо своих клиентов более 10 лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Казахстана. Акционерное общество НПФ «Народного Банка Казахстана» было основано в декабре 1997 года по решению учредителей фонда, учредителями фонда стали АО «Народный Банк Казахстана», ЗАО «КазТрансОил», ЗАО Национальная компания «Казахстан Темір Жолы». Но, с инвестициями в социальную сферу связано как минимум две серьѐзные проблемы. Во-первых, при принятии инвестиционных решений существенное влияние оказывают политические факторы. Это часто ведѐт к искажению целей, стоящих перед пенсионными фондами. Во-вторых, все проекты, связанные со строительством объектов социальной сферы, в большинстве своѐм оказываются низкодоходными. За 10 лет система нарабатывала количественные характеристики. То есть количество вкладчиков, активов, фондов, их подразделений росло. Наилучшего результата по привлечению вкладчиков является АО «Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана».

Эффективная работа АО «НПФ НБК» позволило увеличить сумму пенсионных накоплений вкладчиков до 712 млрд. тенге, что в эквиваленте составляет более 3 млрд. долларов США или 29% от всех накоплений в начале деятельности. Самый высокий инвестиционный доход в НПС по прежнему обеспечивает АО «НПФ НБК» в сумме 219 млрд. тенге или 27% с начала деятельности, несмотря, на что доля уменьшилась на 1%. Наблюдается стабильный рост. Собственный капитал НПФ НБК самый внушительный, составляет 26 937 742тыс. тенге. Наблюдается большой отрыв от других НПФ. Уставный капитал НПФ НБК более чем в 8 раз меньше собственного капитала, что вызвано стабильным ростом собственного капитала в течение шести лет. Нужно будет создать Национальный совет при президенте Казахстана по пенсионной реформе, основными задачами которого должны стать подготовка предложений президенту по выработке государственной политики в области пенсионного обеспечения и основных направлений совершенствования пенсионного законодательства. Думаю, что целесообразно превратить пенсионную систему Казахстана в самостоятельную (автономную) сферу экономики, с помощью которой люди в трудоспособном возрасте за счет своих пенсионных взносов создадут функционирующие отрасли хозяйства, продукцией которых будут обеспечиваться в старости. То есть речь идет о создании мощных механизмов и инструментов использования пенсионных активов в реальном секторе экономики. В системе имеются проблемы, которые необходимо решать. Думается, что сегодня у нас есть все необходимые условия для такого кардинального совершенствования существующей модели пенсионного обеспечения, в результате которого будет обеспечено дальнейшее существенное укрепление материального положения пенсионеров. При этом государство должно взять на себя лишь часть задачи в виде поэтапного увеличения базовой пенсии. Для воплощения предлагаемой модели целесообразно создать при Президенте постоянно действующий Национальный совет по пенсионной реформе, предоставив ему право организовывать рабочие группы по подготовке основных направлений модернизации пенсионного законодательства и иных нормативно-правовых актов. Также следует создать самостоятельный единый центр "Пенсионное агентство Республики Казахстан" (ПАРК), подотчетный только Главе государства, что соответствует принципам президентской республики. Полномочия пенсионного обеспечения населения должны быть переданы этому органу, который обязан эффективно использовать финансовые и трудовые ресурсы пенсионных фондов. Наиболее целесообразным и соответствующим уровню развития государства представляется создание "трехвидовой" системы пенсионного обеспечения. На наш взгляд, новая модель пенсионного обеспечения должна состоять из обязательного и добровольного видов пенсионного страхования, которые формируются за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов. По наполнению пенсия будущего получателя в новой модели будет представлена тремя видами: гарантированная социальная, обязательная солидарно-индивидуальная и добровольная. При этом "социальная пенсия" должна финансироваться из государственного бюджета. А "обязательная солидарно-индивидуальная пенсия" - назначаться наемным работникам при наступлении социальных рисков, то есть пенсионного основания. Предлагаемая обязательная смешанная накопительная пенсия может формироваться из таких источников финансирования, как солидарная часть накопительной пенсии за счет ежемесячных обязательных отчислений работодателями и индивидуальная часть накопительной пенсии, вносимая самими наемными работниками путем ежемесячных обязательных отчислений из заработной платы. И, наконец, третий вид - это добровольная пенсия, которая вносится самим наемным работником или же его родственниками путем регулярных отчислений из заработной платы.

Предлагаю следующее пути решения развития НПФ: 1. Внедрение инновационных проектов в развитие НПФ РК; 2. Своевременная индексация для предупреждения падения реальной стоимости пенсий в условиях инфляции; 3. Введение «мультипортфелей», дающих возможность принимать инвестиционные решения в вопросах управления своих пенсионных накоплений, основываясь на собственном предпочтении в соотношении риска и доходности; Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Однако в будущем при определенных условиях возможна и иная модель сочетания уже большего числа стратегий инвестирования активов. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны. 4. Расширение внутреннего рынка инвестиций и спектра предлагаемых финансовых инструментов. 5. Обеспечение сохранности пенсионных накоплений и дальнейшее совершенствование механизмов по защите прав вкладчиков и получателей, системы пенсионных выплат и переводов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle