Библиографическое описание:

Рафикова Г. В. Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 681-683.

В процессе создания основ гражданского общества Республика Узбекистан переходит в новый уровень, связанный с осуществлением демократизации политической, социально-экономической и культурной жизни общества, строительства государства и общества.

Проводимая разумная политика о роли махалли подразумевает решение двух актуальных задач. Первая задача — нравственная. Она состоит из возрождения и развития редкостных, самых драгоценных, вековых традиций, обычаев и обрядов нашего народа.

Вторая задача–политическая. Наряду с восстановлением, возглавляемым Президентом Республики Узбекистана, институтов махалли соответственно с требованиям времени, она включает передачи полномочий и прав государственной власти органам самоуправления т.е махаллям, укрепления авторитета махалли. Таким образом, поднять жизнь общества в демократизации в новый качественный уровень. Передача функций местных государственных органов управления гражданским органам самоуправления в настоящее время является одним из последовательных направлений демократизации процессов. Здесь суть уникальности махалли состоит в том, что она может выполнять одновременно несколько функций.

Актуальность вопроса состоит в том, что последовательная передача полномочии государственной власти сходу граждан дают эффективные результаты только на основе изучения, анализа и рекомендаций общественного мнения. Это доказано опытом передовых стран.

В настоящее время государство осуществляет свои функции не в счет усиления власти, а путем привлечения органов самоуправления демократического характера. Известно, что если мировоззрение, идейный уровень граждан соответствует темпам демократических изменений, то создаётся благоприятная почва для демократизации управления. Прежде всего само общество должно сознавать и решать, как внедрить в жизнь демократические изменения, также углубить процесс демократизации. В этом имеет важное значение место махали, как основное звено общества, и формирование порядка самоуправления.

Настоящее время, махалля как звено самоуправления, выполняя некоторые полные или частичные функции местной власти, превращается в составное звено формируемого гражданского общества. Необходимо усовершенствовать этот институт, учитывая требования времени, опираясь на организационно-структурные, также правовые и социально- нравственные основы.

Богатый исторический опыт развитых стран по построению гражданского общества демонстрировал проблему совершенствования местного самоуправления. Существующие в мире модели самоуправления опираются не только на универсальные принципы, а также отражают своеобразия древних национальных традиций и обычаев. Привлечение в процесс управления на местах представителей населения — важный шаг в пути демократизации общества. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через государственную власть и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в решении вопросов, относящихся местным властям. Она гарантирована конституцией и законами общества. В решении задач она исходит из нравственных традиций и местных обычаев и обрядов, из своих интересов, из развития исторической особенности.

В зарубежных странах достаточно собраны опыты о формировании и деятельности местного самоуправления. Специалисты данной отрасли выделяют три вида местного самоуправления в развитых странах- англосаксонское, французское и смешанное. Англосаксонское характерно для США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Французское — для Франции, Италии, Испании, Бельгии и ряд государств Латинской Америки. Смешанное — для Германии и Японии.

Англосаксонская система выделяется своей автономностью, не подчинением центру. Французская система считается развитым административным контролем централизованной власти над местными органами. Смешанное управление — это слияние обеих систем.

Англосаксонская система формировалась в Великобритании. Ее важная примета в отсутствии спонсорства уполномоченных представителей власти выборным органам в местах. Здесь существует двухступенчатая система местного управления, страна делится на графство, а графство — на округи. Основу системы составляет графство, им возлагается по закону все важные задачи, которые могут выполнять местные органы выборов. Округи, кроме округов метрополитена, занимаются также другими второстепенными задачами.

Для США, где пользуется англосаксонской системой, характерна высшая степень нецентрализованности в социально- экономической отрасли. Федеративная система дает широкие полномочия штатам, экономическим автономиям в известных степенях, а местные органы полностью зависимы им по праву. Каждый штат имеет свой государственный строй и свою конституцию, где закреплены основные принципы и формы системы местных органов.

Выше сказано, что смешанный вид самоуправления характерно для Германии и Японии. Местное управление в Японии двухступенчатое: верхняя ступень — префектура, нижняя ступень — города, поселки и села. Здесь действует закон о местном самоуправлении. В нем существует подробная регламентация формирования органа, также внутренний строй и полномочий местных органов всех степеней. Вольность системы местного управления ограничена в известной степени.

Специалисты выделяют пять видов территориального управления в Германии: федерации, земли, округи, районы и города, общины. Основные части коммунального управления: общины, районы и города.

Нам известно, что основу гражданского общества составляют общественные организации. Вместе с тем своеобразные свойства гражданского общества — это форма добровольного членства в общественные организации в вне государственной системе. В этой правиле проявляется, во- первых, высшая уровень демократии в этом обществе, во-вторых, высокий уровень социального сознания и активности членов общества. В конце концов, каждый гражданин станет добровольным членом этой организации, если он убедится в деятельности общества достижению своей цели соответственно интересам и потребностям общества.

Подразумевая, что в ряд важных демократических институтов гражданского общества входят внекоммерческие организации, средства массовой информации, махалля, семья, личность и другие субъекты, надо подчеркнуть, что развитие вне государственных и общественных организаций — это один из принципиальных путей формирования гражданского общества. В настоящее время в нашей стране функционируют тысячи внегосударственных общественных организаций. На новом этапе, наряду с расширением ряда таких организаций, подразумевается резкое усиление их авторитета и места в жизни общества.

Во всяком обществе сильное государство может передать свои функции социальным структурам. Если социальные структуры достойно функционируют в управлении общества, если берут на себя ответственность в формировании основ гражданского общества, если добьются обеспечения свободного участия каждого гражданина в управлении общества и государства, то такое общество признается сильным.

Сильное гражданское общество характеризуется политической активностью разных внегосударсвенных организаций, политических партий, граждан в высшем уровне.

В развитых демократических странах внегосударственные организации, ведущие деятельность в отраслях экологии, науки и образования, здравоохранения, защиты прав, благотворительности, называются «третьем сектором» и активно сотрудничают в этой отрасли с государственными органами. В частности, в нашей стране тоже быстро развиваются внегосударственные и другие общественные организации. Быстро растет их значение и место в жизни общества и государства. Для успешного ведения деятельности внегосударственных и внекоммерческих организаций имеет важное значение стабильное развитие демократической реформы в обществе, наличие в совершенстве правовой базы об этих организациях и установление положительного сотрудничества с государственными органами также с бизнес структурами. Принципы и отношения внегосударственных организаций и других общественных структур нашли свои отражения в законах «Об общественных организациях», «О внегосударственных организациях», «Об органах самоуправления граждан», «О политических партиях» и других нормативно-правовых документах.

Создание нового законодательства является важным среди комплексных мероприятий, направленные на поддержку внегосударственных внекоммерческих и других общественных структур со стороны государства. В этом отношении, разработка проекта «О формировании внегосдарственных общественных структур, условии и гарантии ведения деятельности институтов гражданского общества» является одной из актуальных задач времени. Предложение о поддержке внегосударственных общественных структур, создании на основе закона «специальное финансовое сбережение» для обеспечения независимости этих институтов гражданского общества возложит большую задачу на ученых, специалистов и внегосударственных внекоммерческих организаций. На пример, в Англии выделение грантов, иметь льготу, вопросы взимания налогов рассматриваются со стороны комиссией по работе с общественными организациями. Комиссия, защищая интересы государства, совместно с объединением внегосударственных организаций может дать дополнительные льготы соответственно принятого заключения и согласия.

Одним из важных признаков гражданского общества проявляется в реальном воздействии общественного мнения на политику государства. В развитом гражданском обществе общественное мнение, как и обычаи и право, превращается в социальный институт. Парламент и правительство, политические партии и внегосударственные внекоммерческие организации считаются с общественным мнением, открыто против ему не могут действовать. Общественное мнение при развитом гражданском обществе начинает выполнять функцию, наводящую порядок наряду с оценочной. Для активного формирования общественного мнения по отношению к происходящим событиям в стране и мире, для воздействия на поведение различных структур должны быть гарантированы в обществе человеческие права и свобода пользования информацией.

Демократические нормативы, права человека, развитие информационной свободы не только активизируют общественное мнение, но и человека со всех сторон. В свою очередь, развитие гражданского общества создает соответствующие условия для активности социального мышления и свободы пользования информацией, для демократических нормативов и повышения политической культуры.

На наш взгляд, в Республике Узбекистан в путях образования демократического общества и создания его основ имеет важное значение финансирование со стороны государства деятельности политических партий для усовершенствования деятельности внегосударственных организаций, организовать центров координации деятельности внегосударственных организаций при филиалах института изучения гражданского общества, демократизация средств массовых информаций.

Литература:

1.                 Азизхонов А. Т. Ўзбекистонда маънавий юксалиш-демократик жамият қуришнинг муҳим омили. Тошкент: Университет. 2002 й. 26 б.

2.                 Исмоилова Г. Маҳаллий ўзини-ўзи бошқариш тизими. /Жамият ва бошқарув. № 1, 2003 й.

3.                 Ўзбекистонда маънавий юксалиш — демократик жамият қуришнинг муҳим омили. –Тошкент:Университет. 2002 й. 29 б.

4.                 Саидов А. Фуқаролик жамиятини шакллантириш йўлида. Халқ сўзи. 2002 йил 11 сентябрь.

5.                 Тошев Б. Нодавлат нотижорат ташкилотлари ва бошқа жамоат тузилмалари фаолиятини такомиллаштиришнинг долзарб масалалари. «Ҳуқуқ, право, law». № 4, 2002 й.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle