Библиографическое описание:

Полякова А. И. Территориальная организация местного самоуправления в Саратовской области // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 594-596.

Процессы, протекающие сейчас в сфере территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации, тесно связаны с многолетним опытом политико-административного деления страны. Саратовская область в этом плане не является исключением, поэтому проблему территориальной организации местного самоуправления в Саратовской области необходимо начинать рассматривать с истории вопроса.

Область начала свое существование как Саратовская провинция в составе Астраханской губернии в 1769 году. В 1797 она стала самостоятельным субъектом в статусе Саратовской губернии, который просуществовал до 1928 года. В этом году она вошла в состав Нижне-Волжской области, которую впоследствии переименовали в Нижне-Волжский край. В 1934 область вновь обрела самостоятельность как Саратовский край, а в 1936 году произошло последнее изменение: Саратовский край стал Саратовской областью.

Тем не менее, границы области, как внешние, так и внутренние, еще долго находились в подвижном состоянии. Все это отражало нестабильную в целом территориальную структуру советского государства. На протяжении более чем полувека регионы РСФСР постоянно образовывались и упразднялись, поэтому к Саратовской области территории то присоединялись, то уходили в состав других субъектов. Позднее эти процессы станут одним из аргументов для сепаратизма районов, о чем подробнее будет сказано ниже.

Современная территория большинства муниципальных районов области более или менее была сформирована уже в 20-е годы XX века. Самым молодым районом в составе Саратовской области можно считать Воскресенский. В 1980 году он был образован выделением из Саратовского района. Хотя данный факт носит условный характер, поскольку первоначальной датой образования района является 1928 год. В 1960 году район был упразднен, а в 1980 году вновь восстановлен. Такая же ситуация в целом характерна и для остальных районов, поэтому трудно установить точную дату, когда территория Саратовской области приобрела свой нынешний вид.

После распада СССР, хотя и принималось несколько новых законов о местном самоуправлении, изменения, произошедшие за два последних десятилетия в территориальной организации местного самоуправления Саратовской области, были не столь значительными. Территория муниципальных районов осталась неизменной до сих пор. Изменениям подверглись лишь муниципальные образования первого уровня, т. е. городские и сельские поселения. Хотя, говоря о периоде до 2003 года, упоминать эти виды муниципальных образований преждевременно.

С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. № 154-ФЗ местное самоуправление теоретически обособилось от административно-территориального устройства. Но по факту подавляющее большинство муниципальных образований создавалось, как правило, в сохранившихся еще с советских времен границах прежних административных единиц. В Саратовской области муниципальные образования были созданы на базе прежних административных районов.

Первоначально по Закону Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области» от 21 января 1995 муниципальным образованием считалось объединение жителей, наделенное Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, настоящим Законом и принятым им уставом правом осуществлять местное самоуправление на соответствующей территории. К муниципальным образованиям относились объединения жителей города Саратова, городов области, округов (сельсоветов), поселков городского типа, сел, иных населенных пунктов и их объединений, закрытых административно-территориальных образований.

Согласно последней редакции Закона Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области» в области выделялось 2 вида муниципальных образований: объединенные муниципальные образования и муниципальное образование города Саратова. Кроме того, отмечалось, что местное самоуправление на территории области также осуществлялось в закрытых административно — территориальных образованиях. Всего в области насчитывалось 41 муниципальное образование: 38 объединенных муниципальных образований, муниципальное образование города Саратова, а также 2 ЗАТО.

Также указанный закон устанавливал, что в состав объединенных муниципальных образований входили округа и города области, а округа включали в себя поселки городского типа и сельские населенные пункты. В свою очередь, Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 года № 53–2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области» устанавливало точно такую же структуру административно-территориального деления. Таким образом, территория муниципалитетов совпадала с административными единицами не только фактически, но и на законодательном уровне.

С принятием закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ перед субъектами была поставлена задача реформирования территориальной организации местного самоуправления. К концу 2004 году была сформирована новая структура территориальной организации местного самоуправления. Муниципальные районы были созданы на базе бывших объединенных муниципальных образований, таким образом, было образовано 38 муниципальных районов. Статус городского округа был присвоен городу Саратову и трем ЗАТО: Светлый (расположенному на территории Татищевского муниципального района), Шиханы (Вольского района), Михайловский (самому молодому муниципальному образованию, созданному в 2003 году, расположенному на территории Краснопартизанского района). Кроме того, было образовано 42 городских поселения и 355 сельских поселений.

За десятилетие после принятия закона 2 городских поселения, в Вольском и Саратовском муниципальных районах, поменяли свой статус на сельские поселения. Таким образом, на сегодняшний день в состав Саратовской области входят 38 муниципальных районов, 4 городских округа, 40 городских поселений и 357 сельских поселений.

Также произошла смена названий муниципальных образований, как правило, у административных центров районов. Так, например, если административный центр Балашовского муниципального района носил название «Балашовское муниципальное образование», то впоследствии он был переименован в «Муниципальное образование город Балашов». Это позволило устранить путаницу между наименованиями районов и поселений и упорядочить систему муниципальных образований в целом.

Если говорить о количественных характеристиках муниципальных образований, таких как площадь муниципальных районов и городских округов, численность населения, в том числе городских и сельских поселений, то можно сделать следующие выводы. Саратов как административный центр области является наиболее густо заселенной территорией. Занимая 0,3 % от общей территории Саратовской области, Саратов является местом жительства для 33 % населения от общей численности населения Саратовской области. Но это неудивительно, потому что данная ситуация характерна для всех крупных городов.

Обратная ситуация имеет место быть в муниципальных районах. Так, самым крупным является Дергачевский муниципальный район, он занимает 4,4 % территории области, при этом в нем проживает 0,8 % населения. Показатели в Озинском районе — 4 % и 0,7 %, Перелюбском районе — 3,6 % и 0,6 %. По плотности населения все муниципальные районы опережают городские округа: Светлый — 3 553чел/кв.км, Саратов — 2 193 чел/кв.км., Шиханы — 609чел/кв.км, Михайловский — 119 чел/кв.км. В муниципальных районах плотность населения разнится от 4 чел/кв.км до 88 чел/кв.км, т. е. в целом носит достаточно ровный характер.

Однако, после принятия нового закона о местном самоуправлении районы Саратовской области оказались по-разному поделены на поселения, в результате чего образовались сельские поселения, в состав которых входит 18 населенных пунктов и численность населения которых составляет от 6 до 11 тысяч человек, и районы, поделенные на 19 поселений, из которых в половине — меньше, чем по тысяче жителей.

В результате возникла существенная дифференциация муниципальных образований по налоговым и неналоговым доходам в расчете на 1 жителя. Так, в 2012 году в расчете на 1 жителя налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов составили 6,7 тыс. рублей, при этом отношение максимального среднедушевого дохода к минимальному составляет 6,5 раза, а в 9 муниципальных районах доходы в расчете на 1 жителя более чем в 2 раза ниже среднеобластных.

На поселенческом уровне дифференциация многократно возрастает. При среднем показателе в 1,6 тыс. рублей отношение максимального значения к минимальному составляет уже почти 240 раз, и в 170 поселениях доходы на 1 жителя более чем в 2 раза ниже среднедушевых по поселениям в целом.

Поэтому сейчас Саратовская область следует всероссийской тенденции укрупнения муниципалитетов. Весной 2013 года было принято 28 законов Саратовской области, согласно которым 60 муниципальных образований будут объединены и создано 28 новых муниципальных образований.

Представители власти отмечают, что процесс объединения, укрупнения муниципальных образований продиктован задачами по повышению эффективности оказания услуг населению в соответствии с федеральным и региональным законодательством и поддерживается жителями территорий. Оптимизация предполагает реальную экономию бюджетных средств на содержание аппарата управления и в то же время более рациональное перераспределение функций по решению вопросов местного значения. Участники заседания были единодушны в том, что мелкие сельские муниципальные образования оказываются несостоятельными для выполнения жизненно важных вопросов в сфере благоустройства, обеспечения водой, газом и др. [1].

Таким образом, в области останется 39 городских поселений и 326 сельских поселений. Преобразованные муниципальные образования, согласно законам, прекращают существование со дня начала осуществления полномочий органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Окончательные преобразования всех муниципальных образований запланированы на сентябрь, когда будут избраны новые представительные органы во всех созданные муниципалитетах.

Сейчас в органах власти планируется дальнейшее укрупнение муниципальных образований и сокращение их численности.

Саратовская область стала одним из регионов, где появились районы-сепаратисты. Первопроходцами в этой области стали Ивантеевский район, заявивший о своей инициативе в 1999 году, и Балаковский район во главе с городом Балаково — в 2001 году. Новая волна сепаратизма всколыхнулась в 2012 году, когда о выходе заявил Петровский район, в 2013 году о выходе заявили Балашовский и Романовский муниципальные районы.

Официальными причинами для выхода для всех районов без исключения является упадок социально-экономического развития. По факту же, такие инициативы появляются, если часть населения недовольна муниципальной властью. Так, в Петровском районе произошла смена главы администрации района, и сепаратистские настроения сразу пошли на убыль и сейчас сошли на нет. Инициативные группы Балашовского и Романовского муниципальных районов уже трижды подавали заявление о регистрации и трижды им было отказано. В данном случае, можно делать вывод, что вся эта ситуация сложилась на фоне предстоящих выборов, и опять же здесь можно увидеть только политическую подоплеку.

Подводя итоги, необходимо сказать следующее. Сегодня структура территориальной организации местного самоуправления в Саратовской области строится с учетом предыдущего многолетнего опыта в этой сфере. Современные границы муниципальных образований Саратовской области начали оформляться еще в начале XX века, в то же время, претерпев множество изменений. В 90-е годы впервые было обращено более пристальное внимание к территориальным основам местного самоуправления, хотя границы муниципальных образований устанавливались на базе старых административно-территориальных границ.

В 2004 году снова произошло преобразование муниципалитетов. При этом изменился лишь статус территорий, а границы по-прежнему остались неизменными. Вскоре такая территориальная организация выявила свою неэффективность, в первую очередь, в финансовом плане. Поэтому в Саратовской области, как и по всей России, начались процедуры укрупнения муниципалитетов, что впоследствии позволит сэкономить бюджетные средства, а также повысить эффективность местного самоуправления в целом.

Кроме того, в области периодически появляются инициативы о выходе некоторых муниципальных районов из состава Саратовской области. Хотя большинство инициатив возникают на фоне политических волнений, все-таки необходимо обратить более пристальное внимание на этот факт, поскольку все это говорит о несовершенстве территориальной структуры местного самоуправления в целом.

Литература:

1.                  В 2013 году количество поселений в области уменьшится с 397 до 360 // Официальный портал муниципальных образований Саратовской области [Электронный ресурс]: URL: http://www.sarmo.ru

2.                  Сочнев А. Районное отделение // Русская планета [Электронный ресурс]: URL: http:// http://rusplt.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle