Библиографическое описание:

Аскерова Е. Б. Гендерная проблема в творчестве профессора Абдул Али оглу Ализаде // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 673-677.

In this article it is researched and analyzed and outstanding Azerbaijan psychologist A.Alizade’s sexual differences, sexual nurture problems, gender problem. It is known that in period of Soviet authority it is prohibited to research this problem.

Although A.Alizade’s creative work was researched through sexual differences and sexual nurture, but this problem is mostly learned training activity and family relationship. According to A.Alizade it is impossible to make a correct nurture without learning psychosexual growth.

According to A.Alizade it is made a lot of critical mistakes by families about sexual nurture. At the same it comes from national features. Presentation of teenage girls and boys together activity is one of these cases.

In this article it is came to conclusion that boys and girls sexual nurture have an important influence, that they assimilate the role of man and woman.

Key words: gender problem, sexual nurture, family nurture, sexual difference, social maturity, psychological development, personality.

Изучая историю возникновения и развития психологической науки в Азербайджане, приходишь к выводу, что вопросы психологии противоположных полов, воспитания полов, достаточно хорошо и всесторонне изучены. Профессор А. А. Ализаде является общепризнанным ученым в данной отрасли и на всей отрасли бывшего СССР. Вот почему многие известные русские исследователи в своих трудах часто ссылались на научные изыскания А. А. Ализаде.

Известные психологи по социальной психологии Ю. С. Кузьмин и В. Ю. Семенов в своем произведении «Социальная психология» в области изучения половых различий наряду с учеными А. А. Бодалевым, А. Т. Хорчевым, И. С. Коном, Ю. Л. Коломенским, Т. А. Репиным, отмечают и имя А. А. Ализаде. Говоря о зависимости различных полов от семейного воспитания, авторы снова ссылаются на исследования А. А. Ализаде. «Контроль родителей за мальчиками и девочками отличается». А. А. Ализаде называл это социально-половой контроль (1, стр.270).

Известно, что в разные времена отношение к половым различиям и к изучению вопросов полового воспитания было неоднозначным.

Начиная с начала ХХ века, проблема полового различия стала предметом всестороннего исследования в Европе, в том числе и в России.

Педагоги, философы и психологи активно взялись за изучение эти проблемы в своих трудах. С того времени и по сегодняшний день данная тема всесторонне изучается. Сегодня комплексное гендерное равенство является основным подходом к изучаемому вопросу.

Начиная с 30-х годов прошлого века, было наложено вето на изучение половых различий. Снова вернулись к этому вопросу только в середине 60-ых годов. Среди пионеров-исследователей имя А. А. Ализаде называется с большим уважением.

В 70-ых годах произошли серьезные изменения в семье, внутрисемейных отношениях, бытовых-хозяйственных делах и в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, т. е. совместная трудовая деятельность мужчин и женщин, сыграла основную роль в обеспечении их экономического и социального равноправия. Социальная и экономическая самостоятельность женщин уменьшила их зависимость от мужчин.

Наметился новый аспект в семейных отношениях, т. е. моральные взаимоотношения мужчины и женщины, вышли на первый план. Таким образом, роль женщины в семье заметно повысилась. В отличие от прежних традиционных обязанностей усилилась роль женщин в деле воспитания детей, организации свободного времени, распределения семейного бюджета и т. д.

Совместная деятельность женщин во всех сферах социальной жизни наравне с мужчинами, с одной стороны, расширяла их круг интересов, мировоззрения, интеллектуальный уровень, духовное обогащение; с другой стороны, приводила к некоторым непониманиям и противостояниям во взаимоотношениях. Обращение к этой проблеме профессора А. А. Ализаде словно стало ответом на этот социальный знак.

Вопросы половых различий и полового воспитания в творчестве А. А. Ализаде исследуются в различных аспектах. В процессе учебной деятельности проблема разбирается в комплексе когнитивной и гуманитарной психологии, а в семейных отношениях — в комплексе с личностной психологией. Психология разных полов наряду с другими сторонами изучается и анализируется с точки зрения психоаналитики.

Известно, что советская психологическая наука не признавала творчество и позицию З.Фрейда. Большинство исследователей, занимающихся проблемой личности, критиковали З.Фрейда. «Согласно его версии, поведением человека управляют не законы общественного развития, а иррациональные (не осознанные) подсознательные психические силы. Будто он находится в постоянном конфликте со своей средой, а интеллект является аппаратом скрытия инстинктивных склонностей от окружающих. Все действия человека, исторические и общественные события, воспринимаются З.Фрейдом как проявления подсознательных, в первую очередь, сексуальных наклонностей». (2, стр.360)

Профессор А. А. Ализаде также не согласен с З.Фрейдом по поводу биологизации личности, но он не отказывается полностью от трудов австрийского психолога, психиатра и невролога. Как и некоторые буржуазные психологи, З.Фрейд считает, что в подростковом возрасте главным условием развития является биологический фактор полового созревания.

Чтобы обосновать свои выводы, А. А. Ализаде ссылается на Л. С. Выготского. «Еще в свое время Л. С. Выготский был против ненаучного решения этого вопроса и указывал, что период подросткового развития личности не может быть характеризован факторами полового созревания» (3, стр.81).

Видно, что азербайджанский ученый в целом принимает позицию Фрейда, кроме учения о том, что на процесс развития оказывают влияние только биологические факторы. А. А. Ализаде считает, что «биологические характеристики организма должны быть дополнены его психологическими и социальными характеристиками» (3, стр.81).

Естественно, что в этом вопросе А. А. Ализаде опирается на теорию известных ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубенштейна о личности, сознании и деятельности. Основываясь на них, А. А. Ализаде характеризовал зрелость как очень сложное понятие и ее проявлениями считал половую психологическую и социальную зрелость.

По мнению А. А. Ализаде, половая, психологическая и социальная зрелость могут не совпадать хронологически, но вместе с этим, они составляют единое целое и оказывают комплексное воздействие.

Говоря о вопросах полового воспитания, А. А. Ализаде обосновывает мысль о том, что без изучения психосексуального развития нельзя правильно построить половое воспитание. Половое воспитание, в первую очередь, должно быть проведено на основании изучения половых различий мужчины и женщины. «Половые различия проявляются на разных уровнях, начиная с общей соматической характеристики человека по области мотивации индивида» (3,стр.6).

Вопросы полового воспитания и половых различий профессором А. А. Ализаде рассмотрены, в первую очередь, в контексте семейных отношений. Воспитание детей изучается в контексте воспитания мальчиков и девочек, с учетом возрастных и половых особенностей, взаимоотношений мужчины и женщины, мужа и жены, родителей и детей.

Он указывает, что пирамида семейного счастья, в первую очередь, базируется на психологических феноменах. Отмечая исключительную роль семьи в вопросах полового воспитания, А. А. Ализаде отмечает некоторые просчеты, допущенные старшими: “Самая распространенная ошибка в том, что в процессе воспитания особенности психосексуального развития детей родителями не всегда учитываются; проблему, требующую особых психологических навыков, и психологический такт пытаются решать путем запретов, путем изоляций мальчиков и девочек друг от друга, ограничивать сферу их общения, созданием между ними негативных взаимоотношений” (3, стр.200).

Главная ошибка родителей, как считает А.Ализаде, состоит в том, что в процессе воспитания они недостаточно квалифицированно учитывают половые различия детей. Будучи зависимыми от экономического и морально-психологического состояния общества, от взаимоотношения индивидов, к воспитанию мальчиков и девочек люди относятся по-разному.

Большой интерес вызывают результаты исследований Р. И. Алиева, проведенные среди родителей, с целью выяснить какими методами и средствами воспитания они пользуются в процессе воспитания детей.

На вопрос «Сколько детей хотели иметь в семье?» мужчины ответили: 24 % -3-х детей, 46 % — 2-х детей, 21 % -1-го ребенка, 9 % — 4-х и больше детей; из опрошенных женщин: 42 % — 3-х детей, 29 % — 2-х детей, 16 % — 1-го ребенка, 13 % — 4-х и больше детей (4,стр.119).

Анализируя эти ответы, Р. И. Алиев пишет, что главными мотивами ответов являются экономические трудности, наряду с оказанием всестороннего внимания и заботы о детях, проявляется и желание жить в свое удовольствие и т. д. А.Ализаде по этому поводу пишет, что в основе проблемы стоит социализация личности, а социализация общества во многом зависит от полового воспитания. А для этого наряду с развитием специфических особенностей каждого пола необходимо правильно развивать межполовые взаимоотношения и организовать совместную деятельность индивидов разных полов. Как отмечает А.Ализаде, некоторые родители в данном вопросе допускают ряд существенных ошибок. Согласно ученому, запрещение родителями совместной деятельности мальчиков и девочек также ошибочно, как фактор механизма психологического воздействия. Само по себе запрещение общения мальчиков и девочек не представляется возможным. Потому что они вместе ходят в детский сад, в школу, позже на работу и т. д. Всевозможные запреты, особенно с малолетнего возраста, приводят к возникновению стереотипов, приводящих к серьезным проблемам. Играющие вместе без разрешения родителей мальчики и девочки, застигнутые старшими, стараются оправдываться и жаловаться друг на друга, обвинять противоположного пола, что зачастую приводит к нервным потрясениям.

Наблюдения, проведенные за отношениями мальчиков и девочек, показывают, что подобное в большинстве случаев проявляется у девочек. Результаты собеседований и опросов показывают, что родители регулярно пытаются отвлечь девочек от общения с мальчиками.

Профессор А. А. Ализаде причиной этого явления видит и объясняет нижеприведенными факторами.

Независимо от культурного уровня семьи стратегия и тактика большинства родителей отличаются консервативным отношением к дружбе мальчиков и девочек. Учитывая, что большинство устаревших привычек продолжают жить в семейно-бытовой сфере, причину этого легко объяснить. Не случайно, что взаимоотношения мальчиков и девочек пресекаются не только соседями, но и родителями, братьями и сестрами, всеми родственниками, которые руководствуются на уровне примитивной житейской психологии, понятиями, сознанием морали, чести, совести и т. д. И такие оценки в большинстве случаев носят не интеллектуальный, а однобокий эмоциональный характер.

Известно, что в психологическом развитии, поведении и формировании его как личности роль родителей незаменима. Неоспорим факт, что каждый родитель готов сделать все для счастья своего ребенка, хочет видеть его счастливым. Но круг своего счастья определяет сам ребенок, при этом желания и способности ребенка не всегда учитываются родителями сознательно или в результате равнодушия.

Ясно, что у каждого народа есть свои эталоны мужчины и женщины, что проявляется в отношениях мальчиков и девочек с ранних лет. Обращая на это серьезное внимание, А. А. Ализаде считает правильным проведение полового воспитания в этнопсихологических аспектах разнополых индивидов. Он пишет, что воспитание девушки опирается на воспитании невинности и скромности. Особое внимание обращается на поведение девушки, на ее степенность, скромность, серьезность и покорность.

Говоря о воспитании мальчиков и девушек, А. А. Ализаде свои версии строит не только на научных выводах, но и на основании традиционных обычаев народов и примеров классической литературы. Например, говоря о воспитании девушек и родительских наставлений, он приводит в пример великого Физули «Если ты девушка, не будь дешевой, знай себе цену» и т. д.

«В Азербайджанской психологии этот эффект был выявлен еще в XII веке. Эффект Фитны яркий пример главенствующей роли этнопсихологических факторов в формировании психики пола» (5, стр. 312).

В области полового воспитания взаимоотношения родителей, их поведение и обращение являются самым действительным средством для детей в освоении ролей разных полов. Здесь А.Ализаде обращается к мудрым педагогическим примерам “Деде Коргуд”а «Девушка иначе как от матери не получит воспитание, парень не расстелет скатерть, не увидев этого от отца» (5, стр.312).

Говоря о психологии разных полов, о половом воспитании А.Ализаде отмечает и роль множества других факторов. Особенности он подчеркивает роль воспитания в семье, личный пример родителей и доказывает это фактами из реальной жизни. «Дети, конечно, не могут повторить походку родителей, но образно говоря, надев их обувь, стараются хоть как-то быть походить на них в движении. Это зависит непосредственно от уровня идентификации» (5, стр.312).

Говоря о половом воспитании, А.Ализаде уделяет особое внимание специфическим особенностям психического развития. Наряду с исследованиями советских ученых, он особенно с уважением и вниманием относится и к научным трудам иностранных исследователей. С одной стороны, это делает труды А.Ализаде еще более полными, всесторонне обогащенными объективными, а с другой стороны, знакомит азербайджанского читателя с исследованиями таких мировых ученых, как А.Адлер, Р.Чпис, Б.Блум, Ж.Пиаже. А.Валлон, Дж.Гилфорд, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.

А. А. Ализаде пишет о незаменимой роли матери в половом воспитании и интеллектуальном развитии ребенка, как о факторе, согревающим мир чувств ребенка своей любовью. Чтобы обосновать свои доводы, А.Ализаде обращается к творчеству американского психолога Р.Чписа:

“Исследования Р.Чписа отличаются своей уникальностью. Он в сравнении изучил поведение детей, родившихся в богатых семьях, выросших под присмотром своих нянек и поведение детей, родившихся в местах отбивания наказания и выросших в тюремных условиях. Результаты исследований показывают, что уровень интеллектуального развития обеих групп совершенно одинаков.

На первый взгляд, это может показаться неправдоподобным, но роль матери в психическом развитии детей оправдывает вышеназванный вывод (5, стр.11).

А.Ализаде указывает на развитие отношений между матерью и ребенком на основании специфических симбиозных законов. По А.Ализаде симбиоз является специфической, психологической формой взаимоотношений, играющий особо решающую роль в психическом развитии. В умственном развитии детей, по сравнению с отцом, мать играет более существенную роль. Несмотря на это, А.Ализаде своими заключениями, фактами доказывает и существенную роль отца в психологическом и умственном воспитании детей.

Разбирая проблему в психически-половом плане, А.Ализаде доказывает, что в период развития до 7-ми летнего возраста в умственном развитии между мальчиками и девочками не наблюдается значительной разницы, но в контексте полового воспитания этот период имеет существенное значение.

Психологи (А.Ализаде, Л. И. Верб, Д. Н. Исаев и др.) уделяют особое внимание взаимоотношениям мальчиков и девочек и считают эти отношения существенным фактором морального развития. По теории А.Ализаде, а также других психологов (И. С. Кон, Д. В. Колесов, А. И. Уматикова) межполовые отношения являются основой приобщения к духовной культуре и соблюдению моральных норм. Он считает, что изучения межполовых отношений служат двум главным целям. Во-первых, регулированию отношений между мужчиной и женщиной, во-вторых, делу подготовки молодежи к семейной жизни.

Исследователи (Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, И. С. Кон и др.) неоднократно повторяют об особом, актуальном значении проблем маскулинизации и феминизации. Их, а также профессора А.Ализаде беспокоит подтверждение «школы феминизации». Под понятием «феминизация школы» понимается то, что в школах работают все больше учительниц и за ними наблюдаются характерные черты, присущие женскому полу. Конечно, невозможно не принимать эту мысль. Но также нельзя согласиться с усилением феминизации у мальчиков в школе. Феминизация обусловлена многими другими факторами. Это явление особенно ярко проявляется в развитых странах.

А.Ализаде и А. Н. Аббасов особо подчеркивают тесную связь между половым воспитанием и национальными особенностями и то, что в древности детей с младшего возраста, в первую очередь, готовили к семейной жизни.

«С раннего возраста дети изучали неписанные законы семейной жизни. Девочки в основном изучали жизненный путь своей матери, а мальчики — своих отцов» (6, стр.4).

Как следует из работ, указанных авторов, сегодня отношения внутри семьи и между личностями претерпели значительные изменения. Они с сожалением отмечают, что традиции и обычаи постепенно уходят на второй план. С одной стороны, родители уделяют все меньше времени подготовке своих детей к семейной жизни, а с другой стороны, молодые равнодушно относятся к семейным традициям своих родителей.

Авторы считают, «что молодые девушки и парни должны усвоить моральные критерии и свою жизнь должны строить в соответствии с ними. Тогда проблема главы семьи решиться сама собой» (6, стр.182)

Со сказанным можно согласиться частично. Но современная семья не может быть похожа на семьи прошлых лет и не может повторить их традиции в полном объеме. В связи со сказанным привлекает внимание позиция Р. И. Алиева: «В современных семьях традиции и обычаи вытесняются, их места занимают новые тенденция. Слепое повторение чужих традиций, как и во всех сферах жизни не могло привести к положительным результатам и в семейной жизни. Именно по этой причине с каждым годом увеличивается число разводов, брошенных детей и стариков. Таких фактов особенно много в больших городах» (4, стр.51).

Из вышесказанного, можно предположить, что половое воспитание составляет основу морального воспитания, основу формирования человека как личности.

Профессор А.Ализаде пишет: «Психический пол формируется как неотделимая часть развития личности ребенка. С этой точки зрения, первичный этап развития личности должен быть оценен как первый этап формирования психического пола» (5, стр302).

А.Ализаде разделяет развитие психического пола на три этапа:

В I этап он включает развитие с 3-х до 10-ти лет. На этом этапе формируются простые первичные представления о полах.

Во II этап относит подростковый период, раннюю молодость и молодость. На этом этапе происходит половое созревание и на базе опыта межполового общения в области половой мотивации парней и девушек происходят коренные изменения, усложняется их эмоциональная жизнь, они начинают осваивать роль родителей.

III период — это период подготовки к семейной жизни. В этом периоде возникают чувства отцовства и материнства, начинается освоениероли родителей.

По классификации А.Ализаде каждый период имеет свою логику развития. Половое развитие формируется на основе этих логических мер. В этом периоде развития половой разницы имеют свои особенности.

Все тезисы А.Ализаде, связанные с половым воспитанием можно обобщить следующим образом: половое воспитание играет существенную роль в обретении мужских и женских качеств, в подготовке к будущей семейной жизни, к взаимоуважению разных полов, к их совместной деятельности.

Все сказанное находит свое практическое воплощение в отношениях родителей и детей, а также в семейных отношениях.

Литература:

1.     С. И. Сейидов — Творчества феноменологии. Баку: Чашыоглы, 2009, 304 с.

2.     Н. В. Исмаилов — Психиатрия. Учебник для высшей школы. Баку: 1992, 370 с.

3.     А. А. Ализаде — Половое воспитание детей и подростков. Баку: Маариф, 1986, 236 с.

4.     Р. И. Алиев — Формирование этнопсихологических основ личности учеников. Докт.псих.наук, диссертация. Баку: 2004, 270 с.

5.     А. А. Ализаде — Психологические проблемы современной азербайджанской школы. Баку: Озан, 1998, 364 с.

6.     А. А. Ализаде, А. Н. Аббасов — Семья. Учебник для IX-ых классов. Баку: Маариф, 1986, 276 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle