Библиографическое описание:

Утепова А. К. Главные направления в приобщении к актерскому искусству // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 874-877.

Научная статья посвящена проблеме сценического искусства, анализу физиологического состояния человека, точной раскадровке тела по системе Станиславского. Вместе тем, в статье предложена конкретная классификация на научной основе определенных органов человека, знание функционирования которых необходимо для воспитательного учебного процесса.

Ключевые слова: актерское искусство, система Станиславского, пластика, анатомия человека, речь.

The scientific article is dedicated to the performing arts, the analysis of human formation, the exact storyboard body of the Stanislavsky system. However, the article suggests конретная classification characteristic for educational educational process of the Kazakh people on a scientific basis.

Keywords: Performing Arts, the Stanislavsky system, plastic, human anatomy, speech.

Быть актером. Это высочайшая мечта каждой девушки и каждого юноши. Какие трудности поджидают молодых, стремящихся к достижению этой своей мечты, знают только люди искусства. Чтобы овладеть этой специальностью, нужно и любить искусство, и поклоняться ему.

Как утверждал великий реформатор сцены К. С. Станиславский «Нужно любить не себя в искусстве, а искусство в себе». Основу этой специальности составляет 99 процентов труда, и оставшийся один процент приходится на талант.

Суммировать великие роли на сцене, охватить сердца населения — мечта каждого служителя искусства. Люди искусства претерпевают множество сложностей на пути искусства, пробираются через тернии к звездам, а главная награда за их труды — горячее признание народа, аплодисменты зрителей. Для человека искусства нет большего счастья на земле. Ради этого они готовы, не щадя своих сил, трудиться на сцене (Теория и практика сценической речи Санкт-Петербург, 2005).

Человеческое существо — инженер своего тела и своей души. Он сам для себя готовый инструмент. Коснувшись лишь пальцем какого-либо органа, он готов к исполнению, в этом он похож на инструмент, актер должен быть готов к перевоплощению в любой момент — это одно из условий искусства. Актер должен уметь подчинять свой голос, свое тело к игре. Что может сравниться с красивым актером на сцене.

В связи с этим, свой научный труд я хочу начать с осанки, потому что, когда актер выходит на сцену, все внимание зрителей бывает обращено на его внешность. Поэтому он должен большое внимание уделять собственной осанке (Байсеркенов М. 336 ст.)

Прежде чем приступить к данной работе, хотелось бы отметить, что человек должен хорошо знать собственную анатомию и физиологию. Нелишне будет заметить, что часто среди нашей молодежи встречаются лица, которые не знают порядка расположения частей собственного тела, того, как работают органы человеческого тела. В целях профилактики, считаю нужным дать наиболее общие понятия о человеческом организме.

Человеческая анатомия — происходит с греческого слова «anatema», что означает «разрезаю». В зависимости от всестороннего исследования человеческого тела выделяется несколько систем:

-          топографическая — исследует порядок взаимного расположения органов человеческого тела с медицинской точки зрения.

-          системная — исследует опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, сердечные сосуды, нервы и органы чувств.

-          строение — рассматривает внешнее сложение человеческого организма и отношения между его органами.

А скелетные кости, связки, суставы и мышцы органов человека составляют опорно-двигательный аппарат.

Сам скелет человека состоит из костей человека, главной кости и плечевой части. Каждую его отдельную часть составляют несколько органов. К костям человека относятся позвоночный столб, 12 пар ребер, грудная клетка (М.Балакаев, 96 стр.).

Учение о внутренних органах свидетельствует о следующем: к внутренним органам относят органы грудной и желудочной части, а перечень выполняемой ими известной работы называют системой внутренних органов. Это — пищеварительная система, дыхательная система, мочеполовая система

Если группировать все органы по единой системе, то следует начать с мозга.

Мозговая система — самая высокая система центральной нервной системы, она связывается с тканями нашего организма и всеми органами посредством множества нервов, имеющих сложную структуру и выполняющих различные функции.

-          Ротовая полость — передняя часть пищеварительной системы. Его стенки состоят из суцкесной основы, а другие части состоят из мышечного мяса. Ротовая полость ограничивается с верхней части нёбом, с нижней части языком и подъязычной частью, челюстной мышечной тканью, с двух боков щечной мышцей, спереди — ртом, а сзади отверстием, присоединяющимся к глотательной полости.

Я придаю особое значение ротовой полости в связи с тем, что она теснейшим образом связана с проблемами, о которых пойдет речь, и знание которых является важнейшей необходимостью для актера. Строение ротовой полости следующее:

1.                  верхняя губа

2.                  уздечка верхней губы

3.                  верхний подбородок

4.                  верхний ряд зубов

5.                  твердое нёбо

6.                  мягкое нёбо

7.                  дуга нёбного языка

8.                  глотательная дуга нёба

9.                  нёбная миндалина

10.              преддверие рта

11.              нижний ряд зубов

12.              нижний подбородок

13.              уздечка нижней губы

14.              верх языка

15.              зев

16.              язычок

-          Гортань. Гортань является основным органом дыхательных путей, органом для создания звуков. Гортань расположена в области шеи, позвоночника, с верхней части она присоединяется к подъязычной кости, глотке, а с нижней части — к трахее.

-          Трахея — проходит через шейные позвонки, начинаясь с кольцевидного хряща, проходит вдоль красного пищевода через грудную полость, оканчивается в грудных позвонках.

-          Глотка — расположена перед шейными позвонками, это широкая полость, которая продолжает ротовую полость, соединяясь с пищеводом, присоединяет носовую полость к гортани.

-          Пищевод — мясной сосуд, соединяющий глотку с желудком. Он начинается в районе шейных позвонков, подходит к грудной полости сзади гортани и трахеи, проходит через диафрагму по дуге аорты и в районе грудных позвонков присоединяется к желудку.

-          Желудок — самая расширенная частьпищеварительной системы. Дно желудка широкое, начало заострено. Его пищеводная часть очень широкая, расположена внизу диафрагмы, находится в правой части живота.

-          Тонкая кишка — начинается в желудке и граничит с толстой кишкой. Это самая длинная часть пищеварительной системы.

-          Сычуг — проходит снизу печени вдоль грудных либо поясничных позвонков, начинается с капиллярной пилорикальной части, верхняя часть образует несколько изгибов.

-          Диафрагма печени — внутреннюю полость человека можно разделить на две части. Это грудная и спинная полости. Они состоят из мышечного мяса и волокон. В верхней, передней части мышечного мяса имеется центр сухожилий. В диафрагме много отверстий и дыр, благодаря им через грудную полость проходят пищевод, центральные и другие нервные клетки.

-          Все эти органы сохраняет в системе мышечное мясо тела. Актер должен привычно подчинять свое тело любым движениям. Для этого он должен подавать сигналы своим мышечным тканям и контролировать их соответствующие движения.

-          Мышечное мясо тела — источник свободных движений мышц тела человека зависит от энергии силы самого человека.

Как было сказано выше, одна из аксиом особо важного периода творчества актера — это процесс освобождения мышц.

Очень часто в актерской среде встречаются такие явления как телесные зажимы, мышечная судорога. Особенно часто это наблюдается в звуковых, дыхательных путях актера.

Во избежание подобных ситуаций, то есть для свободного движения мышц тела, существуют понятия: движение от напряжения к расслаблению, то есть надо выполнять упражнения, ведущие от напряжения мышц к расслаблению и, наоборот, от расслабления к напряжению.

Таким образом, это небольшой обзор внутреннего строения человека. Здесь мы преследовали такую цель: каждый человек должен знать основы своего «фундамента».

Если перейдем от внутреннего строения к внешнему телосложению человека, то следует заметить, что для актера это одно из важных обстоятельств.

Прямая осанка — должна соответствовать силе, энергии, возможностям, затрачиваемым при любом движении.

Источник движения, порождающий красоту характера, осанки — это поза.

В «системе Станиславского», посвященной тренировке личности актера, есть следующие понятия:

ГИМНАСТИКА       ПЛАСТИКА ЭТЮД

АКРОБАТИКА        ТРЕНИНГ     ТАНЕЦ

Все они служат одной системе, то есть стройности, статности, осанке актера. (Ю. А. Васильев «Сц. речь»).

А сама осанка — это качество, свойственное каждому человеку, это известное состояние человека, когда он стоит, ходит, двигается, сидит. На основе осанки формируется достаточная деятельность позвоночника, грудной полости, костей рук и ног и общая мышечная ткань. Иными словами, осанка демонстрирует удобное, правильное формирование и отношения костей головы, рук, ног, плечевого сустава, тазобедренного сустава. Осанку можно разделить следующим образом: правильная, средняя и плохая. В качестве примера я беру правильную осанку. Очень правильная осанка — при правильной осанке четыре физиологических положения позвоночного столба тела похожи на однородные волны. Голову следует держать прямо, либо немного откинуть назад. Грудная клетка слегка вытянута вперед, плечи раздаются немного вширь, плечевые суставы слегка наклонены. Когда тело держится прямо, то, чтобы руки не были откинуты либо вперед, либо назад, они должны находиться в состоянии свободного движения. Так, все, сказанное выше, относится к внешности актера, то есть стану и осанке человека искусства. И самое главное в мире театра, радости и слез желание быть звездой, желание подарить духовную радость, побеждать высоту высот можно сказать одним словом - это труд.

Литература:

1.                  Байсеркенов М. Сцена и актер — Алматы, «Родная речь», 1993г., 336 ст.

2.                  Р.Сыздыкова «Культура речи» Писатель,1997

3.                  М. Балакаев. Культура речи и обучение казахского языка — Алматы, «Школа», 1989г., 96 ст.

4.                  Теория и практика сцен.речи Санкт-Петербург,2005

5.                  Ю. А. Васильев «Сц. речь» С.-Петербург,2005

References:

1.         Bayserkenov M. scene and actor — Almaty, «Native Speech», 1993., 336 st.

2.         R.Syzdykova «Diction» Writer, 1997

3.         M. Balakaev. Of speech and learning the Kazakh language — Almaty, «School», 1989., 96 st.

4.         Theory and practice stsen.rechi St. — Petersburg, 2005

5.         Yu.A.Vasilev «Cn. speech, «St. Petersburg, 2005

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle