Библиографическое описание:

Шумков А. Ю. Познавательная и творческая активность студентов // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 888-890.

В статье рассматриваются вопросы о познавательной и творческой активности студентов. Студенту предоставляется возможность приобрести дополнительные навыки по исследованию технологических процессов, сформировать направление научного поиска получить возможность развивать полученные знание

Ключевые слова: научно-технический прогресс, лабораторный практикум, лабораторно-исследовательский эксперимент, учебно-исследовательская работа.

The article deals with questions about the cognitive and creative activity of students. Students are given the opportunity to acquire additional skills in research processes, to form the direction of scientific research to get the opportunity to develop the knowledge obtained

Keywords: scientific and technical progress, laboratory practical, laboratory research experiment, teaching and research.

В современных социально-экономических условиях резко возрастает влияние научно-технического прогресса на содержание образования технологической подготовки студентов педвуза. Увеличивается объем их знаний, улучшается качество умений и навыков. При этом труд становится более разнообразным, интеллектуальным, творческим, рабочий получает большую самостоятельность в управлении технологическим процессом.

Анализируя проблему подготовки кадров для современного производства, С. Я. Батышев отмечает, что необходимо перенести центр тяжести с передачи готовых знаний на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, на формирование у них навыков самостоятельного приобретения знаний [1].

Ю. С. Тюнников считает, что повышение эффективности учебного процесса может происходить за счет развития творческих, познавательных способностей учащихся, формирования у них ориентации в самостоятельной, познавательной учебной деятельности, что является одной из основных задач современной профессиональной подготовки [2].

Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большой выбор методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Иначе говоря, метод обучения предполагает взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования [3, 4].

Одной из актуальных задач на современном социально-экономическом этапе развития является повышение профессиональной мобильности квалифицированных специалистов. Она состоит в формировании у обучаемых знаний, умений и навыков и способности к быстрому их переносу в новые условия работы.

Наиболее отвечающим задачам нашего исследования в профессиональной подготовке учителей технологии мы считаем исследовательско-поисковый метод в форме лабораторных занятий.

Преимущество лабораторных занятий перед другими видами аудиторной работы заключается в интеграции теоретико-методологических знаний и практических навыков студентов в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторный практикум должен служить творческой иллюстраций к разработанным нами материалам лекций, курса “Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов”. Для этого мы разработали и изготовили комплект лабораторных установок (электроискровая, ультразвуковая и закалка металлов токами высокой частоты), которые позволяют студентам изучить сложные физические процессы экспериментально-исследуемой проблемы. Лабораторно-исследовательский эксперимент требует от студентов творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, знакомство с методикой выполнения экспериментальных исследований, приобретения опыта использования теоретических знаний на практике, получения навыков обращения с различной аппаратурой, измерительными приборами и силовыми системами, изучение конструктивных особенностей и назначения опытно-экспериментальных установок. Наряду с этим формируются умения исследования физических процессов энергетического воздействия на твердое тело, анализа, сопоставление результатов испытаний, вырабатываются навыки обобщения материала, внедрения конкретных рекомендаций и т. д.

В энергетических установках основном направлением исследования является изучение физических процессов (тепловых, механических — удара, электрических и др.), которые происходят в определенных условиях эксплуатации. При проведении лабораторного практикума студент особое внимание должен уделять рассмотрению сущности физических и химических процессов, анализу их количественных и качественных характеристик по выявлению оптимальных режимов обработки в зависимости от рабочей среды энергоблока, закономерностям изменения отдельных параметров (электрических, термических, механических напряжений и т. п.).

Только таким образом студенты смогут узнать сущность электрофизикохимических способов обработки конструкционных материалов.

Наибольшей эффективностью лабораторный практикум будет обладать, если при его проведении использовать элементы учебно-научно-исследовательской работы. Такой практикум нацелен на развитие у студентов заинтересованности в освоении методов научного исследования при значительной доле их самостоятельной работы. Нами были разработаны методические рекомендации к лабораторному практикуму по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, ультразвуковой обработки и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты,в котором предусматривается использование поисково-исследовательского метода с применением УИРС и НИРС.

Важным здесь является фактор создания такого варианта установки модели, на которой можно точно воспроизвести динамику основных физических и химических процессов, с целью более глубокого познания студентами базовых разделов читаемой лекции курса и выработки на этой основе конкретных рекомендаций по повышению экологичности, экономичности и надежности установки. Такой практикум способствует интеграции технологических предметов с физикой, химией.

Таким образом, основные задачи лабораторного практикума, выполняемого в виде учебно-исследовательской работы для подготовки будущих учителей технологии, заключается в следующем:

-          в области педагогики более глубокое освоение лекционного материала, улучшение практической и профессиональной подготовки;

-          усиление межпредметной интеграции в процессе научного поиска, оказание дифференцированной помощи со стороны преподавателя студентам с различным уровнем знаний;

-          в научном плане использование при экспериментальном исследовании теоретических знаний, получение навыков и организации проводимых исследовании на опытно-экспериментальных установках, глубокое изучение физических процессов, протекающих в энергоустановках, приобретение опыта анализа полученных результатов, что позволит будущему специалисту расширить научное мышление, развить творческие способности в конструировании и выработке оптимальных технологических решений;

-          c точки зрения психологии — у будущих учителей технологии вырабатывается наблюдательность, повышенное внимание, они учатся технологически грамотно, в краткой и конкретной форме, представлять материалы испытаний, повышается их познавательный интерес.

При выполнении лабораторного практикума в форме учебно-исследовательской работы важным является следующие этапы:

1.         На первом этапе студенту необходимо изучить цель занятий, подробно ознакомится с конструкцией и техническими характеристиками лабораторной установки, контрольно-измерительными приборами, ходом проведения исследования, повторить относящийся к теме теоретический материал по специальной литературе.

2.         На втором этапе проводится проверка готовности студентов к выполнению лабораторной работы, в процессе которой производится краткий опрос о целях работы, основных теоретических положений по разделу исследований, обсуждается конструктивные особенности лабораторной установки.

3.         На третьем этапе студенты, повторяя основы явления (процесса), на котором базируется принцип действия соответствующей установки, проведут учебно-исследовательский эксперимент по выявлению оптимальных режимов обработки материалов в зависимости от характеристики рабочей среды, электрических параметров, времени воздействия инструмент — электрода на деталь и т. д.

4.         На заключительном (четвертом) этапе студент делает письменный отчет о проделанной работе в виде записей, таблиц, графиков, схем, выводов, представленных преподавателю и проверенных, после чего студенты приводят рабочее место в исходное состояние.

Как видно, в процессе выполнения работы студенту предоставляется возможность приобрести дополнительные навыки по исследованию технологических процессов, сформировать направления научного поиска, а также получить возможность развивать и использовать (внедрять) полученные знания.

Привлечение к учебной исследовательской работе студентов УИРС способствует решению следующих задач:

-          развитию умению и навыков самостоятельной работы и творческих способностей;

-          глубокому изучению фундаментальных и общетехнических дисциплин, овладению специальными знаниями, профессиональной ориентации, усиление межпредметных связей;

-          обучению студентов учебно-исследовательской работе;

-          использованию результатов научных исследований в учебном процессе.

Цель лабораторного практикума — привлечь студентов к учебно-научно-исследовательской работе по определенной тематике с использованием научных методов, теоретических и экспериментальных исследований.

Привлечение студентов к учебно-научно-исследовательской деятельности, в условиях, когда рассматриваемые проблемы приближены к уровню современного научно-технического прогресса, способствует выработки у обучающихся высокой познавательной и творческой активности.

Литература:

1.                  Захаров А. В. Диагностика сформированности прогностических умений студентов педагогического вуза // XXII Ершовские чтения. 2012. С.186–189.

2.                  По новому готовить рабочие кадры// Батышев С. Я. Сов. Педагогика.- 1982.- № 2.- С.91- 97.

3.                  Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля [Текст]/ Ю. С. Тюников М.: Высшая школа, 1991.- 191с.

4.                  Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982.- С.187.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle