Библиографическое описание:

Шацких Е. А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 571-573.

В данной статье рассматриваются основные законодательные акты, которые обеспечивают качество продукции, а также ее конкурентоспособность.

Ключевые слова:закон, качество, конкурентоспособность.

Нормативно-правовое регулирование в области качества продукции осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции РФ высшим органом, регулирующим основные направления внутренней политики государства, в том числе и нормативно-правовое регулирование качества продукции является Государство, во главе которого стоит Президент. Эти вопросы также возложены и на исполнительную власть РФ — Правительство РФ [1].

К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством продукции относятся Министерства. Например, в области качества металлургии — Министерство промышленности.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательные и нормативные акты о качестве продукции, указы и постановления, как Правительства РФ, так и самого Президента страны.

Гражданский кодекс также регулирует отношения в области качества продукции. Так, в нем регламентируются: качество товара, гарантия качества товара, проверка качества товара, последствия передачи товара ненадлежащего нормативным документам качества [2].

В кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (ст. 146, 147, 149, 157 и др.) также предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли и общественного питания, также за нарушение правил обслуживания потребителей и заказчиков.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения потребителя и производителя или продавца продукции. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды [3].

Закон «О защите прав потребителей» значительно усилил социальные гарантии гражданина, значительно повысил ответственность производителей и продавцов, что в свою очередь способствует повышению качества продукции и услуг, а также повышает конкурентоспособность, дает толчок к социально-экономическому развитию страны.

Закон предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых были нарушены при продаже товаров несоответствующего и ненадлежащего качества, либо при выполнении работ или при оказании услуг несоответствующих нормам.

В настоящее время основным законом в области технического регулирования, сертификации и стандартизации является Федеральный Закон «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений [4].

Нормы технического регламента носят обязательные для исполнения требования к продукции. Они принимаются с целью защиты жизни и здоровья потребителей, защиты окружающей среды. Техническое регулирование предполагает установление единых правил предъявления требований к продукции, независимость органов по сертификации от производителей и потребителей, однозначность и единственность системы и правил аккредитации, а также методов испытаний и измерений при определении соответствия продукции.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: применения единых правил к продукции, аккредитации, методов исследований независимости, недопустимости ограничения конкуренции и совмещения полномочий.

Целью принятия технических регламентов является защита, как жизни, так и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя, улучшение экономических показателей производства, обеспечение конкурентоспособности.

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации — Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, основными задачами которого являются:

-          координация деятельности государственных органов управления в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

-          создание условий для взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации;

-          установление общих организационно-технических правил проведения работ по стандартизации;

-          выполнение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

-          установление правил применения международных стандартов, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

В целях упрощения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация адаптирует национальную систему стандартов качества требованиям мировых стандартов. Так российский стандарт ГОСТ Р 9000:2008 соответствует международному стандарту ISO 9000:2008. В настоящее время практически все российские ГОСТы соответствуют стандартам ISO. А российские компании все чаще внедряют системы менеджмента качества по стандартам ISO для мониторинга и совершенствования бизнес-процессов.

Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений [5].

Таким образом, к основным законодательным актам, регулирующим отношения в области качества продукции и конкурентоспособности, относятся:

-          Конституция РФ;

-          Гражданский кодекс РФ;

-          Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;

-          Федеральный Закон «О защите прав потребителей»;

-          Федеральный Закон «О техническом регулировании»;

-          Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений».

Литература:

1.                 Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.

3.                 Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2000–1-ФЗ) // Консультант Плюс, 2012

4.                 Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.

5.                 Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (от 26.06.2008 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle