Библиографическое описание:

Телитченко Л. В., Красникова Т. И. Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 864-866.

Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как материала, важного для изучения философии народа, его истории и искусства, как средства воспитания подрастающего поколения. Многие исследователи фольклора выделяют его как в особый вид информации, его специфика как народного словесного искусства, его основные функции в народном быту и роль в народной культуре [3, с. 10]. Фольклор — это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов [8, с. 6]. Н. И. Кравцов дал следующее определение народного творчества: «Фольклор — особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах» [4, с.11].

В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры, это: песенные, прозаические, драматические жанры. К первым относятся былины, исторические песни, баллады, лирические песни. Многообразны прозаические жанры: сказки, предания, легенды, былинки и бывальщины, пословицы, поговорки, скороговорки. К драматическим жанрам, помимо народных пьес, кукольных представлений, относятся многочисленные игры, хороводы.

Особенную важность приобретает устное народное творчество для воспитания подрастающего поколения.    Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка. Многие видные педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе [9.с.136]. Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания. [1, с.221].

«Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [6; с. 314]. Еще К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [10, с.22].

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». [2, с.25].

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики. [10. с.59].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волную, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любить его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Также в русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, признаются мысли, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую той же самою мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею. [7, с.96].

На ранних этапах истории человечества люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род, свое племя. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового человека, стало содержанием сказок, загадок, былин, потешек, которые учат безопасному поведению в быту, на природе.

Лиза — подлиза

упала с карниза.

Поделом этой Лизе –

не сиди на карнизе.

Шел по берегу петух.

Подскальзнулся — в речку плюх.

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Следующие пословицы учат избежать или предвидеть опасные ситуации:

Вороний глаз — ягода не про нас. Береги нос в большой мороз. В лес босиком — от змейки бегом. Не вся ягода, что красна, съедобна.Не дразни собаку, так не укусит.

Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (Например, в математике: предмет, явление, число.), как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.

При знакомстве детей с числом и цифрой шесть можно предложить разучить скороговорку «Шесть мышат в камыше шуршат», вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей.

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалкам. Считалки можно использовать с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь

Восемь, девять, десять-

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет.

Тот и прятаться пойдет.

Девять, восемь семь шесть,

Пять, четыре, три, два, один,

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать, что считать можно любые предметы.

Возле леса на опушке.

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

Велико значение детского фольклора в экологическом воспитании дошкольников.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока имногие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

Например:

«Был бык тупогуб,

тупогубенький бычок,

у быка бела губа

была тупа»

«Сшит колпак не по-колпаковски,

надо его переколпаковать,

кто его переколпакует,

тому полколпака гороху».

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик», «Игра в прятки», «Коза» «Дружные ребятки»)

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.

Литература:

1.      Венгер Л. А., Мухина B. C. Психология. -М.: Просвещение, 1988. — с.336

2.      Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.: Просвещение, 1989.- с. 188

3.      История дошкольной педагогики в России — сост. Н. Б. Мгелидзе и др. — М.: Просвещение, 1987. — с. 432

4.      Кравцов Н. И. Проблемы теории фольклора. — В кн.: Проблемы фольклора. — М.: Издательство «Наука», 1975..Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.- с.239

5.      Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№ 4.-с.8–11.18.

6.      Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России // все для Детского сада. @ Сайт Иванищина Алексея ivalex@vistcom.ru.

7.      Русское народное поэтическое творчество. Пособие для вузов. Под общей редакцией профессора П. Г. Богатырева. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956 — с. 405

8.      Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1941. — с. 212

9.      Сухомлинский В. Н. Сердце отдаю детям, Киев — 1994. — с.121

10.  Ушинский К. Д. Избр. печ. соч. — М., 1974. — м. 2. — с. 314.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle