Библиографическое описание:

Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 854-856.

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагается ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Становление здорового образа жизни студентов педагогического вуза имеет свои особенности, так как имеет место двойная трансляция компетентности здоровьесбережения, которая осуществляется, с одной стороны, путем повышения медико-валеологической грамотности студентов — будущих педагогов, созданием благоприятных условий для их жизни, учебы и труда; с другой стороны, в последующем — путем обучения ими школьников.

Ключевые слова: студенты, образование, адаптация, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

The article shows the possibility and necessity of preserving and improving of the health of the students during their studies at the university. Herewith important role is given for teachers that directly solve the tasks of a healthy personality. It is they who are responsible for the life and health of students. Healthy lifestyle promoting of university students has its own characteristics, as a double broadcast of the healthsafing competence occurs there, which is carried out, on the one hand, by increasing medicine-valeology literacy of the future teachers, by the creation of favorable conditions for their life, learning and labor, on the other hand, by their teaching for schoolchildren in the future.

Key words: students, education, adaptation, training, technique, motivation, health, healthy lifestyles, healthsafing technologies.

Охрана здоровья учащейся молодежи, представляющей собой основной резерв пополнения трудовых ресурсов страны, является важнейшей государственной задачей. От состояния здоровья молодежи зависит и здоровье последующих поколений. В высшие учебные заведения поступает молодежь, состояние здоровья которой оставляет желать лучшего. В последние годы отмечается рост заболеваемости детей и подростков, ухудшение состояния здоровья школьников [4] и студентов за период обучения.

Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а нередко — и в новой климатической среде. Адаптация к комплексу факторов, специфичных для вуза, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушения режима труда, отдыха и питания могут привести к развитию целого ряда заболеваний.

Среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья и здорового образа жизни. Образовательный процесс является приоритетной сферой жизнедеятельности молодежи. В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Создание благоприятных условий для учебы, труда, быта, способствующих обеспечению безопасности и сохранению здоровья обучающихся, следует отнести к важнейшим задачам образовательных учреждений [3]. Необходимость формирования здорового образа жизни через образовательный процесс привела к созданию различных педагогических технологий, ориентированных на здоровьесбережение (например, обеспечение психологии здоровья, сохранение здоровья участников образовательного процесса, здоровьесбережение детей в социальной сфере, использование физических упражнений, формирование культуры здоровья, обеспечение информационных и психологических аспектов защиты здоровья, профилактика аддиктивного поведения и другие).

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом ВУЗе предполагает комплексный подход, направленный, с одной стороны, на подготовку молодежи к становлению устойчивого здорового образа жизни, с другой — на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в различных социальных сферах и институтах.

Одним из основных и естественных способов воспитания здорового образа жизни обучающихся является формирование его через преподаваемые предметы, такие как возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы здорового образа жизни, валеология. При изучении данных предметов студенты приобретают знания, которые не только помогают им самим вести здоровый образ жизни, но и необходимы для их дальнейшей профессиональной деятельности. Специфика педагогического вуза диктует необходимость студентам — будущим учителям — знать анатомо-физиологические особенности учащихся различного возраста с целью разработки адекватных каждому возрастному периоду методов обучения и воспитания. Преподавание студентам педагогического вуза основ учения о здоровье человека, о методах его формирования, укрепления и сохранения позволит будущему педагогу активно применять в учебно-воспитательном процессе оздоравливающие методы и здоровьесберегающие технологии обучения. Становление умений и освоение практических навыков по гигиене детей и подростков составляет основу медико-гигиенических технологий здоровьесберегающей педагогики (физиолого-гигиеническая оценка рациона питания, условий обучения, организации образовательного процесса и т. д.).

Центральным звеном в системе валеологического образования школьников является формирование валеологической грамотности на уроках ОБЖ, биологии, физической культуры и других. Учащиеся получают знания, осваивают необходимые навыки. Главная педагогическая задача — воспитание отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих людей как к важнейшей человеческой ценности, а также разработка основных компонентов и факторов здорового образа жизни и методологии их внедрения в повседневную практику. Общая задача образования школьников состоит в создании у занимающихся мотивации здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Мотивационный фон создаётся с помощью использования валеологического самоанализа, где целью является учить быть здоровым душой и телом, стремиться к самосовершенствованию. С помощью валеологического самоанализа учитель помогает детям развивать индивидуальные способности, знания, умения и навыки, необходимые для укрепления здоровья; способствует появлению желания учиться самостоятельно, находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях. С помощью самоанализа педагог помогает раскрыть индивидуальные наклонности и особенности каждого ребёнка и направить его на путь самосовершенствования. Методика валеологического самоанализа позволяет построить субъективную модель своего здоровья.

Задания имеют рефлексивное значение для формирования валеологической грамотности, способствуют внесению изменений в свой образ жизни. Известно, что установка на здоровье (здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Валеологический самоанализ способен актуализировать у занимающихся базовые потребности в саморазвитии, с физической точки зрения, самопознании и самосовершенствовании; тем самым побудить детей к формированию своего здоровья собственными силами.

Большое значение как в школе, так и в вузе, имеет использование интерактивных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, проблемные лекции, ситуационные задачи и др.). Поскольку при формировании здорового образа жизни обучающихся центральным вопросом является становление его мотивации, которое базируется на двух важных принципах: возрастном (воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства) и деятельностном (мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность — путём упражнений, регулярно повторяющихся), важно владеть методом контроля состояния организма на основе обратной связи ответных реакций на положительные и отрицательные воздействия. Это позволит студентам воочию убеждаться, к чему приводит неправильный, и что даёт правильный образ жизни. Эффективна самостоятельная работа студентов по всестороннему развитию резервных возможностей своего организма.

На факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена была разработана концепция преподавания медико-валеологических дисциплин [1], предусматривающая определенную последовательность и преемственность их изучения с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В соответствии с ФГОС ВПО I поколения студентами специалитета изучались медико-биологические дисциплины, бакалавриата — основы валеологии. ФГОС ВПО II поколения предусматривал изучение студентами на первом курсе учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на последующих курсах — учебных дисциплин «Основы здорового образа жизни», «Валеология», «Основы медицинских знаний», «Медицина катастроф». В соответствии с ФГОС ВПО III поколения учебная дисциплина «Основы медико-валеологических знаний» входит в вариативную часть профессионального цикла и включает следующие курсы: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни», «Медицина катастроф», «Социальная медицина».

Создание педагогических условий становления здорового образа жизни студентов осуществляется главным образом путем разработки различных учебных программ, ориентированных на сохранение здоровья. Программы включают не только аудиторные занятия, но и проведение мероприятий, содействующих формированию у участников образовательного процесса общекультурных и профессиональных ценностей и компетенций в области применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах, направленных на формирование культуры здоровья, создание оптимальных условий обучения и труда, использование физических упражнений, профилактику девиаций [4, 6], а также современные психологические средства воздействия на личность [2, 5]. Значимы просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия, организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научным исследованиям по вопросам здорового образа жизни.

Таким образом, повышение знаний студентов о здоровье и факторах, влияющих на него, формирование их ценностного отношения к здоровью, здорового поведения, и в целом улучшение образа жизни помогут им сохранить и даже улучшить здоровье за период обучения в вузе. Эффективное взаимодействие профессорско-преподавательского состава с обучающимися, а также использование самими студентами имеющегося опыта применения технологий здоровьесбережения в будущей профессиональной деятельности способствует сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

Литература:

1.       Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете// Молодой ученый. 2012. № 6. — С.372–374.

2.       Буйнов Л. Г., Соломин В. П., Станкевич П. В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179от 14.05.2012.

3.       Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

4.       Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12. — С. 494–496.

5.       Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 90–96.

6.       Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)// Молодой ученый. 2013. № 10. — С.534–536.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle