Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 670-672.

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных явлений, например: терроризма или экстремизма, с которыми чаще всего и ассоциируется рассматриваемая категория.

Ключевые слова:фундаментализм, мировое сообщество, СМИ, международные отношения, терроризм, религия, глобализация, антиглобализм, ислам, цивилизация, экстремизм, радикализм.

The article raises one of the most pressing issues of contemporary world politics: the problem of fundamentalism. Based on the scientific literature author attempts to give a comprehensive definition of the phenomenon, separating it from any radical phenomena, such as terrorism or extremism, which is most often associated considered category.

Keywords:fundamentalism, the global community, the media, international relations, terrorism, religion, globalization, anti-globalization, Islam, civilization, extremism, radicalism.

Многоаспектная сущность фундаментализма, имеющая отражение во всех общественных подсистемах, породила неоднозначное толкование, как самой дефиниции, так и ее роли и места в системе социально-политических и духовных отношений.

Несмотря на относительную «молодость» (моментом появления фундаментализма принято считать начало XX столетия — И.С.), термин довольно быстро прижился в лексиконе политиков, ученых, журналистов и рядовых обывателей. Удивляет также и то, что перечисленные категории граждан трактуют его по-разному, сходясь разве что в одном — окрашивании идеологемы в темно-багровые тона.

Так, самый влиятельный человек в мире — по версии журнала Forbes [8] — Президент РФ Владимир Путин ставит фундаментализм в один ряд с такими понятиями, как «рост наркотрафика, трансграничная преступность, неуправляемые потоки беженцев и мигрантов» [4]. В контексте Владимира Владимировича фундаментализм предстает угрозой, а приведенная выше цитата заимствована из стенограммы заседания Совета Безопасности РФ, проведенного 8 мая 2013 года.

Подобных убеждений придерживается и экс-президент Чехии Вацлав Гавел, ассоциирующий фундаментализм с ограничением жизни человека «одним измерением», а также с «манипуляцией и нетолерантностью» [7].

Западные эксперты (в особенности англо-американского происхождения), с абсолютной уверенностью заявляют об агрессии фундаментализма, его враждебности, выраженной в форме регулярных терактов по всему миру.

Карен Армстронг — ведущий специалист по религиозной проблематике, автор многочисленных бестселлеров («History of God», 1993; «Jerusalem», 1997; «Islam: a short history», 2000; «Buddha», 2001) первую строчку предисловия последней книги «The Battle for God: A History of Fundamentalism» (перевод — «Битва за Бога: история фундаментализма» — И.С.) начинает фразой «11 сентября 2001 г. изменило мировую историю навсегда» [2, с.7].

Фундаменталисты всех конфессиональных направлений, по мнению автора, создают «воинствующие религиозные течения, пытаясь вытащить Бога и религию из закулисья, куда их загнала современная секулярная культура, на авансцену» [2, c.7]. «Апокалипсис 11 сентября, — пишет Армстронг, — можно рассматривать как логическое продолжение истории фундаментализма» [2, с.8].

Негативный образ, созданный писательницей, был с удивительным восторгом воспринят европейским сообществом, о чем свидетельствуют и хорошие продажи, сделавшие рукопись бестселлером, и поголовная поддержка работы со стороны ведущих печатных изданий (The Washington Times, The San Francisco Examiner and Chronicle, Los Angeles Times, The New York Times Book Review) [2, с.1].

Оттенок, который задают фундаментализму СМИ, чрезвычайно важен, поскольку примерно на 70 % образ мира, воспринимаемый сознанием человека, формируют именно они [1, с.37].

Так, политологические исследования показывают, что европейские СМИ (например, британская газета «Sunday Telegraph», телеканал BBC и др.) трактуют явление как «исламскую идеологию и практику насилия». Нередко СМИ связывают фундаментализм с фанатизмом и религиозной неприязнью [1].

Немецкий философ и социолог, профессор Юрген Хабермас в своем интервью акцентирует внимание на превращении религиозной ортодоксии в фундаментализм, претворяющийся в жизнь посредством насилия [10].

Приведенный обзор дает возможность говорить о довольно устойчивом западном убеждении во враждебной сущности фундаментализма, категорическая неприязнь к которому, перемешиваясь со страхом к иной культуре, уверенно осела в европейском сознании на всех его уровнях.

Пугающей проблемой, масштаб которой глобален, является факт ложного трактования фундаментализма, его природы и целей. Истинная сущность фундаментализма и его намерения не имеют с терроризмом ничего общего.

В подтверждение положения необходимо обратиться к первоисточникам, в качестве которых, без сомнения, может выступать исламская литература (исламский фундаментализм — наиболее очерняемая мировым сообществом категория — И.С.). Именно этот ресурс — фундамент явления, на котором и следует выстраивать объективные суждения.

Фундаментализм в религии — «Строгое следование основным пунктам веры… несмотря на западное происхождение, термин был переведен на арабский язык как усулийа или салафийа, что вполне соответствует духу движения фундаментализма, призывающего ориентироваться на образ жизни и веру первой мусульманской общины, ведомой Мухаммадом, и праведных предков» [6, с. 274].

В своей работе Г. М. Керимов пишет: «Фундаментализм — основа, фундамент религиозного учения. Он присущ практически всем религиозным, политическим, общественным, философским и иным идеологическим направлениям и течениям. Каждое религиозное учение имеет основу, которая определяет первичную, самую раннюю классическую базу его предписаний, законов, догматов. В процессе развития религиозное учение подвергается различным толкованиям и осмыслению, но его основа, фундаментальная сущность, сохраняется» [5, с. 392–393].

«Исконный смысл понятия «фундаментализм», — пишет арабский ученый Анвар аль-Биляль, — включает возвращение к истокам вероучения, заботу о его первозданной чистоте, его аутентичность и ортодоксальность». Эксперт также уточняет: «следует различать фундаментализм и то, что правильнее назвать «радикализмом» и «экстремизмом» [1, с.77].

Уместным в данном контексте будет и обращение к светскому источнику — Советскому энциклопедическому словарю, содержание которого (поскольку издание датировано 1989 годом) лишено современной религиозной и национальной дискриминации.

Так, «Фундаментализм — крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма» [9, с. 1453].

Принципиально иным образом подходит к вопросу трактовки категории отечественный ученый, кандидат политических наук, выпускник МГУ им. Ломоносова Челищев В. И.. В своем исследовании он акцентирует внимание на «полигамном» значении фундаментализма: «Фундаментализм — это стиль политического мышления, посредством которого определенные принципы (всегда заимствованные из религиозных или других важнейших для какой-либо социальной группы текстов), независимо от их содержания, приобретают неопровержимый и неизменный авторитет у своих сторонников (фундаменталистов)» [11, с.9]. «В настоящее время, — пишет Челищев, — фундаментализм активно проявляет себя в важнейших сферах общественной жизни — государственной политике, религии, экономике, межэтнических отношениях и т. п». [11, с.10].

На основании представленных источников, как религиозного плана, так и научного (и те, и другие лишены даже оттенка агрессии и насилия), справедливо сделать вывод о том, что толкование термина сквозь призму враждебного настроя, преступлений и пр. является неверным, а отождествление его с терроризмом — абсурдно.

Терроризм, как форма политического поведения, опирается исключительно на насилие [13, с.464], изначально заложенное в его природу, (от лат. terror — страх, ужас) и никакие иные методы в расчет не берутся. Террористические акты совершаются публично, в качестве жертв выступают, как правило, невинные люди, а масштаб «акций» чаще всего массовый [12]. Целью терроризма является вселение в массы панического страха, при помощи которого ими будет легче управлять.

Основной же задачей фундаментализма является возрождение первозданной культуры, очищение ее от современного «глобалистского налета», сохранение традиций и следование им. К современным фундаменталистам справедливо отнести противников однополых браков, сатанинских церквей, проституции и иных форм общественного аморализма и безнравственности. Следование вышеуказанным традициям, фундаментальным основам напротив помогает сохранить человечеству его лицо. Более того, важно отметить, что фундаменталисты «в подавляющем большинстве случаев прибегают именно к легитимным средствам» [11, с.10] (для реализации своих целей — И.С.).

Анализ сущности фундаментализма, изложенной в источниковедческой базе (религиозной, научной, публицистической) и опыте мировой истории позволяет автору сформулировать объективное, лишенное каких-либо предвзятых оттенков определение.

Фундаментализм — особая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность устойчивых социокультурных, политических и религиозных норм, опора на которые — безальтернативный путь развития.

Литература:

1.         Анвар Аль-Биляль. Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации: дисс… канд. полит. наук. — М., 2006. — 165 с.

2.         Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма / Карен Армстронг; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 502 с.

3.         Валерия Порохова: мой джихад — перевод Корана [Электронный ресурс]. — URL: http://echoosha.narod.ru/May04/porohova.htm (дата обращения: 04.01.2013).

4.         Заседание Совета Безопасности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/news/18069 (дата обращения: 21.12.2013)

5.         Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2012. — 512 с.

6.         Краткая энциклопедия ислама / Гордон Ньюби. — Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. — 384 с.: илл.

7.         Михник А. Вацлав Гавел об угрозе фундаментализма // Газета Выборча. — 1991. — 30 ноября.

8.         Самые влиятельные люди мира — 2013: рейтинг Forbes [Электронный ресурс]. — URL: http://www.forbes.ru/news/246780-putin-vozglavil-reiting-samykh-vliyatelnykh-lyudei-mira-po-versii-forbes (дата обращения: 21.12.2013)

9.         Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 4 изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.

10.     Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер. с нем. Величко О. И., Петренко Е. Л. — М.: изд-во Весь Мир, 2008. — 192 с.

11.     Челищев В. И. Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность: автореф. дис… канд. пол. наук. — М., 2006. — 26 с.

12.     Шегаев И. С. Классификация методов борьбы с террористическими организациями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 11 (58). — С. 323–326.

13.     Шегаев И. С. Терроризм: история и причины возникновения // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — 463–465.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle