Автор: Шегаев Илья Сергеевич

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 17.01.2014

Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Фундаментализм — не терроризм: объективный взгляд на феномен // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 670-672.

В статье поднимается один из наиболее актуальных вопросов современной мировой политики: проблема фундаментализма. На основании научных источников автор осуществляет попытку дать комплексное определение феномену, отделяя его от каких-либо радикальных явлений, например: терроризма или экстремизма, с которыми чаще всего и ассоциируется рассматриваемая категория.

Ключевые слова:фундаментализм, мировое сообщество, СМИ, международные отношения, терроризм, религия, глобализация, антиглобализм, ислам, цивилизация, экстремизм, радикализм.

The article raises one of the most pressing issues of contemporary world politics: the problem of fundamentalism. Based on the scientific literature author attempts to give a comprehensive definition of the phenomenon, separating it from any radical phenomena, such as terrorism or extremism, which is most often associated considered category.

Keywords:fundamentalism, the global community, the media, international relations, terrorism, religion, globalization, anti-globalization, Islam, civilization, extremism, radicalism.

Многоаспектная сущность фундаментализма, имеющая отражение во всех общественных подсистемах, породила неоднозначное толкование, как самой дефиниции, так и ее роли и места в системе социально-политических и духовных отношений.

Несмотря на относительную «молодость» (моментом появления фундаментализма принято считать начало XX столетия — И.С.), термин довольно быстро прижился в лексиконе политиков, ученых, журналистов и рядовых обывателей. Удивляет также и то, что перечисленные категории граждан трактуют его по-разному, сходясь разве что в одном — окрашивании идеологемы в темно-багровые тона.

Так, самый влиятельный человек в мире — по версии журнала Forbes [8] — Президент РФ Владимир Путин ставит фундаментализм в один ряд с такими понятиями, как «рост наркотрафика, трансграничная преступность, неуправляемые потоки беженцев и мигрантов» [4]. В контексте Владимира Владимировича фундаментализм предстает угрозой, а приведенная выше цитата заимствована из стенограммы заседания Совета Безопасности РФ, проведенного 8 мая 2013 года.

Подобных убеждений придерживается и экс-президент Чехии Вацлав Гавел, ассоциирующий фундаментализм с ограничением жизни человека «одним измерением», а также с «манипуляцией и нетолерантностью» [7].

Западные эксперты (в особенности англо-американского происхождения), с абсолютной уверенностью заявляют об агрессии фундаментализма, его враждебности, выраженной в форме регулярных терактов по всему миру.

Карен Армстронг — ведущий специалист по религиозной проблематике, автор многочисленных бестселлеров («History of God», 1993; «Jerusalem», 1997; «Islam: a short history», 2000; «Buddha», 2001) первую строчку предисловия последней книги «The Battle for God: A History of Fundamentalism» (перевод — «Битва за Бога: история фундаментализма» — И.С.) начинает фразой «11 сентября 2001 г. изменило мировую историю навсегда» [2, с.7].

Фундаменталисты всех конфессиональных направлений, по мнению автора, создают «воинствующие религиозные течения, пытаясь вытащить Бога и религию из закулисья, куда их загнала современная секулярная культура, на авансцену» [2, c.7]. «Апокалипсис 11 сентября, — пишет Армстронг, — можно рассматривать как логическое продолжение истории фундаментализма» [2, с.8].

Негативный образ, созданный писательницей, был с удивительным восторгом воспринят европейским сообществом, о чем свидетельствуют и хорошие продажи, сделавшие рукопись бестселлером, и поголовная поддержка работы со стороны ведущих печатных изданий (The Washington Times, The San Francisco Examiner and Chronicle, Los Angeles Times, The New York Times Book Review) [2, с.1].

Оттенок, который задают фундаментализму СМИ, чрезвычайно важен, поскольку примерно на 70 % образ мира, воспринимаемый сознанием человека, формируют именно они [1, с.37].

Так, политологические исследования показывают, что европейские СМИ (например, британская газета «Sunday Telegraph», телеканал BBC и др.) трактуют явление как «исламскую идеологию и практику насилия». Нередко СМИ связывают фундаментализм с фанатизмом и религиозной неприязнью [1].

Немецкий философ и социолог, профессор Юрген Хабермас в своем интервью акцентирует внимание на превращении религиозной ортодоксии в фундаментализм, претворяющийся в жизнь посредством насилия [10].

Приведенный обзор дает возможность говорить о довольно устойчивом западном убеждении во враждебной сущности фундаментализма, категорическая неприязнь к которому, перемешиваясь со страхом к иной культуре, уверенно осела в европейском сознании на всех его уровнях.

Пугающей проблемой, масштаб которой глобален, является факт ложного трактования фундаментализма, его природы и целей. Истинная сущность фундаментализма и его намерения не имеют с терроризмом ничего общего.

В подтверждение положения необходимо обратиться к первоисточникам, в качестве которых, без сомнения, может выступать исламская литература (исламский фундаментализм — наиболее очерняемая мировым сообществом категория — И.С.). Именно этот ресурс — фундамент явления, на котором и следует выстраивать объективные суждения.

Фундаментализм в религии — «Строгое следование основным пунктам веры… несмотря на западное происхождение, термин был переведен на арабский язык как усулийа или салафийа, что вполне соответствует духу движения фундаментализма, призывающего ориентироваться на образ жизни и веру первой мусульманской общины, ведомой Мухаммадом, и праведных предков» [6, с. 274].

В своей работе Г. М. Керимов пишет: «Фундаментализм — основа, фундамент религиозного учения. Он присущ практически всем религиозным, политическим, общественным, философским и иным идеологическим направлениям и течениям. Каждое религиозное учение имеет основу, которая определяет первичную, самую раннюю классическую базу его предписаний, законов, догматов. В процессе развития религиозное учение подвергается различным толкованиям и осмыслению, но его основа, фундаментальная сущность, сохраняется» [5, с. 392–393].

«Исконный смысл понятия «фундаментализм», — пишет арабский ученый Анвар аль-Биляль, — включает возвращение к истокам вероучения, заботу о его первозданной чистоте, его аутентичность и ортодоксальность». Эксперт также уточняет: «следует различать фундаментализм и то, что правильнее назвать «радикализмом» и «экстремизмом» [1, с.77].

Уместным в данном контексте будет и обращение к светскому источнику — Советскому энциклопедическому словарю, содержание которого (поскольку издание датировано 1989 годом) лишено современной религиозной и национальной дискриминации.

Так, «Фундаментализм — крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма» [9, с. 1453].

Принципиально иным образом подходит к вопросу трактовки категории отечественный ученый, кандидат политических наук, выпускник МГУ им. Ломоносова Челищев В. И.. В своем исследовании он акцентирует внимание на «полигамном» значении фундаментализма: «Фундаментализм — это стиль политического мышления, посредством которого определенные принципы (всегда заимствованные из религиозных или других важнейших для какой-либо социальной группы текстов), независимо от их содержания, приобретают неопровержимый и неизменный авторитет у своих сторонников (фундаменталистов)» [11, с.9]. «В настоящее время, — пишет Челищев, — фундаментализм активно проявляет себя в важнейших сферах общественной жизни — государственной политике, религии, экономике, межэтнических отношениях и т. п». [11, с.10].

На основании представленных источников, как религиозного плана, так и научного (и те, и другие лишены даже оттенка агрессии и насилия), справедливо сделать вывод о том, что толкование термина сквозь призму враждебного настроя, преступлений и пр. является неверным, а отождествление его с терроризмом — абсурдно.

Терроризм, как форма политического поведения, опирается исключительно на насилие [13, с.464], изначально заложенное в его природу, (от лат. terror — страх, ужас) и никакие иные методы в расчет не берутся. Террористические акты совершаются публично, в качестве жертв выступают, как правило, невинные люди, а масштаб «акций» чаще всего массовый [12]. Целью терроризма является вселение в массы панического страха, при помощи которого ими будет легче управлять.

Основной же задачей фундаментализма является возрождение первозданной культуры, очищение ее от современного «глобалистского налета», сохранение традиций и следование им. К современным фундаменталистам справедливо отнести противников однополых браков, сатанинских церквей, проституции и иных форм общественного аморализма и безнравственности. Следование вышеуказанным традициям, фундаментальным основам напротив помогает сохранить человечеству его лицо. Более того, важно отметить, что фундаменталисты «в подавляющем большинстве случаев прибегают именно к легитимным средствам» [11, с.10] (для реализации своих целей — И.С.).

Анализ сущности фундаментализма, изложенной в источниковедческой базе (религиозной, научной, публицистической) и опыте мировой истории позволяет автору сформулировать объективное, лишенное каких-либо предвзятых оттенков определение.

Фундаментализм — особая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность устойчивых социокультурных, политических и религиозных норм, опора на которые — безальтернативный путь развития.

Литература:

1.         Анвар Аль-Биляль. Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации: дисс… канд. полит. наук. — М., 2006. — 165 с.

2.         Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма / Карен Армстронг; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 502 с.

3.         Валерия Порохова: мой джихад — перевод Корана [Электронный ресурс]. — URL: http://echoosha.narod.ru/May04/porohova.htm (дата обращения: 04.01.2013).

4.         Заседание Совета Безопасности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/news/18069 (дата обращения: 21.12.2013)

5.         Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2012. — 512 с.

6.         Краткая энциклопедия ислама / Гордон Ньюби. — Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. — 384 с.: илл.

7.         Михник А. Вацлав Гавел об угрозе фундаментализма // Газета Выборча. — 1991. — 30 ноября.

8.         Самые влиятельные люди мира — 2013: рейтинг Forbes [Электронный ресурс]. — URL: http://www.forbes.ru/news/246780-putin-vozglavil-reiting-samykh-vliyatelnykh-lyudei-mira-po-versii-forbes (дата обращения: 21.12.2013)

9.         Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 4 изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.

10.     Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер. с нем. Величко О. И., Петренко Е. Л. — М.: изд-во Весь Мир, 2008. — 192 с.

11.     Челищев В. И. Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность: автореф. дис… канд. пол. наук. — М., 2006. — 26 с.

12.     Шегаев И. С. Классификация методов борьбы с террористическими организациями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 11 (58). — С. 323–326.

13.     Шегаев И. С. Терроризм: история и причины возникновения // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — 463–465.

Основные термины (генерируются автоматически): сущность фундаментализма, сущности фундаментализма, Многоаспектная сущность фундаментализма, сущность фундаментализма и его, враждебной сущности фундаментализма, моментом появления фундаментализма, ложного трактования фундаментализма, проблема фундаментализма, агрессии фундаментализма, духу движения фундаментализма, «полигамном» значении фундаментализма, Анализ сущности фундаментализма, угрозе фундаментализма, задачей фундаментализма, Похожая статья, Владимира Владимировича фундаментализм, фундаментализм с фанатизмом и религиозной, фундаментализм в один ряд, Вацлав Гавел, фундаментализм с ограничением жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle