Библиографическое описание:

Молчанова М. Г. Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 953-956.

Психологическая повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня» признана одним из самых выдающихся и правдивых произведений русской литературы XX века.

Именно в этой повести писатель начинает раскрывать в себе талант реалистичного прозаика, при этом разнообразие его художественный приемов для отображения простой крестьянской жизни России тесно перекликается с темами и художественной выразительностью его лирики [4, с. 448].

Основой «Деревни» служит трезвый, беспощадный в своей истине реализм, с помощью которого Бунин раскрывает перед читателями полноценную картину крестьянской жизни.

Замысел повести «Деревня» возник у Бунина в результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на жизни в русской деревне. Это привело к тому, что лиричному и мастеру тонкой и нежной поэзии Бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле и сугубо объективной манере [8, с. 319].

Только так он смог бы достучаться до черствых и уже, казалось бы, небьющихся сердец людей, которые игнорировали то, что переживают тысячи обездоленных людей. При этом Бунин не просто рисует суровую картину действительности, он раскрывает личности людей, которые были ключевыми фигурами этой картины. Поэтому повесть «Деревня» считается, прежде всего, психологическим романом, так как Бунин уделяет много внимания глубинным портретам людей, их чувствам, переживаниям, мыслям [5, с. 55].

Тщательно описанный Буниным быт и повседневное существование крестьян и детально показанные образы людей свидетельствует о главном замысле повести [9, с. 174].

Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской деревни вообще. Но Бунин не ограничивает этим границ символического образа. Мы помним, что Балашкину принадлежит высказывание, расширяющее понятие русской деревни до понятия всей России: "…Да она вся-деревня, на носу заруби себе это! Глянь кругом-то: город это, по-твоему? Стадо каждый день по улицам прет- от пыли соседа не видать… А ты-«город!". Эта страстная филиппика могла бы остаться характеристикой взглядов одного Балашкина, если бы вокруг нее не сосредоточивались ряды других символических значений [3, с. 542].

Дурновка является символом России, а жители её олицетворяют русский народ. Автор изображает целую галерею дурновцев: Макар, Аким, Родька, солдат-учитель. Завершает этот ряд Серый, пожалуй самый опустившийся из всех крестьян. Типичен образ самого бедного мужика Дурновки. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, «обглоданные» жизнью дурновцы не похожи на тех крестьян, которых идеализировал Бунин. Они не способны работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки. Извечная крестьянская нравственность уходит из их душ. Бунин градирует своих персонажей по нисходящей траектории. Таким образом даёт нам понять, что хуже чем Серый уже никто не живёт. Автор намекает нам на сходство этого персонажа с волком. В его образе сосредоточены самые губительные и разрушительные стороны русского крестьянства. Мы понимаем, что вина в гибели старой патриархальной России целиком лежит на плечах подобных личностей. Для примера рассмотрим эпизод с кобылой. Ни для кого не секрет, что многие писатели очень часто сравнивают Россию с лошадью. В словаре символов лошадь имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, стремительный бег времени [http://mirslovarei.com].

У Бунина, Россия — это уже не бешеная тройка, которая несётся в неизведанную даль, а старая измождённая кляча, которую Серый убивает на корм собакам. Автор вспоминает эпизод, когда Серого покалечила лошадь. Таким образом, раньше Россия не была такой слабой и была способной противостоять внешнему или внутреннему обидчику. Современная же кляча, как показывает Бунин, абсолютно покорная и обессилевшая. Итак, мы можем заключить, что образ лошади, который скользит красной нитью через всё повествование, является синонимичным образу России в целом.

Атмосферу безысходности и трагичности судьбы передаёт постоянная близость смерти. Большинство образов напоминает нам о ней. Не только крестьянство не имеет будущего. Дворянство тоже обречено. Несчастный Тихон Ильич надеется на продолжение рода, но вместо счастливого потомства получает лишь череду похорон своих мёртвых детей. С самого детства герой ненавидит похороны, но постоянно с ними сталкивается. Лампадка, которую он так не любит, стала для него символом печали и вечной скорби, на которую обрекла его судьба.

Ещё в самом начале произведения герой Тихон Ильич прогуливается по кладбищу и читает могильные надписи. Но это сцена не пугает нас, наоборот, она является воплощением покоя и умиротворения. А надпись на камне: «Блажены мёртвые, умирающие в господе», даёт нам надежду на возрождение души после смерти и её награде за все земные муки. Гораздо сильнее пугает нас жизнь живых людей, находящихся на грани жизни и смерти. С самого детства герои живут в нищете. Любимой игрой дурновских детей являются похороны кукол. Постоянными спутниками крестьян выступают грязь, навоз, голодные и злые собаки, холод, голод, волки, вороны. Для изображения всех тягот народной жизни Бунин не скупится на средства выразительности, прибегая к натурализму. «Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. Над церковью блестел мелкий глинистый пруд под навозной плотиной — густая жёлтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправлявшие свои нужды, и намыливал голову голый мужик. Он по пояс вошёл в воду, на его груди блестел медный крестик…» [3, с. 501].

Самое шокирующие, что люди, по словам мужика, не только купались в этой воде, но и использовали её для питья. Безобразность сцены усиливается контрастом: церковь, крестик и стадо коров, навоз. Сцена показывает, что крестьяне живут подобно скоту. Что же символизирует грязь? Обратимся к словарю символов. Грязь — символ воспринимающей земли, пропитанной благодатными водами, источника урожая и роста. Кроме того, грязь олицетворяет примитивного человека, неспособного к возрождению. Итак, русское крестьянство вырождается без шансов на выживание [http://mirslovarei.com].

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму повести. Практически везде нас сопровождает серый цвет: серое небо, серые избы, даже кожа людей серая, почти землистого цвета. Бунинская зима тоже не отличается сияющей белизной. В нашем случае изображение зимы существенно отличается от привычных нам изображений. Это уже не время веселий, хороводов и народных гуляний, и даже не время, когда «крестьянин торжествует, на дровнях обновляя путь». В контексте Бунина зима становится грозной и беспощадной губительной силой, враждебной человечеству. «Смеркалось, часа в три, лохматые собаки сидели на крышах, почти сровнявшихся с сугробами. Ни единая душа не знала, чем питаются эти собаки. Однако они были живы и даже свирепы» [3, с. 523]. В словаре символов собака олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы — эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака — посредник между лунными божествами. Итак, собака, судя по словарю, страж царства мёртвых. Не случайно мы их встречаем на этом «кладбище живых людей». Ещё они сопровождают Серого, как человека, несущего смерть [http://mirslovarei.com].

Суровая звериная действительность поглощает жителей Дурновки. Они становятся жертвами стихии, оказываясь практически погребёнными заживо. Картина ужасная, больше похожая на кладбище. Трубы торчат из-под снега, подобно крестам. Но это «кладбище» пугает нас больше, чем то, которое изображается в начале произведения, к описанию которого мы уже обращались. На этом «кладбище» погребены живые люди. Погребены самой матушкой природой. Даже она ополчилась против дурновцев.

С символом волка напрямую в тексте мы не встречаемся, но в повествовании он незримо присутствует. Мы встречаем мужиков, покалеченных волком, да и сам Серый является двойником волка. Он ведёт звериный образ жизни. Для выяснения значения символа «волк», обратимся к словарю. Волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость В христианстве волк — зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться [http://mirslovarei.com].

Практически все культуры едины во мнении, что образ волка не представляет ничего светлого и созидательного, он несёт лишь ярость и разрушение. Если представить себе образ крестьянина Серого, как конечную стадию деградации русского крестьянства, то нетрудно предположить, что оно внесёт весомый вклад в становление варварских порядков на территории России.

Итак, подведём предварительные итоги: крестьянство похоже на зверьё, Дурновка — это безжизненная пустыня, природа — злая сила, носитель смерти и забвения.

Рассмотрим образы представителей дворянства, бывших крестьян Тихона и Илью Красовых. Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова. Казалось бы, цепкий, энергичный, приспособленный к жизни, выбившийся в хозяева, Тихон должен радоваться жизни. Но он ощущает бесцельность прожитых лет: у него нет наследника рода, некому продолжить его дело — значит нет будущего.

Кузьма — несостоявшийся поэт, анархист. Как и брат он не может реализовать себя в жизни. Его пугает окружающая действительность. Он не приспособлен к жизни и в финале повести оказывается практически без средств к существованию. У него даже нет валенок, чтобы спастись от лютых зимних морозов. Герой потерял вкус к жизни. Мы видим, что деградации подвержено не только крестьянство, но и дворянство тоже.

В своих размышлениях Кузьма сравнивает себя с Серым и находит много общего. Несмотря на это, Кузьма ещё не утерял душевную чувствительность, способность к состраданию и критическому осмыслению действительности. Вот почему мёртвый снегирь, попавшийся ему на пороге, производит на него настолько неизгладимое впечатление, что преследует его на протяжении всей болезни и сопровождающего её бреда. Это не случайно. Снегирь, в какой-то степени, тоже является символом русской зимы и России в целом. Эти птицы являются воплощением преданности, так как они не улетают в тёплые края, а стойко переносят все тяготы суровой русской зимы. Пнув ногой околевшее тело снегиря, герой видит всю трагичность ситуации. Вымирает старая добрая патриархальная Россия со всеми её порядками и обычаями.

Итак, деградации подвержены все слои населения. Нет надежды и опоры ни в ком. Бунинский пессимизм достигает своего апогея.

Символически значимая формула Балашкина оттачивается через ряд символов, параллельно идущих линий и концентрических кругов и получает сильную поддержку в заключительной сцене повести. Свадьба Молодой и Дениса Серого — высшее проявление «ужаса и нелепости» дурновской жизни, ее символ. Буниным она ставится в ряд с ошеломительным числом новых террористических актов и ответных казней, которыми правительство отвечало на террор. Ни к проявлению высоких чувств, ни к разумным политическим предприятиям Россия не была подготовлена ходом истории в своих низах, как и в своих верхах. В финале повести становятся ясными скрепы и связки бунинской символизации: Дурновка- вообще русская деревня, дурновцы- вообще русские мужики и бабы; но деревня -вообще Россия, а Россия, забитая, измученная, изгаженная — вся Дурновка.

«В этом символическом контексте», — отмечает Л. А. Смирнова, «по-особому прочитываются высказывания героев о русской истории, народном творчестве, русской культуре и литературе» [12, с. 193].

В символическом строе повести они обретают значение, равное тому, которое имеют в ней сюжетно-фабульные элементы, непосредственно связанные с повседневной жизнью персонажей.

Особенность символического строя повести такова, что он выводит разговор о России за рамки бунинского творчества и вступает во взаимодействие с произведениями других писателей, образуя с ними некий единый общий текст.

Бунин рисует жизнь крестьянской России серыми, унылыми красками. Дурновка становится центром и олицетворением всей страны. Темнота, холод, грязь, вонь — вот что окружает полунищих крестьян..

В целом рисуя крестьян мрачными красками, негативно оценивая их настоящее, Бунин все же показывает и светлые характеры, и привлекательных героев. В образе Молодой представлена судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты прекрасные духовные качества. Она очень красива, но это поруганная красота, трагически изломанная судьба.

Жизнь народа в «Деревне» предстает как косный, мрачный и отупляющий быт. Даже бунты, которые прошли по всему уезду, не могут изменить этой косности. «Весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько усадеб, да и смолкли». Мужицкая Русь не способна совершить переворот в жизни. Идет деградация крестьянской России.

Бунин показывает процесс общего распада. Изображенные им помещики и их наследники — ущербные, жалкие и нелепые люди. Их жизнь так же уныла и убога, как и жизнь мужиков. В повести нет той элегической ноты, которая окрашивала дворянский быт в «Антоновских яблоках» [11, с. 550].

В повести «Деревня» жизнь России показана в состоянии глубокого кризиса, из которого Бунин не видел выхода.

Литература:

1.                 Афанасьев, В. Н. И.А. Бунин. Очерк творчества / В. Н. Афанасьев. — М.: Просвещение, 1966. — 384 с.

2.                 Бонами, Т. М. Художественная проза Бунина. 1887–1904. / Т. М. Бонами. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1962. — 255 с.

3.                 Бунин, И. А. Избранное / И. А. Бунин. — Киев: Высшая школа, 1987. — 624с.

4.                 Волков, А. А. Проза Ивана Бунина / А. А. Волков. — М.: Московский рабочий, 1969. — 448 с.

5.                 Ильин, И. А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1991. — С. 26–78.

6.                 Карпов, И. П. Проза Ивана Бунина. / И. П. Карпов. — М.: Наследие, 1999. — 336 с.

7.                 Колобаева, Л. А. Проза И. А. Бунина / Л. А. Колобаева. — М.: Издательство МГУ, 1998. — 88 с.

8.                 Кучеровский, Н. М. И. Бунин и его проза. / Н. М. Кучеровский. — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 319 с.

9.                 Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. / В. Я. Линков. — М.: Республика, 1989. — С. 174.

10.             Михайлов, О. Н. Мастер. Путь Бунина-художника. // Михайлов О. Н. Страницы русского реализма. — М.: Современник, 1982. — С. 67–141.

11.             Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1. — М.: Наследие, 2001. — С. 540–585.

12.             Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. / Л. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 193 с.

13.             Источник: http://mirslovarei.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle