Библиографическое описание:

Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана Бунина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 961-963.

Талант Ивана Алексеевича Бунина сформировался в обстановке провинциальной усадьбы, на Орловщине, под сильным воздействием дворянско-сословных традиций. Одновременно на него оказало огромное и благоприятное влияние близость к природе, к деревенской жизни.

Демократические традиции русской литературы и общественной мысли были близки его индивидуальному, живому опыту. С юности он испытал, наряду с культом «чистых», «дворянских» лириков, сильнейшее тяготение к писателям из самой народной гущи. В такой оценке отразилась живая, некнижная связь нищего «барчука» Бунина с деревенским бытом, трудом, досугом, с крестьянской эстетикой [О. Н. Михайлов, И. А. Бунин. соч. в трех томах. — М.: Художественная литература, 1982, с.5]. В процессе нашего исследования, мы попытаемся оспорить данное высказывание.

На рубеже веков, когда популярность Ивана Бунина укрепилась, и зарождались новые литературные течения, творчество поэта и писателя не примыкало к «новому» искусству. Поэзию Ивана Бунина невозможно отнести ни к символизму, ни к акмеизму, и тем более, футуризму. «Символистам, с их стремлением к формальной новизне и изощренности в поэзии, стих Бунина казался архаичным, старомодным, «ветхозаветным» [О. Н. Михайлов, И. А. Бунин. соч. в трех томах. — М.: Художественная литература, 1982, с.7].

Чтоб не быть голословными, мы определили ряд сквозных образов в стихотворениях Ивана Бунина. Это позволит нам практически доказать, что бунинская поэзия фактически лишена «деревенского быта», «крестьянской эстетики» [О. Н. Михайлов, И. А. Бунин. соч. в трех томах. — М.: Художественная литература, 1982, с.5]. Его лирика это просто отражение русской природы и его любовь к ней.

Привязанность поэтов к определенному времени года — закономерна. Время года — воодушевляет, вдохновляет, успокаивает, приносит любовь, радость, приятные и печальные воспоминания.

Знаменитая и любимая Осень у А. С. Пушкина вдохновляла, заставляла грустить и скучать.

Для Ивана Бунина любима Весна. Неудивительно. Человек, проведший лучшие годы жизни в деревне, не мог не восхищаться этим замечательным временем годом. Весна — провозвестник любви, света, радости, тепла. Но и Ивана Бунина она не лишила грустных воспоминаний:

Как светла, как нарядна весна!

Погляди мне в глаза, как бывало,

И скажи: отчего ты грустна?

Отчего ты так ласкова стала?

Но молчишь ты, слаба, как цветок…

О, молчи! Мне не надо признанья:

Я узнал эту ласку прощанья, -

 Я опять одинок! [1, 30].

Приход весны — олицетворение любви, сладострастья, праздника, хорошего настроения. А у Бунина-поэта — она олицетворяется со встречей- расставанием. Поэт не отрицает «свет» Весны, её нарядность. Но встречи с любимой печальны и приводят к разлуке.

Мы встретились случайно, на углу.

Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы

Вечернюю прорезал полумглу

Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп, — прозрачный легкий газ

Весенний ветер взвеял на мгновенье,

 Но на лице и в ярком блеске глаз

Я уловил былое оживленье.

 И ласково кивнула мне она,

Слегка лицо от ветра наклонила

 И скрылась за углом… Была весна

Она меня простила — и забыла [1, 41].

Следует обратить внимание, что возлюбленные лирического героя не таят на него зла. И в первом и во втором стихотворении она стала «ласкова», «ласково» кивает, и он ощущает «ласку» прощанья.

Мотив расставания у поэта не несет трагедию, страдания. Не может Весна быть мучительной и страдающей.

Растет, растет могильная трава,

Зеленая, веселая, живая,

Омыла плиты влага дождевая,

И мох покрыл ненужные слова.

По вечерам заплакала сова,

К моей душе забывчивой взывая,

И старый склеп, руина гробовая,

Таит укор… Но ты, земля, права!

Как нежны на алеющем закате

Кремли далеких синих облаков!

Как вырезаны крылья ветряков

За темною долиною на скате!

Земля, земля! Весенний сладкий зов!

Ужель есть счастье даже и в утрате? [1,48].

С наступлением Весны природа оживает: всё цветёт, теплеет, хорошеет. И Бунин не кощунствует, когда замечает: Растет, растет могильная трава, Зеленая, веселая, живая (выделено нами — Т.Г.). Вот она — пора, когда мертвое — оживает. Весенний зов — он сладкий, в это время нежен закат, омывает плиты «влага дождевая». И наш лирический герой ощущает счастье даже в утрате.

Сердцевину, стержень бунинской поэзии 1890-х начала 1900-х годов составляло то, чего поэты «нового» течения — символисты даже не касались, не знали и не любили: русская природа.

Поэт восхищался русской природой, её многообразием и красотой. В ряде стихотворений, выделенные понятия: зеленый, звезда, вода, ветер, облака, блеск, небо, отражают не только видение природы поэтом, но и его настроение.

Зеленый цвет морской воды

Сквозит в стеклянном небосклоне,

Алмаз предутренней звезды

Блестит в его прозрачном лоне.

И, как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы,

А ветер дует ей в ресницы,

Чтоб не закрыла их она [1, с. 34].

Достаточно себе представить, как отражается «Зеленый цвет морской воды» в стеклянном небосклоне, чтобы ощутить эти яркие краски восхода. И еще продолжает блестеть алмазная звезда, а ветер дует ей в ресницы. Но ветер спокойный, умиротворяющий. Ибо его предназначение не напугать звезду, подобную ребенку.

Любимая тема Ивана Бунина — тема русского леса:

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день.

В лесу все серое, сухое,

И паутиной пала тень.

Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевилилася в дупле

И в лес пошла, блестя лиловой,

Пятнистой кожей по земле.

Сухие листья, запах пряный,

Атласный блеск березняка…

О миг счастливый, миг обманный,

Стократ блаженная тоска! [1, с. 35].

Он никак не отделимый от таких понятий, как «небо», «облако», «блеск». И вновь Весна: меж облаков в апрельский день. Казалось бы, лес серый, сухой, паутиной пала тень, сухие листья. Но настроение меняет блестящая лиловая кожа змеи, атласный блеск березняка и счастливый миг, блаженная тоска. С приходом весны лес готовится к новой жизни: серое — затмевает голубое небо, паутина превращается в тень, от сухих листьев остается пряный запах, миг обманный становится мигом счастливым.

Перед закатом набежало

Над лесом облако — и вдруг

На взгорье радуга упала,

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Вот день! Уж это не впервые:

Прольется — и уйдет из глаз…

Как эти ливни золотые,

Пугая, радовали нас!

Едва ли добежим до чащи –

Все стихнет… О росистый куст!

О взор, счастливый и блестящий,

И холодок покорных уст! [1, 35].

И в продолжение счастливых минут — вновь восхищение русским лесом. Дождь, ливень — казалось бы печальное настроение. Но бунинский лес — это сверкающая радуга, весёлый дождь, золотой ливень. И в этой спокойной тишине — счастливый, блестящий взор и покорные уста.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

Та там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой [1, с. 30].

Знаменитый бунинский «Листопад» можно считать гимном русскому лесу. Здесь и восхищение, и любовь, и преданность. Поэт, используя краски, прибегает к принципу усиления: лиловый, золотой, багряный. И вот знаменитая Осень — пора грустных воспоминаний и печали. Но у Бунина Осень не может быть печальной и грустной, если речь идет о русском лесе: весёлая, пёстрая стена; светлая поляна; березы блестят; в листве просветы в небо.

В поэзии Ивана Бунина определяется некая система сквозных образов. Затрагивая образ весны, его строки насыщены таким понятием, как: ласка. Воспевая образ леса, Иван Бунин чаще обращается к таким словам, как: зеленый, блеск, небо, облако.

Данные понятия никак не являются отражением «деревенского быта и крестьянской эстетики». Лирика Ивана Бунина — это гимн русской природе, русскому лесу.

Литература:

1.      И. А. Бунин. Сочинения в 3-х томах. — М.: Художественная литература, 1982.

2.      О. Н. Михайлов, И. А. Бунин. соч. в трех томах. — М.: Художественная литература, 1982.

3.      http://www.artsait.ru/art/n/nikitin/img/6.jpg

4.      www.edu. uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle