Особенности информационного управления учебными заведениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 14.01.2014

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Р. Ю. Особенности информационного управления учебными заведениями / Р. Ю. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 746-749. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8975/ (дата обращения: 16.04.2024).

В статье рассматриваетсяуправление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управления в системе образования.

Ключевые слова: управление, структура управления, информационный подход.

Постановка проблемы. Сейчас актуально использование информационно — компьютерных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной управленческой деятельности.

Руководители учебных заведений имеют свободный доступ к эффективно организованной и своевременно возобновляемой базы входных документов (законодательное — правовая и директивно — нормативная информация, распорядительные документы, Законы Украины, подзаконные акты), обеспечит существенную экономию времени управленческого персонала, принятия однозначных, а следовательно, и эффективных управленческих решений, что делает невозможным принятия необоснованных решений [3, с.238 -246].

Средства ИКТ могут быть достаточно эффективно использованы на всех этапах и уровнях управления деятельностью учебного заведения. В Украине существует достаточное количество общедоступных информационных ресурсов — источников объективной и своевременной информации.

Основная часть. Управление учебными заведениями является довольно сложным, многогранным процессом, который должен постоянно координироваться и корректироваться субъектами управления адекватно к социально — педагогическим условиям его функционирования и общества. С позиций системного подхода управления профессионально техническим учебным заведением рассмотрим как целостную, открытую, социально-педагогическую систему, которая отвечает всем характерным признакам сложных систем. Наиболее существенные из них: целеустремленность управления, то есть наличие в системе общей цели, которая задается и координируется как во внешних управленческих системах высшего порядка, так и внутренних подсистемах; иерархическая подчиненность сложных систем управления, которая предусматривает согласованность централизованного управления с самоуправлением при одновременной автономности компонентов системы; наличие в системе управления интегративных свойств, которые не присущи ее отдельным составляющим; наличие многих связей между компонентами системы — взаимосвязи компонентов на одном уровне (по горизонтали) и между разными уровнями иерархической структуры управления (по вертикали); наличие сложной взаимосвязи и взаимообусловленности между компонентами системы (включая обратную связь), при которой изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов системы управления; наличие информационных связей между составными частями системы, а также внешних информационных связей с другими метасистемами; критериальность оценивания результативности функционирования системы управления; вариабельность отдельных компонентов и состояние (структура, функции, связи) всей системы управления.

Работа в сфере социального управления всегда связана с изготовлением, формированием, анализом, обработкой, использованием, хранением информации и созданием новых знаний и является предметом и объектом деятельности субъектов управления. Информация дает руководителю представления о состоянии функционирования или развития социально-педагогической системы в любой момент времени (достижение или недостижение поставленных целей); предопределяет выбор модели заведения, стратегии его развития и взаимодействия с социальными учреждениями внешнего социокультурного среды и переведения системы в новое качественное состояние функционирования или развития как следующего шага в достижении поставленной цели [5, с.31–32].

В. В. Борисов, И.Вильш и С. С. Батурин, изучая проблему информационной культуры учителя, обращают внимание на то, что процессы глобализации, которые изменяют идеалы и мировоззрение людей, трансформируют ценности социального статуса и социальных институтов, власти и авторитетов, традиций, обычаев, пространства и времени [6]. Управление осуществляется административно-управленческим звеном организации образования на основе информации о состоянии управляемого объекта, законодательно-правовой, директивно-нормативной, научной и других видов информации социального направления. Если управление по смыслу рассматривается как целенаправленная деятельность, которая предназначена для упорядочения управляющей и управляемой подсистем с целью перевода их в качественно новое состояние функционирования или развития с учетом существующих закономерностей управления, то по форме представляет информационный процесс. Рассматривая управление образования как открытую социально-педагогическую систему, следует отметить, что процессы функционирования и развития системы являются источниками информации. Система является производителем и потребителем внешней и внутренней информации разных видов; через систему трансформируется информация и осуществляется обмен, то есть в системе происходит последовательный ход информационных процессов.

На разных уровнях управления учебным заведением информация разных видов используется субъектами управления в разных формах, с разной периодичностью и целью. Определенные виды информации, необходимые для реализации управленческих функций, производятся в управляемой системе, другие — вне нее. Это предопределяет возникновение специализированной формы людской деятельности, которая связана с изготовлением информации. Результатом информационной деятельности есть информационный продукт (идея, разработка, планы, программы, проекты, услуги и др.).

Управление из позиций кибернетического, систематического и информационный подход представлен на рис. 1.

Рис. 1. Управление учебным заведением как открытой социально-педагогической системой: 1. Субъект управления. 2. Социальная информация, в том числе управленческая информация. 3. Объект управления. 4. Информация о состоянии функционирования управляемой подсистемы. 5. Информация о состоянии внешней среды, которая влияет на систему. 6. Законодательно-правовая, директивно-нормативная информация, научная информация, которая поступает от органов власти, государственных органов управления, научно-педагогических учреждений и других социальных учреждений, функционально или коммуникативно связанных с управлением образования.

Управление социально-педагогическими системами предусматривает наличие подсистем: управляемой — объекта управления и управляющей — субъекта управления. Строя системы, они образовывают самоуправляемую систему, в которой объект управления и субъект управления выступают как взаимосвязанные подсистемы. Необходимым условием эффективного функционирования системы управления является своевременное обеспечение информационных нужд субъектов управления всех уровней иерархической системы управления. Это означает, что управляющая и управляемая подсистемы и внешняя среда непрерывно взаимодействуют на основе прямой и обратной связей с помощью информационных потоков. Нарушение прямой или обратной связи снижает уровень эффективности управления учебным заведением.

Управление — непрерывный процесс, который обеспечивается непрерывностью движения информации. Чтобы руководить объектом или процессом, необходимо иметь объективную информацию о его состоянии, целях, внешних и внутренних факторах, которые влияют на развитие системы, ее ресурсное обеспечение. Объем и содержание информации зависят от соотношения централизации и децентрализации, организационной структуры управления образования, типа учебных заведений, технического оборудования, имеющегося уровня информационной культуры субъектов управления и состава административно-управленческого звена и распределения их функциональных обязанностей, профессионального образования, управленческого и педагогического опыта субъектов управления, количества подчиненных у субъектов управления. Именно это соотношение определяет количество степеней свободы при принятии решений на разных иерархических уровнях управления образования. Объем необходимой информации для руководителей в образовании возрастает при увеличении степени централизации системы управления образованием и, наоборот, уменьшается при ее децентрализации. Продвижение информационных потоков в организационные структуры управления образованием осуществляется согласно уровням его подструктур. Исторически сложились и функционируют в социальных сферах такие типы организационной структуры управления сложными системами: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Все типы структур имеют свои особые продвижения информационных потоков. Поэтому руководителю необходимо упорядочить прямые и обратные потоки информации, ввести систему информационного обеспечения управления с учетом типа и организационной структуры и других названных выше факторов влияния.

В наиболее общем виде архитектура системы информационного управления показана на рис. 2.

Внешняя социальная среда

Рис.2. Архитектура системы информационного управления

С повышением уровня развития научно-технического прогресса увеличивается объем информации, интенсивность и насыщенность информационных потоков в социальной сфере, в частности в учебном заведении.

Выводы. Изменения в системе образования, связанные с появлением и интенсивным развитием новых типов учебно-воспитательных заведений, реформированием управленческих структур и формированием новых экономических отношений, определяют стиль управления руководителей в современных условиях. Управленческая деятельность требует от руководителей постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управление непосредственно связано с информацией, информационными процессами. От степени достоверности и полноты существующей информации зависит эффективность управления.

Итак, роль организации информационных потоков в управлении учебно-воспитательным процессом чрезвычайно важна, ведь информационные потоки становятся объектом деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, а после обработки — предметом, объектом поиска и получения. Польская исследователь И. Вильш убедительно доказала, что труд человека в будущем все больше и больше будет связан с информацией и оперированием нею [7, с. 82].

Создание и использование информационной системы управления учебно-воспитательным процессом позволяет ориентироваться в сложном лабиринте общественных явлений, координировать усилия всех членов коллектива, прогнозировать развитие школы на близкую и отдаленную перспективу, обеспечивать квалифицированный влияние руководителя на формирование творческого педагогического коллектива. Высказанные в данной статье принципы и подходы к созданию комплексной системы информационного обеспечения управления могут служить основой для личностной конструктивной деятельности директора и управленческой команды по созданию своей неповторимой информационно — аналитической системы управления.

Литература:

1.                  Биков В. Ю., Руденко В. Д. Системи управління інформаційними базами даних в освіті. — К., 1996.

2.                  Годин В. В., Корнеев И. К. Информационноео беспечение управленческой деятельності. — М., 2001.

3.                  Калініна Л. М., Дорошенко Ю. О., Лапінський В. В. Інформаційні та комп’ютерні технології як засіб підвищення ефективності управління закладами освіти // Нова пед. Думка. — 2002. — № 3–4.

4.                  Калініна Л. М. Соціально-педагогічна інформація: суть, характерні ознаки та її роль в управлінні школою // Директор школи. Україна. — 1999. — № 3.

5.                  Калініна Л. М., Легкий М. П. Теоретичні засади соціально-педагогічної інформації // Школа на рубежі XXI ст.: управлінський аспект.- К., 2000.

6.                  Борисов В. В., Вільш І., Батурін С. Зміст інформаційної культури вчителя / В. В. Борисов, І. Вільш, С. Батурін // Гуманізація навчально-виховного процесу: зб. наук. пр. — 2011. — № LIV. — С. 20–27.

7.                  Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.

Основные термины (генерируются автоматически): субъект управления, учебное заведение, управление, информация, организационная структура управления, открытая социально-педагогическая система, система, состояние функционирования, управляемая подсистема, учебно-воспитательный процесс.


Ключевые слова

управление, структура управления, информационный подход., информационный подход

Похожие статьи

Сущностные особенности управления современной...

Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы.

Система управления инновационным развитием ссуза

Управляющая подсистема (субъект управления) вырабатывает цели и осуществляет соответствующее воздействие на управляемую подсистему. Управляемая подсистема принимает команды управления и в результате между двумя подсистемами циркулирует...

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебновоспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель...

Воспользовавшись определениями структуры управления из [8], сформулируем: структура организационной системы управления — это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Менеджер учебно-воспитательного процесса — руководитель учебного учреждения (директор, зам. директора), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников [5. с.111].

Административно-организационные основы информатизации...

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт». Автор: Иценко Виктор Владимирович.

Матричная структура управления как основа системы...

В новых условиях организационная структура управления организацией требует совокупности управленческих связей между институциональными элементами системы управления, которая бы характеризовала состав и информационные взаимосвязи, как отдельных исполнителей, так...

Особенности организационной структуры управления...

Организационная структура управляющей системы во многих школах строится по линейно-функциональному принципу, распределительно-контролирующему

проведение мониторинга эффективности применения полученных знаний в учебно-воспитательном процессе

Похожие статьи

Сущностные особенности управления современной...

Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы.

Система управления инновационным развитием ссуза

Управляющая подсистема (субъект управления) вырабатывает цели и осуществляет соответствующее воздействие на управляемую подсистему. Управляемая подсистема принимает команды управления и в результате между двумя подсистемами циркулирует...

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебновоспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель...

Воспользовавшись определениями структуры управления из [8], сформулируем: структура организационной системы управления — это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Менеджер учебно-воспитательного процесса — руководитель учебного учреждения (директор, зам. директора), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников [5. с.111].

Административно-организационные основы информатизации...

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт». Автор: Иценко Виктор Владимирович.

Матричная структура управления как основа системы...

В новых условиях организационная структура управления организацией требует совокупности управленческих связей между институциональными элементами системы управления, которая бы характеризовала состав и информационные взаимосвязи, как отдельных исполнителей, так...

Особенности организационной структуры управления...

Организационная структура управляющей системы во многих школах строится по линейно-функциональному принципу, распределительно-контролирующему

проведение мониторинга эффективности применения полученных знаний в учебно-воспитательном процессе

Задать вопрос