Библиографическое описание:

Голубева Р. Ю. Особенности информационного управления учебными заведениями // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 746-749.

В статье рассматриваетсяуправление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управления в системе образования.

Ключевые слова: управление, структура управления, информационный подход.

Постановка проблемы. Сейчас актуально использование информационно — компьютерных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной управленческой деятельности.

Руководители учебных заведений имеют свободный доступ к эффективно организованной и своевременно возобновляемой базы входных документов (законодательное — правовая и директивно — нормативная информация, распорядительные документы, Законы Украины, подзаконные акты), обеспечит существенную экономию времени управленческого персонала, принятия однозначных, а следовательно, и эффективных управленческих решений, что делает невозможным принятия необоснованных решений [3, с.238 -246].

Средства ИКТ могут быть достаточно эффективно использованы на всех этапах и уровнях управления деятельностью учебного заведения. В Украине существует достаточное количество общедоступных информационных ресурсов — источников объективной и своевременной информации.

Основная часть. Управление учебными заведениями является довольно сложным, многогранным процессом, который должен постоянно координироваться и корректироваться субъектами управления адекватно к социально — педагогическим условиям его функционирования и общества. С позиций системного подхода управления профессионально техническим учебным заведением рассмотрим как целостную, открытую, социально-педагогическую систему, которая отвечает всем характерным признакам сложных систем. Наиболее существенные из них: целеустремленность управления, то есть наличие в системе общей цели, которая задается и координируется как во внешних управленческих системах высшего порядка, так и внутренних подсистемах; иерархическая подчиненность сложных систем управления, которая предусматривает согласованность централизованного управления с самоуправлением при одновременной автономности компонентов системы; наличие в системе управления интегративных свойств, которые не присущи ее отдельным составляющим; наличие многих связей между компонентами системы — взаимосвязи компонентов на одном уровне (по горизонтали) и между разными уровнями иерархической структуры управления (по вертикали); наличие сложной взаимосвязи и взаимообусловленности между компонентами системы (включая обратную связь), при которой изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов системы управления; наличие информационных связей между составными частями системы, а также внешних информационных связей с другими метасистемами; критериальность оценивания результативности функционирования системы управления; вариабельность отдельных компонентов и состояние (структура, функции, связи) всей системы управления.

Работа в сфере социального управления всегда связана с изготовлением, формированием, анализом, обработкой, использованием, хранением информации и созданием новых знаний и является предметом и объектом деятельности субъектов управления. Информация дает руководителю представления о состоянии функционирования или развития социально-педагогической системы в любой момент времени (достижение или недостижение поставленных целей); предопределяет выбор модели заведения, стратегии его развития и взаимодействия с социальными учреждениями внешнего социокультурного среды и переведения системы в новое качественное состояние функционирования или развития как следующего шага в достижении поставленной цели [5, с.31–32].

В. В. Борисов, И.Вильш и С. С. Батурин, изучая проблему информационной культуры учителя, обращают внимание на то, что процессы глобализации, которые изменяют идеалы и мировоззрение людей, трансформируют ценности социального статуса и социальных институтов, власти и авторитетов, традиций, обычаев, пространства и времени [6]. Управление осуществляется административно-управленческим звеном организации образования на основе информации о состоянии управляемого объекта, законодательно-правовой, директивно-нормативной, научной и других видов информации социального направления. Если управление по смыслу рассматривается как целенаправленная деятельность, которая предназначена для упорядочения управляющей и управляемой подсистем с целью перевода их в качественно новое состояние функционирования или развития с учетом существующих закономерностей управления, то по форме представляет информационный процесс. Рассматривая управление образования как открытую социально-педагогическую систему, следует отметить, что процессы функционирования и развития системы являются источниками информации. Система является производителем и потребителем внешней и внутренней информации разных видов; через систему трансформируется информация и осуществляется обмен, то есть в системе происходит последовательный ход информационных процессов.

На разных уровнях управления учебным заведением информация разных видов используется субъектами управления в разных формах, с разной периодичностью и целью. Определенные виды информации, необходимые для реализации управленческих функций, производятся в управляемой системе, другие — вне нее. Это предопределяет возникновение специализированной формы людской деятельности, которая связана с изготовлением информации. Результатом информационной деятельности есть информационный продукт (идея, разработка, планы, программы, проекты, услуги и др.).

Управление из позиций кибернетического, систематического и информационный подход представлен на рис. 1.

Рис. 1. Управление учебным заведением как открытой социально-педагогической системой: 1. Субъект управления. 2. Социальная информация, в том числе управленческая информация. 3. Объект управления. 4. Информация о состоянии функционирования управляемой подсистемы. 5. Информация о состоянии внешней среды, которая влияет на систему. 6. Законодательно-правовая, директивно-нормативная информация, научная информация, которая поступает от органов власти, государственных органов управления, научно-педагогических учреждений и других социальных учреждений, функционально или коммуникативно связанных с управлением образования.

Управление социально-педагогическими системами предусматривает наличие подсистем: управляемой — объекта управления и управляющей — субъекта управления. Строя системы, они образовывают самоуправляемую систему, в которой объект управления и субъект управления выступают как взаимосвязанные подсистемы. Необходимым условием эффективного функционирования системы управления является своевременное обеспечение информационных нужд субъектов управления всех уровней иерархической системы управления. Это означает, что управляющая и управляемая подсистемы и внешняя среда непрерывно взаимодействуют на основе прямой и обратной связей с помощью информационных потоков. Нарушение прямой или обратной связи снижает уровень эффективности управления учебным заведением.

Управление — непрерывный процесс, который обеспечивается непрерывностью движения информации. Чтобы руководить объектом или процессом, необходимо иметь объективную информацию о его состоянии, целях, внешних и внутренних факторах, которые влияют на развитие системы, ее ресурсное обеспечение. Объем и содержание информации зависят от соотношения централизации и децентрализации, организационной структуры управления образования, типа учебных заведений, технического оборудования, имеющегося уровня информационной культуры субъектов управления и состава административно-управленческого звена и распределения их функциональных обязанностей, профессионального образования, управленческого и педагогического опыта субъектов управления, количества подчиненных у субъектов управления. Именно это соотношение определяет количество степеней свободы при принятии решений на разных иерархических уровнях управления образования. Объем необходимой информации для руководителей в образовании возрастает при увеличении степени централизации системы управления образованием и, наоборот, уменьшается при ее децентрализации. Продвижение информационных потоков в организационные структуры управления образованием осуществляется согласно уровням его подструктур. Исторически сложились и функционируют в социальных сферах такие типы организационной структуры управления сложными системами: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Все типы структур имеют свои особые продвижения информационных потоков. Поэтому руководителю необходимо упорядочить прямые и обратные потоки информации, ввести систему информационного обеспечения управления с учетом типа и организационной структуры и других названных выше факторов влияния.

В наиболее общем виде архитектура системы информационного управления показана на рис. 2.

Внешняя социальная среда

Рис.2. Архитектура системы информационного управления

С повышением уровня развития научно-технического прогресса увеличивается объем информации, интенсивность и насыщенность информационных потоков в социальной сфере, в частности в учебном заведении.

Выводы. Изменения в системе образования, связанные с появлением и интенсивным развитием новых типов учебно-воспитательных заведений, реформированием управленческих структур и формированием новых экономических отношений, определяют стиль управления руководителей в современных условиях. Управленческая деятельность требует от руководителей постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управление непосредственно связано с информацией, информационными процессами. От степени достоверности и полноты существующей информации зависит эффективность управления.

Итак, роль организации информационных потоков в управлении учебно-воспитательным процессом чрезвычайно важна, ведь информационные потоки становятся объектом деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, а после обработки — предметом, объектом поиска и получения. Польская исследователь И. Вильш убедительно доказала, что труд человека в будущем все больше и больше будет связан с информацией и оперированием нею [7, с. 82].

Создание и использование информационной системы управления учебно-воспитательным процессом позволяет ориентироваться в сложном лабиринте общественных явлений, координировать усилия всех членов коллектива, прогнозировать развитие школы на близкую и отдаленную перспективу, обеспечивать квалифицированный влияние руководителя на формирование творческого педагогического коллектива. Высказанные в данной статье принципы и подходы к созданию комплексной системы информационного обеспечения управления могут служить основой для личностной конструктивной деятельности директора и управленческой команды по созданию своей неповторимой информационно — аналитической системы управления.

Литература:

1.                  Биков В. Ю., Руденко В. Д. Системи управління інформаційними базами даних в освіті. — К., 1996.

2.                  Годин В. В., Корнеев И. К. Информационноео беспечение управленческой деятельності. — М., 2001.

3.                  Калініна Л. М., Дорошенко Ю. О., Лапінський В. В. Інформаційні та комп’ютерні технології як засіб підвищення ефективності управління закладами освіти // Нова пед. Думка. — 2002. — № 3–4.

4.                  Калініна Л. М. Соціально-педагогічна інформація: суть, характерні ознаки та її роль в управлінні школою // Директор школи. Україна. — 1999. — № 3.

5.                  Калініна Л. М., Легкий М. П. Теоретичні засади соціально-педагогічної інформації // Школа на рубежі XXI ст.: управлінський аспект.- К., 2000.

6.                  Борисов В. В., Вільш І., Батурін С. Зміст інформаційної культури вчителя / В. В. Борисов, І. Вільш, С. Батурін // Гуманізація навчально-виховного процесу: зб. наук. пр. — 2011. — № LIV. — С. 20–27.

7.                  Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.

Основные термины: системы управления, структуры управления, субъектов управления, информационного обеспечения управления, функционирования системы управления, управления учебным заведением, системы информационного управления, информационных потоков, организационной структуры управления, субъектами управления, управления образования, уровнях управления, управления образованием, компонентов системы управления, наличие в системе управления, системы управления образованием, иерархической системы управления, системы управления учебно-воспитательным, иерархической структуры управления, уровнях управления учебным

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle