Библиографическое описание:

Борисов В. В., Борисова С. В. Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 732-735.

В статье теоретически обосновано значение профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления учителя технологий.

Ключевые слова: культура профессионального мировоззрения, учитель технологий, трудовая деятельность.

Современный мир невозможен вне границ информации. Расширение технических возможностей обмена информацией интенсифицировало процессы взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризуется свободой и поликультурностью в информационном пространстве. Информационный взрыв породил новые информационные потоки, которые изменяют мир и человека, который должен успевать улавливать эти потоки, чтобы не потеряться в современности и не оказаться в прошлом. Культура профессионального мировоззрения сегодня оказывается в центре внимания многих исследователей, которые осознают проблему потребности в передаче социокультурного опыта и потребности участия в изменениях, которые составляют основу развития, в том числе и личностного. Поэтому в фокусе научного интереса оказались исследования сущности идентификационных процессов и формирования культуры профессионального мировоззрения, что обусловило изложение этого материала.

Возникновение и развитие культуры профессионального мировоззрения связано с усложнением личности, её внутреннего мира, духовно-практической деятельности. Интеграция в ней интеллектуальной, этической и эстетической составляющих не носит механический характер, а предполагает наличие конфликтов, противоречий. Возникновение новых социокультурных реалий в современном украинском обществе способствует переоценке многих духовных ценностей. С духовными ценностями непосредственно связаны мировоззренческие позиции личности, что согласуется с тезисом А. Белых о том, что «…сложная мировоззренческая деятельность — не только характеристика мировоззренческой культуры, но и способ ее существования, возникновения и развития» [1, с. 200]. С этой точки зрения значительная ответственность за формирование мировоззрения членов общества возлагается на педагогов. Соответственно от учителей и педагогов общество ожидает проявления высокого уровня культуры мировоззрения. В связи с этим, оправданно повышенное внимание общества, исследователей и педагогов-практиков к проблеме формирования профессионального мировоззрения будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки.

Особое значение высокая мировоззренческая культура имеет для успешной профессиональной деятельности учителей технологий. В процессе трудовой подготовки осуществляется воспитание личности, формирование трудовых качеств и ориентации на успех в трудовой деятельности. Учитель технологий призван раскрыть перед учащимися глубокое гуманистическое содержание трудовой деятельности, что затруднительно без опоры на устойчивый мировоззренческий фундамент самого учителя. В то же время мы вынуждены констатировать, что между высокими требованиями к уровню развития мировоззрения учителя технологий (обусловленными социальным заказом) и условиями его формирования в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях существует преодолимое противоречие.

На данном этапе в Украине отсутствуют глубокие теоретические разработки, которые бы обосновывали соответствие образовательной отрасли «Технологии» отдельной отрасли знаний [2]. В связи с этим существует несколько подходов к определению содержания подготовки будущих учителей технологий. Первый, технократический подход, характеризуется стремлением к преобладанию инженерных дисциплин и использования методов и средств подготовки, достаточно апробированных при подготовке инженеров машиностроительного производства. Однако по своему содержанию профессиональная деятельность инженера на производстве, по сути, не соответствует профессиональной педагогической деятельности учителя технологий, а, следовательно, слепое копирование подготовки инженеров для формирования учителя технологий некорректно. Своеобразность профессиональной педагогической деятельности делает недопустимым наличие только узкоспециализированной компетентности, потому что профессионализм учителя определяется культурой профессионального мировоззрения и сочетанием профессиональных компетентностей.

Второй, гуманистический подход в определении содержания подготовки будущих учителей технологий представлен несколькими направлениями исследований. Так, например представители научной школы во главе с А. Коберником, стремятся к объединению педагогической и инженерной составляющих подготовки. Бесспорным достижением представителей данного научного направления является использование и популяризация метода проектов.

Другие исследователи стремятся обосновать отдельные составляющие подготовки учителя технологий. С. Борисова, Л. Оршанский разрабатывают проблему реализации образовательного и воспитательного потенциала декоративно–прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя технологий [3, 4]. Целесообразно вспомнить и задуматься над предостережением французского философа К. Леви-Строса о том, что ХХІ столетие будет «столетием гуманитарных наук или его не будет».

Гуманитаризацию в сфере профессиональной подготовки учителя технологии мы рассматриваем сквозь призму художественно-эстетической культуры личности учителя. В этом направлении гуманитаризация побуждает к расширению предметов, связанных с изучением традиционных видов декоративно-прикладного искусства и реализацией в современном производстве идей этнодизайна.

В. Сидоренко в своих работах стремился обосновать направления оптимизации содержания подготовки учителей технологий [5, 6, 7]. Н. Курач в своей работе раскрывает теоретические подходы в использовании явления переноса знаний, умений и навыков в процессе художественной трудовой подготовке будущих учителей трудового обучения и педагогические условия, которые позволяют повысить эффективность такой подготовки [8]. В. Стешенко [9] предлагает содержание образовательной отрасли «Технологии» рассматривать с позиций основных стадий производства и в соответствии с этим строить и подготовку учителей технологий.

Я. Бобылева, исследуя теоретические и методические основы формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки, особое внимание уделяет подготовке будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности. «Содержание подготовки будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности должно базироваться на гуманитарном, философском, психолого-педагогическом, культуроведческом и технологическом образовании, обеспечивать будущему учителю технологий не только соответствующий набор профессиональных знаний и умений, а и техническую образованность, что создает условия для творческого развития» [10].

Однако необходимо отметить, что на данном этапе отдельные подходы к подготовке учителей технологий в недостаточной степени согласуются между собой. Большое количество дисциплин имеют автономный и обособленный характер. Возникает опасность усвоения студентами раздробленных знаний, не представляющих собой целостной системы. В силу раздробленности в мировоззрении студентов с большим трудом складывается понимание специфики профессиональной деятельности учителя технологий. Наиболее общие и методологически значимые представления и концептуальные установки индивида эксплицируются в личностном психологическом плане через его мировоззрение. «Иными словами, культура мировоззрения — это личностная мировоззренческая система, сформированная на основе общечеловеческих, национальных и конкретно-исторических идеалов, ценностей и собственного жизненного опыта, жизненных принципов, позиций и отношений, а не внешние мировоззренческие принципы, предлагаемые человеку, не формальные или фактические моральные требования, а определенный этап смысложизненных исканий, им пережитый, выношенный и прочувствованный» [1, с. 200].

Гуманоцентричная переориентация образования, основными чертами которой являются всеобщность, интегральность, креативность, потребности общества в подготовке учителя технологии, способного к кружковой работы и деятельности по трудовому воспитанию, который, зная основы методики трудовой подготовки, умело проецирует её на парадигму ученика, обусловила возросшее внимание к декоративно-прикладному искусству как источнику обоснования стратегии развития образования. Сегодня все больше высших учебных заведений внедряют учебные курсы, дисциплины, связанные с этнодизайном, различными видами декоративно-прикладного искусства. Такое обращение к декоративно-прикладному искусству и к его творческому и духовному потенциалу обусловлено поднятием на новую ступень философии образования.

Профессиональный аспект мировоззрения связан с формированием концептуальных основ, необходимых для успешной профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, процесс формирования мировоззрения профессионала сопряжен с выработкой конкретной личностью собственной теории философского характера, отражающей существенные черты и отношения к профессиональной сфере.

Многие исследователи указывают на связь мировоззрения и философско-методологических установок личности. В контексте профессиональной педагогической деятельности учителя технологий основу мировоззрения специалиста составляют его философские взгляды на декоративно-прикладное искусство. Методологические и теоретические проблемы, относящиеся к области философии декоративно-прикладного искусства и составляющие ядро профессионального мировоззрения учителя технологий, широко осмыслены в работах Б. Антоновича, С. Борисовой, В. Титаренко, Д. Тхоржевского, Л. Оршанского [3, 4, 11, 12].

Проблема формирования профессионального мировоззрения учителя технологий в процессе его подготовки в высших учебных заведениях является одной из ключевых проблем педагогики высшей школы на современном этапе ее развития. Профессиональное мировоззрение учителя технологий как интегративное явление представляет собой одну из важнейших целей профессионального образования — интеграцию основных профессиональных знаний, представлений, убеждений, идеалов и практического опыта. На основе профессионального мировоззрения происходит объединение основных и специальных компетентностей в единую целостную систему. Профессиональное мировоззрение определяет творческую индивидуальность учителя технологий.

Культура профессионального мировоззрения, как характеристика личностной культуры, может быть представлена как частное выражение культуры в целом. Конструирование культуры профессионального мировоззрения личности требует душевных сил личности, которые связаны с ориентацией на успех в профессиональной деятельности, пониманием, оценкой достижений и переживанием ситуации профессиональной самореализации. Условием формирования культуры профессионального мировоззрения является освоение знаковых, символических систем. Эстетическое развитие человека позволяет достаточно эффективно решать эти задачи. Мы поддерживаем позицию А. Белых, который утверждает: «Атрибутом культуры мировоззрения является развитость эмоциональной сферы личности, а её признаками — умение осваивать символически предаваемую информацию, понимание языка искусства различных эпох» [1, с. 201]. Изучение и осмысление проблем, относящихся к сфере инноваций и декоративно-прикладного искусства, отражение окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства может способствовать оптимизации процесса формирования профессионального мировоззрения будущих учителей технологий. Для культуры профессионального мировоззрения учителя технологий характерно не усвоение готовых постулатов, а свободное творчество. Культура мировоззрения является проявлением индивидуальности и влияет на самовыражение и самореализацию учителя технологий.

Осуществление самовыражения и профессиональной самореализации ставит задачи соотнесения своего места в мире, своей профессиональной педагогической деятельности с предшествующим опытом и вновь возникающими задачами жизнетворчества. Решение жизненных задач без конфликта интересов возможно на основе мировоззренческого осмысления стратегии деятельности и результата.

Культура профессионального педагогического мировоззрения предполагает совпадение культуры и фундаментальных основ личности. Общество XXI века ждет учителя технологий, который имеет психолого-педагогические знания, владеет технологиями декоративно-прикладного искусства, творческим стилем мышления, стремится к постоянному саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Главными чертами учителя технологии должны стать высокий уровень культуры профессионального мировоззрения и глубокий профессионализм.

Литература:

1.         Белых А. С. Мировоззрение студенческой молодежи: проблемы формирования: монография / А. С. Белых. — Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. — 232с.

2.         Постанова від 23 листопада 2011 р. № 1392 Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти // http://www.mon.gov.ua/ua/often-requested/state-standards/

3.         Борисова С. Етнодизайн як феномен сучасної культури / С. Борисова // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2011. — № 3. — С. 25–27.

4.         Оршанський Л. В. Декоративно-ужиткове мистецтво та етнодизайн — традиції i сучасність у художньо-трудовiй пiдготовiцi майбутнiх учителiв трудового навчання / Л. В. Оршанський // Инновационные образовательные технологии. — 2008. — N 1. — С. 77–82.

5.         Сидоренко В. К. Здобутки і втрати трудового навчання в загальноосвітній школі // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми: Збірник наукових праць. У 2-х ч. — Київ-Вінниця: ДОВ Вінниця, 2002. — Ч 1. — С.83–86.

6.         Сидоренко В. К. Стандартизація ступеневої підготовки вчителя трудового навчання // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету: Педагогічні науки. — № 5. — Бердянськ: БДПУ, 2002. — С.5–10.

7.         Сидоренко В. К. Праця і всебічний розвиток особистості // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи: Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тичини. — К.: Міленіум, 2004. — С. 120–132.

8.         Курач М. С. Явище перенесення в художньо-трудовій підготовці майбутніх учителів трудового навчання / М. С. Курач // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2008. — № 1. — С. 29–32.

9.         Стешенко В. В. Система компетенцій в освітньо-професійній програмі підготовки вчителя технологій [Текст] / В. В. Стешенко / Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. Випуск 30: збірник наукових праць / за ред. проф. М. С. Корця. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2011. — С. 193–197.

10.     Бобылева Я. В. Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Я. В. Бобылева // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 532–534.

11.     Антонович Є.А., Захарчук-Чугай Р. В., Станкевич М.Є. Декоративно-прикладне мистецтво. — Львів: 1993.- 272с.

12.     Мусієнко В. Прилучення учнів до національної культури в процесі трудового навчання /В. Мусієнко, Р. Захарченко, В. Сидоренко, Д. Тхоржевський //Трудова підготовка в закладах освіти. — 1999. — N 3, 4. — Книжка в журналі.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle