Библиографическое описание:

Павлова Л. В., Савинова Е. Ю. Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19» // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 815-818.

В основе ФГОС НОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности учащегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Новые стандарты предполагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

-        формирование универсальных и предметных способов действий, атакже опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-        воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-        индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. [1;с.4,п.7]

Концепция и требования стандартов в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

-          системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

-          умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

-          коммуникативных и информационных умений. [1; с.11,п.13]

Согласно п.9 ФГОС НОО в составе основных видов УУД выделяют регулятивные. Практика показала, что наибольшие трудности у педагогов возникают при формировании и развитии у учащихся именно регулятивных УУД. Кроме того, для того, чтобы развивать у обучающихся навыки самооценки, тем самым формируя у них регулятивные УУД, учителю необходимо изменить инструменты контроля деятельности детей — формы и методы оценки результатов их работы, что также является трудностью для учителей.

Для успешного формирования и развития регулятивных УУД у учащихся начальной школы необходимы определенные условия. Прежде всего, педагогу с самого начала обучения ребенка в школе необходимо приучать ребенка планировать действия по решению учебных задач, контролировать и оценивать качество выполняемых действий, характеризовать полученный результат, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки; стимулировать стремление детей к деятельности (для того чтобы…(цель), надо…(действий)).

Кроме того, очень важно ставить перед ребенком задачу оценивания результатов своей деятельности. Предметом оценивания, согласно Стандарта, ставятся учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

Необходимо регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

Сформированность адекватной самооценки — это метапредметный результат, который требует определенной системы работы. Эту работу мы начали с ознакомления с одной из технологий Стандарта — «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в образовательный процесс».

Помимо 5-ти бальной системы мы используем разные системы оценивания: бинарную (+ -), шкалы, «А- я молодец», «Б- могу лучше», «В- надо постараться». Если задание выполнено верно, ребенок на полях ставит букву «А», если допущены 1–2 ошибки — «Б», 3–4 ошибки- «В»).

Данную технологию отрабатывали на внеурочных занятиях (по формированию культуры исследовательской деятельности, где дети оценивали индивидуальную и групповую работу).

Изучили предмет оценивания: планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) по годам обучения (1,2,3,4 кл.) в динамике.

В данной статье мы представляем методику формирования оценки образовательных результатов по теме «Правописание безударных гласных» в процессе текущего контроля. Оцениванию подлежат следующие предметные умения/действия:

-           умение находить орфограмму «Безударная гласная» в словах;

-          умение определять место орфограммы «Безударная гласная» в слове;

-          умение соотносить орфограмму «Безударная гласная» с изученным правилом;

-           умение находить слова с орфограммой «Безударная гласная»;

-          умение группировать слова с одинаковой орфограммой;

-          умение различать слова с неизученными и изученными орфограммами;

-          умение определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю.

Перед тем, как проводить проверочную работу, мы вместе с детьми определяем критерии оценивания их работы. Критериями выступают проверяемые предметные результаты. Обязательное условие: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ и известны детям до выполнения работы. Оценивание, согласно Стандарта, становится только критериальным, (за что «5», «4», «3» –понятно детям!)

Детям раздаются скрепленные листы формата А 4. На первом листе указана тема проверочной работы, две лесенки (прогностическая оценка, и рефлексивная оценка), таблица, в которую дети будут записывать баллы за выполненные задания, здесь же указаны критерии оценивания, количество баллов и соответствующая им отметка. На втором листе представлены задания базового уровня, а третьем листе — задания повышенного уровня.

Проверочная работа начинается с объявления темы, по которой будут проверяться умения/действия.

Перед началом работы проводится прогностическая оценка сцелью определения исходного уровня умений. Прогностическая оценка представлена в виде лестницы, состоящей из трех ступеней:

первая ступень (нижняя) — «Я часто ошибаюсь в написании слов с безударной гласной»;

вторая ступень (средняя) — «Я иногда допускаю ошибки в написании слов с безударной гласной»;

третья ступень — «Я умению писать слова с безударной гласной».

Дети рисуют человечка или смайлик на ступеньке, соответствующей их уровню умений до начала выполнения работы и приступают к самостоятельной работе. На работу детям отводится 20 минут (часы выводятся на экран или интерактивную доску, можно использовать песочные часы, что помогает детям следить за временем и планировать свою работу).

Учащимся представляется возможность выбрать задания базового уровня или повышенного, что обеспечивает соблюдение принципов Стандарта — принцип дифференциации, вариативности и индивидуализации.

Задания базового уровня оцениваются в 7 баллов — это отметка «3», задания повышенного уровня — в 14 баллов — это отметка «5», (при условии, что все задания выполнены верно, если в задании повышенного уровня допущены 1–2 ошибки — отметка снижается). Отметку «4» за проверочную работу можно получить, выполнив все задания базового уровня и 2- 3 задания (на выбор) повышенного уровня или, выполнив часть заданий базового уровня и часть — повышенного.

В первой части — семь заданий базового уровня, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл; во второй части тоже семь заданий повышенного уровня, но каждое уже оценивается в 2 балла.

Следующий этап работы — проверка выполнения заданий по эталону. Правильные ответы выводятся на экран. Если задание выполнено верно, учащийся ставит на полях плюс, если неверно — минус. После того, как задания проверены, учащиеся переводят плюсы и минусы в баллы, заполняя таблицуна первом листе, подсчитывают общее количество баллов и переводят их в отметку.

После выполнения работы проводится рефлексивная оценка. Несколько учащихся (по желанию) выходят к доске и проводят рефлексию: «Я выполнял задания повышенного уровня, т. к. считаю, что у меня сформированы проверяемые умения по данной теме, я умею находить орфограмму «Безударная гласная» в словах; определять место орфограммы «Безударная гласная» в слове; соотносить орфограмму «Безударная гласная» с изученным правилом). Все задания я выполнил без ошибок, кроме пятого. В пятом задании проверялось умение «группировать слова с одинаковой орфограммой».Я выполнял задание, но был невнимательный и одно слово записал не в ту группу. Мне нужно упражняться в умении «группировать слова с одинаковой орфограммой». Я получил 13 баллов, а это отметка «4».

При проведении такой работы у детей формируются регулятивные УУД. Кроме того, получаем положительный эффект: увеличивается количество детей в классе с адекватной самооценкой. А сравнив результаты (баллы) работ по математике и русскому языку, дети пришли к выводу, что наш класс с большей гуманитарной направленностью. Рефлексия помогает нам обеспечить достижение метапредметных и личностных результатов, определенных ООП НОО.

После анализа проверочной работы каждый учащийся четко знает, какие умения у него не сформированы или сформированы не в полной мере и просит учителя подобрать задания для формирования соответствующего умения. Это позволяет ребенку самостоятельно работать над формированием данного умения/действия, учитель обеспечивает сопровождение образовательного процесса.

Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам кроме итогового оценивания использовать формирующее (развивающее) оценивание для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Формирующее оценивание — это оценивание для обучения. Мы вместе с детьми используем данные такого оценивания для того, чтобы решить, как далеко каждый ученик уже продвинулся в своей учебе (какие умения он освоил), куда ему необходимо продвинуться (выявленные умения-дефициты) и как сделать это наилучшим способом. Это помогает учащимся определить индивидуальные образовательные маршруты и постепенно переходить из зоны актуального развития (то, что умеют без помощи учителя) в зону ближайшего развития (пока не умеют выполнять самостоятельно).

Литература:

1.                 Стандарт начального общего образования www.edu.ru/index.php? page_id=5&topic_id...

2.                 Ковалева Г.С, Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2010. 215 с.

3.                 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2009, 190 с.

4.                 Ковалева Г. С., О. Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования — М.: Просвещение, 2011. 120 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle