Библиографическое описание:

Бутко С. С. Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 742-743.

Иностранный язык — едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий целью обучение общению. Общение как вид деятельности человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели.

На деле этого зачастую не происходит, и первым сигналом неблагополучия для учителя становится явная потеря учащимися интереса к иностранному языку. Большое количество учеников видит в нем лишь набор слов и грамматических правил и не воспринимает его как средство общения. И это зачастую свидетельствует о том, что общения на уроке не происходит, или оно происходит, но реализуемые цели и мотивы не стимулируют ученика к общению. Отметки в школе ставятся обычно не за содержание высказывания, а за форму; например «отлично» получает тот, кто произнёс определённое число фраз, правильно оформленных в языковом отношении. В результате школьники порой просто не понимают для чего необходимо учить иностранный язык [4, с. 69].

Известно, что одной из главных тенденций процесса обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. В словаре методических терминов приводится следующее определение понятия коммуникация: «специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия».

В чем же заключается сущность коммуникативного метода?

Известно, что всякий метод преследует определенную цель и должен быть адекватен этой цели. Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению. Говорение — чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.

Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение — это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности. В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт — высказывание. Важно помнить, за счет чего, на основе чего совершается деятельность говорения, т. е. необходимо рассматривать речевую компетенцию как основу [3, с.15].

Рассмотрим говорение как средство общения.

Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения — говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения.

Говорение — суть выражения своих мыслей, это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, так как общение — это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода [1, с.115].

Процесс обучения языку в средней школе занимает довольно продолжительное время (от 6 до 10 лет). Очевидно, что для эффективного овладения языком в таких условиях, необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету. Психология признает, что познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знаниями, умениями и навыками) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способом выполнения и результатом деятельности.

Мотивация — это источник активности, и источник направленности на предметы и явления деятельности, в результате его возникает активность. Проблема мотивации особенно важна при обучении иноязычному речевому общению, характерной чертой которого является отсутствие естественной потребности в коммуникации. Поэтому для учителя иностранного языка столь важна заинтересованность школьников не только и столько в результатах своего учебного труда, сколько в процессе достижения этого результата. На современном этапе развития теории и практики преподавания иностранного языка вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считается одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от того, насколько мотивировано оно в глазах учащихся. Такое наложение является вполне естественным и неоднократно доказанным, так как любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с побудительно мотивационной фазы [5, с.10].

При искусственно созданном общении познавательная активность имеет важное значение. Познавательная активность — необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретно поставленных задач. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, с.73]. В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

Наличие мотива имеет огромное влияние на инициативное участие ученика в изучении предмета. Мотив — это опредмеченная потребность, но предметы потребности могут быть разными. Например, при изучении иностранного языка у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого — обещанная за хорошие оценки награда. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний по отношению к личности, и по отношению к учебной деятельности, во втором же случае мотив по отношению к личности также внутренний, но по отношению к учебной деятельности он внешний. Таким образом, в зависимости от связи мотивов с содержанием и особенностями выполняемой деятельности различают внешние и внутренние мотивы [7, с.60].

Познавательный мотив придает деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для учащегося самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит «бескорыстная жажда познаний». При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями, встающими на пути усвоения. Познавательные мотивы осознаются им, т. к. они являются реально действующими». Такие мотивы в отличие от только «понимаемых» мотивов имеют место тогда, когда созданы условия, позволяющие человеку поставить перед собой цель и действовать для её достижения. Если таких условий нет и соответствующая мотиву цель не поставлена, этот мотив не вызывает деятельность, он создает лишь общую направленность интересов. Поэтому в процессе обучения (в нашем случае иностранному языку) важно создать такие условия, при которых учащийся побуждается осознаваемыми «реально действующими» мотивами. Только в этом случае иноязычные знания и деятельность в целом усваиваются не формально, а осознанно.

Однако для того, чтобы учебная деятельность осуществлялась полноценно, одновременно должны действовать и внутренние, и внешние мотивы. Лишь сочетание внешних и внутренних мотивов образует систему, в которой они, однако, играют неодинаковую роль: внутренние мотивы придают учебным действиям ученика определенный смысл, внешние мотивы (узколичные положительные и отрицательные) в основном являются непосредственным побуждением к действию [6, с. 27].

На разных этапах развития личности могут выступать различные ведущие мотивы. Для учеников младшего школьного возраста ведущим мотивом учебной деятельности обычно является мотив, обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста ведущим может стать, например, мотив, определяющий их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего школьного возраста в качестве мотива учения может уже выступать представление о будущей деятельности, профессии. Этот мотив может придать жизненный смысл деятельности по овладению иностранным языком, если последнюю включить в ведущую деятельность. Но одного этого мотива может оказаться недостаточно для полноценного выполнения учащимися учебных действий, связанных с овладением иностранным языком. В этом случае нужно подключить другие мотивы, например познавательный мотив, связанный с овладением способами действий с материалом, «соревновательные» или узколичные положительные мотивы (награда, поощрение, похвала и т. п.).

Литература:

1.      Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.- М., 1982, с. 239

2.      Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М., 2001, с.416

3.      Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978, с. 154.

4.      Конышева А. В. Современные методы обучения иностранному языку. –Минск.: «Терра-Системс». 2004, с.112

5.      Леонтьев А. А. Психолингвистика // Психологический словарь. Изд. 2-е. — М., 1996, с.276

6.      Маслыко Е.А Бабинская П.К Будько А.Ф Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск Высшая школа, 1992,с.522.

7.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — с.58–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle