Библиографическое описание:

Тлисов А. Б., Татаренко Н. Н. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 552-556.

Встатье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в этой сфере и выявляются недостатки, рассматривается опыт некоторых зарубежных государств и обосновывается необходимость и важность налогового стимулирования.

Ключевые слова:малый и средний бизнес, субъекты малого предпринимательства, малое предприятие, среднее предприятие, налоговые стимулы, налоговые льготы, государственная поддержка.

В настоящее время развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) не только в развивающихся, но и в развитых странах уделяют особое внимание, потому что именно малые и средние предприятия создают основу для устойчивого развития национальных экономик, они быстро адаптируются в постоянно меняющихся условиях. Как известно, именной такой бизнес является самым гибким сектором экономики, что помогает быстро реагировать на изменения на рынке и перестраиваться под них с наименьшими потерями.

Стимулирование и поддержка МСБ особо актуальны на современном этапе развития и существования государств, потому что он оказывает влияние на такие сферы как:

-          социальная сфера, влияние которой заключается в обеспечении занятости части населения, создании новых рабочих мест, росте доли экономически активного населения, улучшении условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;

-          финансовая сфера, которая связана с финансовым самообеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;

-          бюджетная сфера, предполагающая поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;

-          экономико-стимулирующая сфера, которая связана с увеличением числа собственников, конкурентным отбором эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; созданием конкурентной среды для других форм бизнеса;

-          инновационно-инвестиционная сфера, которая очень актуальна в наши дни и связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенной стимуляцией эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков [9, С. 44].

Россия является отстающей страной по показателям уровня развития МСБ. Она значительно уступает странам-лидерам, таким как США. Для того чтобы показать уровень развития такого рода бизнеса в России приведем статистику. Доля в ВВП — 21 %, в общей численности занятых — 23,4 %, в общем количестве предприятий — примерно 40 %. Доминирующее положение у предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей — 45,8 % и недвижимостью — 18,6 %. К большому сожалению, лишь 0,8 % малых и средних предприятий в России являются инновационными [4]. Это говорит о том что, государству нужно обратить внимание на развитие инновационного сектора экономики, т. к. этот сектор может вывести Россию в число ведущих мировых держав.

Бесспорным лидером в мировой экономике по развитию МСБ является США. Об этом свидетельствуют следующие показатели: доля МСБ в ВВП составляет 52 % (5,6 трлн. долл.), в общем количестве действующих предприятий — 97,6 %, в общей численности экономически активного населения — 50,6 %, ориентированных на экспорт более 30 %, инновационных 55–60 % [10]. Последний показатель наглядно подтверждает статус США — ведущей иновационно-развитой мировой державы.

Российский опыт налогового стимулирования МСБ.

Одним из важных направлений государственной налоговой политики современной России можно считать установление баланса между государством и налогоплательщиком. Со стороны государства необходимо формирование такой налоговой системы, которая могла бы дать возможность для развития МСБ, снижая налоговую нагрузку [5, С. 42].

Основным документом, регулирующим, отношения между государством и субъектами МСБ в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а главным законодательным актом, который относит организации к субъектам МСБ, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [13].

В НК РФ нет определений таких понятий, как «малое или среднее предприятие» и «субъект малого или среднего предпринимательства». Исходя из этого, нужно отметить, что никаких особенных условий налогообложения нет, в том числе налоговые льготы для МСБ не установлены, хотя в нем указаны особые нормативно-правовые положения, направленные на стимулирование МСБ в России [6, С. 39]. Можно выделить следующие нормативно-правовые положения:

-        установление специальных налоговых режимов;

-        введение упрощенных правил налогового учета;

-        введение упрощенной формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам [13].

Необходимо подчеркнуть, что в России развитие налогообложения МСБ шло очень медленно. Наша страна на своем пути развития претерпела много неудач и потрясений. С того момента, как в российском государстве осознали проблему в налогообложении, было принято множество различных нормативно-правовых актов, направленных на поддержку со стороны государства, и, в первую очередь на создание стимулов и предоставление льгот по налогообложению [1, С. 115].

Обстановка в налоговом стимулировании МСБ стала меняться в 90-х гг. двадцатого столетия. В 1996 г. был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в 1998 г. — «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», а в 2013 г. — «О патентной системе налогообложения» [7, С. 131]. Налоговая политика в отношении субъектов МСБ немного изменилась и стала развиваться по двум направлениям (табл. 1). Налоговое законодательство в этот период сделало огромный шаг в пользу малых и средних предприятий.

Таблица 1

Направления налоговой политики в отношении субъектов МСБ [14]

Первое направление

Второе направление

Введение единого налога, что сделало проще ведение системы учета, отчетности и налогообложения:

— на совокупный доход и валовую выручку

— на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Предоставление определенных налоговых льгот, на особых условиях и на определенный срок:

— снижение налоговой ставки

— установление налогового минимума

— налоговый кредит

Принятые государством меры, немного продвинули налогообложение МСБ в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку присутствовали недостатки, которые мешали развитию бизнеса.

Важным шагом по стимулированию налогообложения было введение в 2001 г. в НК РФ раздела VIII «Специальные налоговые режимы».

Специальные налоговые режимы для субъектов МСБ:

1.                   Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН).

2.                   Упрощенная система налогообложения (УСН).

3.                   Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

4.                   Патентная система налогообложения (ПСН) [11].

Нужно отметить, что все эти налоговые режимы оказали влияние на МСБ и создали более стабильные условия для его развития.

В настоящее время действуют два режима налогообложения:

-          общий, установленный для всех субъектов (для МСБ тоже);

-          специальные режимы, распространенные, прежде всего, на МСБ.

Возможности специальных налоговых режимов следующие:

-          заменяют ряд налогов единым налогом;

-          направлены на максимальное упрощение взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами и создание заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов;

-          дают возможность налогоплательщикам по средствам снижения налогового бремени получать экономию;

-          стимулируют развитие деятельности субъектов МСБ [8].

Специальные налоговые режимы стимулируют МСБ на ведение своей деятельности и дают возможность развиваться, а государственный бюджет получает значительные поступления. Но нужно отметить тот факт, что льготное налогообложение может сдерживать перерастание малых предприятий в крупные из-за выгодных условий ведения бизнеса. А это может негативно сказываться на экономике страны. Несмотря на то, что налоговое стимулирование МСБ значительно улучшилось в наши дни, но существует еще некая незавершенность законодательных актов, стимулирующих деятельность такого рода бизнеса.

По мнению авторов, в России понятия МСБ рассматривают в большинстве случаев как идентичные, хотя их следует разграничивать. Средний бизнес это особая категория, которая имеет свои потребности. Очевидно, что политика в отношении этих понятий должна различаться. Для средних предприятий необходимы немного другие налоговые режимы и налоговые льготы. Такие предприятия должны быть одной из стадий развития и перерастания их в крупное. Налоговые режимы и льготы должны быть нацелены на то, чтобы появлялась возможность в эффективном развитии и преобразовании в крупное предприятие.

Зарубежный опыт налогового стимулирования МСБ.

Процесс налогового стимулирования за рубежом можно рассмотреть на примере трех государств таких как: США, Великобритания и Франция. Основополагающий фактор развития предпринимательства в индустриально развитых странах — это государственная поддержка. Важным компонентом в этой системе являются государственные программы по развитию МСБ. Стимулирование бизнеса многогранно и различно в разных странах. Но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, его налоговое стимулирование.

По мнению авторов, развитие МСБ в этих странах идет намного действеннее, особенно в США. США, как отмечалось ранее, является мировым лидером по развитости МСБ. Американские ученые и экономисты отмечают, экономика страны, которая основана на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может быть конкурентоспособной без развитого сектора МСБ [10].

В США не существует определенных налоговых режимов для МСБ. Предприятия, которые зарегистрированы в данной стране, обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли на цели налогообложения. Но как в любой стране с развитой экономикой, в налоговом законодательстве США существует ряд положений о малых и средних предприятиях, которые позволяют сделать процедуру учета и отчетности проще и тем самым стимулируют и облегчают вложения в МСБ [2, С. 36].

Для МСБ в США существуют следующие налоговые стимулы:

1.         Уплата подоходного налога по более низким ставкам. Налоговая ставка в размере 15 %, если годовая налогооблагаемая прибыль 50 000 долл.; если прибыль составляет от 50 000 до 70 000. долл., то применяется ставка 25 %; если прибыль составляет от 75 000 до 10 000 000 долл., то ставка 34 %; если прибыль свыше 10 000 000 долл., то ставка 35 %.

2.         Собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, полученным вследствие прироста капитала, т. е. налоговые льготы применяются к доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий». Под «квалифицированным малым предприятием» понимается предприятие, у которого совокупные активы менее 50 000 000 долл., которое не занимается ни одним из следующих видов деятельности: банковским делом; страхованием; проектно-конструкторскими работами; юридической деятельностью; бухгалтерским учетом или консультирование; добычей нефти и газа; гостиничным или ресторанным делом [2, С. 35].

Во Франции, так же как и в России для МСБ применяются специальные налоговые режимы.

Налоговое законодательство Франции применяет упрощенные и вмененные налоги для МСБ, при этом учитывается величина оборота налогоплательщика [15, С. 180]. Совсем маленькие предприятия заполняют налоговую декларацию и платят налоги по очень упрощенной схеме. К их числу могут быть отнесены физические лица, оборот которых не превышает следующих показателей:

-        для налогоплательщиков, занимающихся торговыми операциями 500 000 франк., не включая НДС;

-        для налогоплательщиков занимающихся оказанием услуг или некоммерческой деятельностью 175 000 франк., не включая НДС.

Так же в налоговом законодательстве Франции для МСЮ предусмотрен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. Под этот режим попадают:

1.                   Налогоплательщики, которые обязаны платить личный подоходный налог, или налог на прибыль.

2.                   Налогоплательщики, годовой оборот которых не превышает следующих пределов:

-          оборот от торговой деятельности — от 500 000 до 5 000 000 франк. включительно, не включая НДС;

-          оборот от оказания услуг или некоммерческой деятельности — от 175 000 до 1 500 000 франк. включительно, без учета НДС;

-          оборот от оказания услуг или некоммерческой деятельности, если налогоплательщик подпадает под действие налогового режима BNC (т. е. только физические лица, оказывающие услуги в индивидуальном порядке) — свыше 175 000 000 франк., без учета НДС [3, С. 5].

Что касается Великобритании, то там нет четкого определения малого или среднего предприятия. Такие предприятия, как правило, подчиняются тем же правилам расчета и декларирования дохода, как и другие налогоплательщики, хоть и с некоторыми исключениями.

К таким исключениям можно отнести, например, менее строгие требования к отчетности. По законодательству Великобритании предприятия с доходом менее 15 000 фунтов стерл. имеет право заполнять простую налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и деятельности.

Так же предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерл.

Среди налоговых стимулов Великобритании можно выделить временные льготы, которые вводятся на определенный период времени.

Например, до марта 2003 г. действовала налоговая льгота для малых и средних предприятий, которые приобретали высокотехничную продукцию, такую как компьютеры, современные средства связи, программное обеспечение и т. п. [10].

В 2000 г. в Великобритании был введен такой налоговый стимул, как налоговые скидки на затраты по НИОКР. Целью этого было увеличение инвестиций в эту сферу.

Нельзя не заметить, что в Великобритании существует много налоговых стимулов для инвесторов в акции малых и средних предприятий.

Проанализировав, как проходит налоговое стимулирование в России и в некоторых зарубежных странах, таких как США, Великобритания и Франция, можно сделать вывод, что государство довольно таки серьезно наценено на развитии МСБ. Важно отметить, что во всех этих государствах в меньшей или большей степени при стимулировании МСБ прибегают к налоговому стимулированию. Это говорит о том, что все в государстве тесно взаимосвязано и налоговое законодательство в каждой стране имеет весомое значение.

Таблица 2

Сравнительная характеристика налогового стимулирования МСБ в России и за рубежом (авт.)

Наименование страны

Налоговые стимулы

Россия

Специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН)

США

Уплата подоходного налога по более низким ставкам. Собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий». Применяется прогрессивное налогообложение прибыли. Налоговые льготы предоставляются на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны

Франция

Для малых и средних предприятий предусмотрен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. На 40–50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств

Великобритания

Предприятия с доходом менее 15 000 фунтов стерл. имеет право заполнять простую налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и деятельности. Предприятие освобождается от авансовых платежей, если его годовые суммарные обязательства менее 500 фунтов стерл. Временные льготы, которые вводятся на определенный период времени. Налоговые скидки на затраты по НИОКР. Налоговые стимулы для инвесторов в акции малых и средних предприятий.

По мнению авторов, в зарубежных странах налоговое стимулирование более эффективно, чем в России. В нашей стране понятия МСБ появились значительно позже, и развитие проходило в более быстром темпе, поэтому российскому налоговому законодательству, нужно еще претерпеть множество изменений, которые пойдут на пользу МСБ.

Российским предпринимателям не хватает профессиональных знаний НК РФ и законов. Это и является одной из главных негативных тенденций в развитии МСБ. У руководителей предприятий нет времени разобраться в тонкостях системы налогообложения, а привлечь дополнительные кадры нет возможности. Основные недостатки, которые отличают российское налоговое законодательство от иностранного и тормозят развитие МСБ:

-          минимальное количество налоговых льгот — низкая эффективность использования в интересах МСБ;

-          усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;

-          трудно оспорить в законодательном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.

Чтобы улучшить положение по сравнению с зарубежными странами, несомненно, нужно продолжать совершенствовать систему налогообложения, но и сами налогоплательщики должны повышать свой уровень знаний, который поможет в успешном ведении бизнеса.

Также важно отметить, что России необходимо больше сил затратить на развитие инновационной деятельности, которой в зарубежных государствах уделяют большее значение. Успешное внедрение инноваций — это залог стабильности и успеха предприятия, и, соответственно, увеличение поступлений в государственный бюджет. Необходимо еще раз подчеркнуть, что экономика страны не может развиваться без успешного сочетания МСБ, поэтому эти сектора экономики необходимо поддерживать и стимулировать их развитие. Все это способствует стабильному развитию государства и может привести к становлению России на пьедестал ведущих мировых иновационно-развитых держав.

Литература:

1.         Дорошенков, А. С. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов / А. С. Дорошенков // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 114–118.

2.         Лайченкова, Н. Н. Международный опыт применения стимулов в налоговом праве / Н. Н. Лайченкова, А. В. Клеймиц // Вопросы экономики и права. 2010. № 4. С. 35–37.

3.         Любушин, Н. П. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса / Н. П. Любушин, Р. Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2. С. 2–12.

4.         Малый и средний бизнес в России в 2010 году. Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/a94b9b804d57047cb2acf2bafc3a6fce (дата обращения: 12.12.2013).

5.         Митрофанова, И. А. Инструменты модернизации механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов / И. А. Митрофанова // Финансы и кредит. 2012. № 1. С. 42–48.

6.         Митрофанова, И. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий / И. А. Митрофанова, Ю. И. Волкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 48. С. 39–45.

7.         Митрофанова, И. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы / И. А. Митрофанова, А. А. Эрентраут // Молодой ученый. 2012. № 1. Т. 1. С. 130–135.

8.         Митрофанова, И. А. Потенциал модернизации налога на прибыль в современной России: экономико-управленческие аспекты: монография / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов. Волгоград: Крутон, 2012. 246 с.

9.         Митрофанова, И. В. Институциональное обеспечение стратегического планирования территориального развития в России / И. В. Митрофанова, С. А. Чаркин, И. А. Митрофанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. Т. 11. № 1. С. 43–51.

10.     Морозов, В. А. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В. А. Морозов // Российское предпринимательство. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/8457/ (дата обращения: 15.12.2013).

11.     Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по сост. на 10.06.2013). М.: Омега-Л, 2013. 751 с.

12.     О проблемах и перспективах развития малого и среднего бизнеса: налоговый аспект // Налоговая политика и практика. 2008. № 11. С. 4–8.

13.     О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон. Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779 (дата обращения: 10.12.2013).

14.     Тлисов, А. Б. Зарубежный и отечественный опыт государственного управления процессом инновационного развития / А. Б. Тлисов, И. А. Митрофанова, С. В. Пошелюжный // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 16. С. 19–24.

15.     Финк, Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 177–181.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle