Библиографическое описание:

Оринина Л. В. Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 813-815.

Система подготовки в вузах должна отвечать самым высоким образовательным стандартам, носить универсальный характер, обеспечивать формирование ключевых компетенций специалиста как основы его профессионального мастерства и личностного роста. Вопросы компетентной подготовки активно рассматриваются в современных педагогических исследованиях, где отмечается необходимость повышения общеобразовательной и педагогической составляющих подготовки как залога успешной деятельности выпускников вуза. Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько обучаясь умению и способности транслировать эти ценности в будущей работе. При этом процесс передачи культурных ценностей возможен лишь посредством образовательной деятельности. Основные направления развития современной образовательной политики в России предусматривают процесс формирования эффективной социокультурной среды университета.

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета рассмотрим следующие:

1.         Изучить состояние проблемы развития образовательных компетенций личности на основе сложившихся психолого-педагогических научных подходов.

2.         Раскрыть понятие образовательных компетенций как целевой категории подготовки специалистов в вузе, определить их функции, состав и критерии развития.

3.         Разработать модель обеспечения образовательных компетенций в подготовке студентов вуза.

4.         Выявить педагогические условия развития образовательных компетенций студентов вуза.

Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач:

-          создание системы перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности и организации социальной работы;

-          дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и выработка конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;

-          обучения преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава;

-          организация системы взаимодействия и координации деятельности государственных органов, структурных подразделений вуза, общественных и профсоюзных организаций и участников образовательного процесса по созданию благоприятной социокультурной среды и осуществлению социальной защиты и поддержки студентов, преподавателей и сотрудников университета;

-          развитие системы социального партнёрства;

-          обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыхов студентов;

-          подготовку, организацию и проведение различных мероприятий по всем направлениям воспитательной деятельности: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, социально-психологическому и др.;

-          расширение спектра мероприятий по социальной защите участников образовательного процесса;

-          организация и ведение работы по выполнению социальных программ и проектов;

-          активизации работы института кураторов, совершенствование системы студенческого самоуправления;

-          формирование основ корпоративной культуры. Развитие инфраструктуры студенческих клубов;

-          реализации воспитательного потенциала учебно-научной работы;

-          вовлечения в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства, политики и права, работником других сфер общественной жизни;

-          организация систематических мониторингов состояния социальной и воспитательной работы в вузе;

-          участие в формировании и поддержании имиджа университета. Позиционирование МГТУ как научно-образовательного центра и как центра культуры и просвещения, выполняющего широкие социальные функции.

Для решения задач воспитания в процессе обучения необходимо:

-          стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

-          открывать перспективу роста студента, опираться на положительные качества его личности;

-          учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

-          добиваться раскрытия социокультурного потенциала данной профессии и приобщения к нему студентов.

В качестве основных аспектов формирования социокультурной среды университета выступают следующие.

-          Социокультурный: предполагает реализацию мероприятий по созданию благоприятных условий в вузе для развития социокультурной среды через деятельность ХЭС вуза;

-          Мультикультурный: предпологает освоение инновационных форм межкультурного сотрудничества, интеграцию в мировое студенческое сообщество, через деятельность подразделения отвечающего за международную деятельность и СНО МГТУ;

-          Лингво-культорологический: предполагает погружение студентов в поликультурную языковую среду, ликвидацию пробелов языковой подготовки — реализуется через деятельность лингвистического центра МГТУ, возможность зарубежных стажировок, преподает освоение новых программ по обмену культурным опытом студентов.

-          Технологический: предполагает выявление алгоритма по реализации основных мероприятий социокультурной и воспитательной направленности.

Технология реализации программы воспитательной деятельности в вузе включает в себя:

-          формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и преумножение традиций вуза;

-          организация работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

-          организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания;

-          информационное обеспечение студентов через наглядные и иные средства информации;

-          внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

-          научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания.

В вузе социально-воспитательная деятельность ведётся по таким направлениям, как:

-          Организационное направление;

-          Дидактическое направление;

-          Информационно-просветительское направление;

-          Учебно-методическое, научно-исследовательское направление;

-          Эколого-валеологическое направление;

-          Гражданско-правовое и патриотическое направление;

-          Культурно-досуговое направление;

-          Традиционно-символическое направление;

-          Социально-профилактическое и социально-реабилитационное направление.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности. Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в университете ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

В вузе созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старостаты, культорги, студенческий профсоюз, волонтеры решающие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, вопросы трудоустройства, межвузовского обмена, быта студентов

Студенты МГТУ активно участвуют в таких проектах, направленных на развитие управленческих навыков студентов, их адаптации к послевузовской среде в рамках Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления: Шествии «3000 шагов к здоровью» в рамках Областного Дня трезвости; Акция «Жизни — Да!»; Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»; Молодежном Форуме «Моя инициатива в образовании» в РГПУ им. А. И. Герцена; акции «Молодежная среда как фактор противодействия экстремизму»; Всероссийском конкурсе «Студенческий актив»; Международном лагере-семинаре студенческого актива «Ступени»; Рок — фестивале и др.

Для углубления практической направленности образовательного процесса реализуется программа взаимодействия с работодателями. Большое внимание в вузе уделяется научным исследованиям студентов как основному источнику формирования профессиональных компетенций продвинутого и высокого уровня. Работает студенческое научное общество. Ежегодно на базе вуза проводятся Международные конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, олимпиады по специальностям, Всероссийские конкурсы дипломных работ по ряду направлений. Издается сборник тезисов докладов по студенческой конференции. Студенты активно участвуют в конкурсах различного уровня, представляя свои научные и творческие работы.

В МГТУ созданы условия для творческого развития студентов, развита благоприятная культурная среда. Функционируют кружки: студия современного танца, эстрадная студия, интеллектуальный клуб, пресс центр, школа брейк-данса, хореография, студия звукорежиссуры, студия рок-групп, театр-студия, диско-студия, фотоклуб, волонтерское движение, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», клуб «КВН», студ.городок, студ.кураторство, студенческий совет общежитий, студенческий клуб, студенческое научное общество и др.

Разработаны и реализуются такие формы взаимодействия, как церемония «День знаний», «День Первокурсника», «День университета», «День поэзии», «День открытых дверей» и т. д. Традиционно с активным участием студентов проводятся мероприятия: «Конкурс творческих проектов «Шанс» «Студенческая весна», «День пожилого человека», «Новогодний бал», новогодние утренники для детей. В МГТУ издается газета «Студдень».

Литература:

1.      Лешер О. В. Оринина Л. В. Воспитательная работа в техническом университете: Учебно-методическое пособие.- Магнитогорск: МГТУ, 2011.

2.      Резолюция второго Конгресса проректоров по воспитательной работе РФ.- Москва, 2013

Основные термины: образовательных компетенций, развития образовательных компетенций, социокультурной среды университета, компетенций студентов вуза, формирования социокультурной среды, студенческое научное общество, компетенций в подготовке студентов, образовательных компетенций личности, понятие образовательных компетенций, воспитательной деятельности, формирование ключевых компетенций, формирования профессиональных компетенций, воспитательной деятельности студентов, деятельности выпускников вуза, университета средствами воспитательной, творческого развития студентов, аспекты формирования социокультурной, Всероссийском конкурсе образовательных, процесса формирования социокультурной, формирования эффективной социокультурной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle