Библиографическое описание:

Ахмедова Х. О. Целенаправленное и дифференцированное использование педтехнологий — залог успеха // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 722-723.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений избранного пути, общепризнанной является самобытная «Узбекская модель», основанная на пяти фундаментальных принципах развития. Это позволило избежать многих ошибок, наблюдаемых на практике ряда стран, обеспечить прогрессивное эволюционное развитие страны, занять достойное место в международном сообществе.

Эта политика повседневно убеждает народ Узбекистана и мировую общественность своим динамизмом, глубоким социально-философским осмыслением реалий современной жизни, целеустремленность и последовательность в достижении стратегических целей, в ней видится залог мира, стабильности и процветания. [1]

Обращая самое пристальное внимание, в сфере подготовки кадров, осуществляя постоянную заботу и поддержку сферы образования, воспитания совершенного поколения, на каждом этапе развития государства и общества Президент нашей страны ставит конкретные опережающие цели и задачи перед государственными структурами и общественными организациями республики. [1]

Для проведения занятий на основе современных педагогических технологий преподаватель наряду с разносторонним научным мышлением, методическими знаниями и навыками должен обладать способностями выбора и разработки специфических методов и средств педагогического воздействия, умением применять их на занятиях с активностью.

Одним из важных направлений совершенствования содержания обучения является создание условий для развития самообразования, навыков самостоятельного мышления студентов.

Наряду с такими заданиями в учебниках, как составление предложений, текстов, целесообразно применять задания типа:

-     кратко или подробно ответить на вопросы;

-     составить предложения по данным конструкциям;

-     опираясь на вопросы составить рассказ;

-     находить лишнее слово, проверить себя, отвечая на вопросы;

-     продолжить вопросник по теме занятия;

-     продолжить мысль;

-     выразить своё мнение в краткой или подробной форме;

-     выразить противоположное мнение по отношению к высказанному мнению;

-     выразить своё отношение, свою точку зрения по какому-либо вопросу;

-     согласие и частичное или полное отрицание какого-то мнения;

-     указать факты, выражающие причину, условие или результат чего-то;

-     дополнить предложения, написать тезисы текста;

-     пользуясь текстом, дописать формулировку каждого начатого тезиса;

-     составить предложения со словосочетаниями по теме;

-     правильно найти продолжение начатого;

-     ответить письменно одним предложением на вопрос;

-     преобразовать данные словосочетания по образцу;

-     составить эмоционально насыщенные предложения;

-     на вопросы на узбекском языке ответить на русском языке.

Каждый преподаватель, не должен ограничиваться только учебником, должен творчески подходить к проведению занятий. Можно использовать примеры из устного народного творчества, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, омонимы, синонимы, антонимы и др.

Такие виды работ можно с успехом проводить на занятиях со студентами, изучающими узбекский язык в институте физкультуры. В этих целях очень важно систематически проводить словарную работу. В отличие от традиционных методов обучения они обладают рядом преимуществ. Особенно эффективны упражнения со спортивными терминами на разные виды спорта по разным интерактивным технологиям.

Например:

-       напишите виды спорта, используя технологию «Знакомство»;

-       при помощи технологии «Кластер» опишите слово удар;

-       при помощи технологии «Кластер» напишите такие виды спорта, которые не входят в список олимпийских игр;

-       при помощи технологии «Кластер» напишите такие виды спорта, которые входят в список олимпийских игр;

-       при помощи технологии «Кластер» напишите термины, касающиеся к слову борьба;

-       при помощи технологии «Кластер» напишите термины, касающиеся к конному спорту;

-       при помощи технологии «5,6,7 –ой лишний» подберите слова, относящиеся к спортивной психологии;

-       при помощи технологии «5,6,7 –ой лишний» подберите слова, относящиеся к спортивной медицине;

-       при помощи технологии «5,6,7 –ой лишний» подберите термины, относящиеся к дзюдо;

-       при помощи технологии «5,6,7 –ой лишний» подберите термины, относящиеся к тяжёлой атлетике;

-       при помощи технологии «Видео загадка» найдите и опишите ошибку игрока;

-       при помощи технологии «Видео загадка» найдите данный вид спорта и термины, относящиеся к этому виду спорта;

-       при помощи технологии «Видео загадка» ответьте на вопросы судьи, рефери;

-       при помощи технологии «Видео загадка» напишите название предметов, которых вы видите;

-       при помощи технологии «Пинборд» за две минуты напишите, какие спортивные инвентари используются по художественной гимнастике;

-       при помощи технологии «Пинборд» устно назовите термины, относящиеся к баскетболу;

-       при помощи технологии «Пинборд» устно назовите 10 терминов относящиеся к гандболу;

-       при помощи технологии «Пинборд» устно назовите 15 вопросов касающиеся спорту.

Сущность и содержание методических предлагаемых педтехнологий имеют определённые функциональные характеристики, учет которых позволит целенаправленно и дифференцированно использовать их максимально по назначению.

В результате внедрения обновлённых принципов педагогического мышления и творчества в образовательном процессе коренным образом изменились цели обучения: наряду с обучением, формированием и совершенствованием необходимых умений и навыков необходимо воспитывать у студентов способность получать удовольствие от восприятия художественного слова, терминологических слов по своей профессиональной направленности. А также развивать у них навыки самостоятельного мышления, коммуникативной грамотности, развивать эстетический вкус, повышать читательский уровень, превратить чтение художественной литературы в духовную потребность.

Для эффективного усвоения информации необходимо давать её студентам в виде:

-       разных игр;

-       объявления конкурса;

-       соревновательного показа;

-       не принудительного напоминания;

-       эмоционально-интересного объяснения;

-       игровой консультации;

-       спортивной ориентировки;

-       очень нужного совета;

-       деловой игры;

-       ролевой игры;

-       электронной информации;

-       телевизионной викторины;

-       неаудиторной работы;

-       мини театральной сценки;

-       занимательного кружка;

-       блиц-опроса;

-       журналистского опроса.

Надо всё время заинтересовывать студентов, вдохновлять, необыкновенным подходом объяснения занятий, поиском оптимального варианта методологии, но при этом не забывать соответствующую образовательную специфику, которая стоит перед каждым педагогом.

Без творческого мышления и инновационной деятельности педагогов высшего образования сегодня добиться каких-то максимальных результатов трудно.

Подводя итоги обсуждаемых материалов исследования, можно отметить, что при постоянном строгом соблюдении принципов неразрывности, преемственности, систематичности, практичности, доступности, лёгкости, разносторонности подхода и применения вышеприведенных методических приёмов отработки различных педагогических технологий с учетом знаний и интересов студентов можно обеспечить достижение максимального результата.

Литература:

1.                  Сейтхалилов Э. А. Национальная программа по подготовке кадров: базовые цели и современные акценты. Т.Ўзбекистон Республикаси Олий ва ўрта махсус таълими вазирлигининг илмий-услубий журнали. Таълим муаммолари. 2/2011 С. 3–8.

2.                  Айходжаева М. С., Ахмедова Х. О. Русско-узбекский тематический словарь спортивных терминов. I-II части. Т.: Lider Press, 2010. С.143–140

3.                  Ахмедова Х.О Интерфаол усулларда талабалар оғзаки нутқини ўстириш учун топшириқлар. Жисмоний тарбия таълими йўналишидаги ўқув муассасаларининг ўзбек тили педагог-ўқитувчилари учун услубий қўлланма.Т. ЎзДЖТИ, 2011 й. 100 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle