Библиографическое описание:

Ажиев К. О., Досмаханова Р. А. Роль литературы о войне в нравственном воспитании // Молодой ученый. — 2014. — №1.2. — С. 73-75.

Сегодня, когда пересматриваются ценности, когда рушатся старые идеалы, остро стоит вопрос о формировании нравственного ориентира современной молодёжи. Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Известно, что словесное искусство, как наиболее духовная область человеческой деятельности, обладает огромными воспитательными возможностями. Оно учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу, а, в конечном счёте, способствует выработке нравственной жизненной позиции и обретению истинных ценностей. Безусловно, среди многочисленных художественных творений в плане эстетического воздействия и этического воспитания высоких гражданских чувств особое место занимают произведения, написанные на тему Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Отразившись в произведениях разных жанров, она оказала существенное влияние на развитие всей последующей литературы и во многом определила направление творческих поисков писателей и поэтов. В современной исследовательской среде бытует мнение, что «именно война спасла нашу литературу от окончательного загнивания, сбила уже окостеневшую шкалу навязанных ей лжеценностей». [1, с. 80] Писатели и поэты отходили от догм социалистического реализма и создавали подлинные шедевры искусства. О войне и мире, о жизни и смерти, о боли и разлуке невозможно было писать, следуя политическим и идеологическим установкам. 

 В 1930-1940-ые годы прошлого века советская литература была представлена сельскохозяйственными и производственными романами, создававшимися по специальному заказу. Массовые репрессии и эмиграции также обеднили отечественную словесность. Поэтому произведения о войне «оздоровили» литературу и внесли в неё общечеловеческое содержание. Отечественная война сформировала целое литературное поколение, наделив его подлинным ощущением истинных ценностей. Одним из ведущих жанров, отразивших и смятение, и отчаяние, и страстную готовность к сопротивлению, и веру в конечное торжество справедливости, стала лирика. Поэты Д. Бедный, С. Маршак, Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Прокофьев, А.Твардовский, С. Михалков, А. Ахматова, А. Сурков, А. Жаров, М. Лисянский, А. Фатьянов, Я. Долматовский и др. в своих произведениях создали поэтическую летопись, отразившую как важнейшие события жизни тыла и фронта, так и переживания человека, оказавшегося в эпицентре идеологических и нравственных катаклизмов эпохи и ощущающего себя ежеминутно на грани бытия и небытия.

Однако развитие литературы о войне было остановлено известным постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах   «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 года). Писатели и поэты вновь оказались в ситуации регламентации творчества. О том, как строго карались отступления от установленного канона, свидетельствует печальная судьба переписанной заново А. Фадеевым романтической повести «Молодая гвардия». Рукопись «Жизни и судьбы» В. Гроссмана была изъята у автора как преступная и увидела свет спустя 27 лет. Трилогия «Живые и мёртвые» К. Симонова, не принятая охранительной критикой, позже принесла автору высшую государственную премию. В такой сложной культурно-исторической обстановке литература послевоенных лет, представленная произведениями 50-90-х годов прошлого века,  пытается осмыслить пережитую народом трагедию. Художники стремятся дать глубокий анализ событий, всесторонне раскрыть причины побед и поражений и показать их нравственные истоки, создать правдивые картины фронтового быта, объяснить особенности психологии человека на войне. При всей широте тематического диапазона литературы о войне в ней прослеживаются три основные темы: человек и война, человек на войне, война и мир. В произведениях поднимаются нравственные и философские проблемы: смысл человеческой жизни, цена победы, цена подвига, истинный и ложный героизм, нравственный выбор человека и др.

Особым явлением  в литературном процессе ХХ века стала лейтенантская проза, представленная романами и повестями Ю.Бондарева («Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег»), повестями Г.Бакланова («Пядь земли», «Июль 1941 года», «Навеки девятнадцатилетние»), повестями К.Воробьёва («Убиты под Москвой», «Крик»), романом А.Ананьева «Танки идут ромбом», повестью В.Курочкина «На войне как на войне». Авторы названных произведений – это лейтенанты, отразившие в своём творчестве военную действительность, увиденную  и пережитую ими. Лейтенантская проза, развивавшаяся в условиях идеологической диктатуры, утверждала правду о том, что величайшей ценностью в мире является человеческая жизнь.

Одним из творений на тему войны, которое пробуждает в читателе Добро, Милосердие и Сострадание, является небольшой по объему, но чрезвычайно емкий по содержанию рассказ М. Шолохова «Судьба человека».  В его основе лежит реальный факт - встреча писателя в 1946 году с неизвестным шофёром, который рассказал ему о своей жизни. Через десять лет  писатель воплотил свой замысел. Возможно, эпизоды, связанные с темой фашистского плена, а также незаметность подвига обыкновенного человека явились причиной многолетнего молчания автора. Рассказ представляет собой монолог-исповедь Андрея Соколова, прошедшего войну. Великая Отечественная война сыграла роковую роль в жизни героя, характер его поворачивается своей героической стороной. Причем ему присуща та форма «незаметного» героизма, лишенного внешней показной стороны, которая заставляет человека совершать подвиг как что-то естественное, обыденное. Так, герой выполняет ответственное и сложное задание с твердым убеждением, что иначе нельзя, «должен проскочить и баста».

Андрей Соколов не приемлет человеческую подлость и низость. Поэтому в нем вызывает негодование предатель, готовый выдать фашистам своего командира. Соколов решительно расправляется с таким подлым человеком. Один из наиболее важных эпизодов рассказа - это нравственный поединок Андрея Соколова с Мюллером. Здесь с большой наглядностью раскрывается огромная сила духа и выдержка героя. Соколов выходит победителем в психологическом поединке. Он отказывается выпить за победу врага. В такой форме герой утверждает свою независимость и чувство собственного достоинства. Психологически достоверно передано состояние героя в предсмертные, как он думал, минуты. Мелькает мысль о жене и детях. Далее он концентрирует все свои силы и чувства на единственном желании - достойно встретить смерть: «…стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно». [2, с. 288] Данный эпизод исподволь раскрывает силу духа героя. Соколов достойно выдерживает нравственный экзамен. Этот обыкновенный  и, на первый взгляд, ничем не приметный человек в критические моменты жизни раскрывается как волевая и сильная личность. Он с честью и достоинством выходит из сложных ситуаций. Неожиданным событием, благодаря которому вновь раскрывается душа Андрея Соколова, оказывается встреча с маленьким обездоленным войной человеком, мальчиком-сиротой. Личная трагедия преодолевается любовью. Соколов, потерявший в годы войны всех своих родных (жену, дочь, сына), возвращается к жизни и обретает себя в заботе о ребенке. Человек прошел войну, видел трудности и смерть, лишился семьи, но, не смотря на все эти суровые перипетии   судьбы, не ожесточился, не очерствел душой и  остался человеком. В его сердце нашлись тепло, любовь и милосердие к бездомному сироте.

Герой-панфиловец Бауыржан Момышулы как-то заметил: «Я прошел войну. Видел как гибли солдаты. Видел, как немцы при отступлении зверски убивали стариков и детей. <...> Я часто думал, что такие картины могут ожесточить наших воинов; боялся, что очерствеют их души. Нет, к счастью этого не произошло. Именно наши солдаты, рискуя собой, спасли народы мира от фашизма». [3, с.13] Глубокие размышления Момышулы о нравственной силе солдатов-воинов подтверждаются судьбой шолоховского персонажа. Тема разоблачения, осуждения фашизма сочетается в рассказе «Судьба человека» с темой гуманизма, утверждения величия человека, неисчерпаемости его душевных сил, его высоких нравственных качеств,  человечности, которую не смогла сломить даже война. Человек сохранил живую душу вопреки всей античеловеческой сущности войны. Гуманизм рассказа М. Шолохова не только в сочувствии к трагической судьбе человека, но также в утверждении нравственной силы, величия и красоты человека, выстоявшего под ударами войны. В своем герое писатель раскрывает лучшие черты характера: самоотверженность, храбрость, чувство собственного достоинства, огромную силу духа, доброту и отзывчивость.

В «Судьбе человека» на широком фоне огромных по значению исторических событий изображается история одной человеческой жизни. Но судьба и характер героя рассказа Андрея Соколова при всей конкретности их изображения обобщаются. Это проявляется уже в самом названии («Судьба человека»), которое можно трактовать и как судьбу конкретного человека и как обобщённую судьбу народа, пережившего войну. Мотив выдержки и стойкости проходит через весь рассказ. Характер Андрея Соколова становится символом несгибаемой силы, мощи, нравственной чистоты и бескомпромиссности человека вообще; залогом торжества доброго начала над любыми  античеловеческими  силами. Люди, подобные Андрею Соколову, способны выдержать любые испытания. Но слишком дорого  куплена их нравственная победа. Поэтому по щеке пожилого, поседевшего за годы войны мужчины (автора- рассказчика) бежит «жгучая и скупая мужская слеза».

Таким образом,  произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен, заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах (о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти). Литература о Великой Отечественной  войне - дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу, доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем  мире -  Добро, Милосердие и Сострадание.

Литература:

1.    Дмитриенко С. Что такое «современная русская литература»?  // Сб: Я иду на урок литературы. Современная русская литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя.- М.:  Первое сентября, 2001 - С. 5-14.

2.    Шолохов М. Судьба человека. // В кн : Шолохов М. Рассказы. - Ленинград:  Художественная литература, 1983. - С. 271-300.

3.    Серікбаев Қ. Біздің Бәуке! // Қазақ әдебиеті. – 2005. - 8 сәуір.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle