Библиографическое описание:

Ходыкин И. М. Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 266-267.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти [1, с. 246], однако они так же обеспечивают защиту прав потребителей в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, посёлка, села и т. п.).

Полномочия органов местного самоуправления предусмотрены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», и реализуются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 44 Закона «О защите прав потребителей», органы местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, даче консультаций по вопросам защиты прав потребителей, по обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Для реализации этих полномочий они вправе при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) [2, 87–90] ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закон «О защите прав потребителей» определяет формы взаимодействия между муниципальными органами и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Он выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом обнаружение указанных обстоятельств является практически возможным в результате проведения проверочных мероприятий по жалобам граждан, направляемым в органы местного самоуправления.

В то же время местные органы по защите прав потребителей, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, не наделены никакими контрольными функциями.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют как с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями потребителей.

Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:

1)      в работе координационных советов по защите прав потребителей;

2)      в разработке региональных программ по защите прав потребителей;

3)      в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;

4)      в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и др.

С целью создания оптимального кадрового баланса структур по защите прав потребителей органов местного самоуправления, а также обеспечения единой системы управления потребительским рынком Белгородской области, департаментом экономического развития области в 2007 году был разработан стандарт организации управления потребительским рынком на территориях муниципальных образований, обеспечивающий необходимую численность кадрового состава служб, курирующих потребительский рынок.

Исходя из основных социально-экономических задач, стоящих перед правительством области и органами местного самоуправления по повышению уровня и качества жизни населения области, в каждом муниципальном образовании сформированы соответствующие структуры — отделы по защите прав потребителей местных администраций.

Кроме этого, на территории всех муниципальных образований области действует система уполномоченных по защите прав потребителей — в 311 населённых пунктов. Специалисты из числа сотрудников сельских администраций осуществляют первичную консультативную помощь населению по защите их потребительских прав непосредственно по месту их жительства. Основная задача, стоящая перед уполномоченными, заключается в выявлении нарушений законодательства и информировании районных администраций в целях принятия мер по их устранению.

В рамках выполнения Стратегии развития региональной системы защиты прав потребителей Белгородской области на 2011–2020 годы, утверждены показатели эффективности работы органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.

К целевым показателям эффективности ее выполнения относятся:

1.         Рост потребительской активности граждан на 5 % по отношению к базовому показателю.

2.         Удельный вес потребительских обращений, урегулированных в досудебном порядке, — более 80 %.

3.         Создание действующей системы уполномоченных по защите прав потребителей во всех сельских поселениях области — не менее 50 % от общего их числа.

4.         Увеличение ежегодного темпа роста эффективности деятельности единых общественных приемных по вопросам малого бизнеса и защите прав потребителей (далее — ЕОП) на 5 % по отношению к базовому показателю.

5.         Увеличение удельного веса обученных работников торговли и общественного питания более чем на 10 % от общего их числа.

6.         Сохранение удельного веса устных обращений граждан в общем количестве обращений на уровне более 65 %.

Однако, несмотря на проведенную работу, в функционировании системы защиты прав потребителей Белгородской области имеются проблемы.

Прежде всего, требуется искоренение дублирования контрольных органов, борьба с превышением полномочий многими контролерами, устранение чрезмерного количества проверок контролирующими органами. Необходимо провести работу по практической реализации требований недавно вступившего в действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [3, № 155–156]. Также необходимо разработать нормативные документы по взаимодействию контрольных органов и общественных организаций потребителей.

Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях, без широкого просвещения населения. Это направление потребительской политики развивается все больше, хотя и недостаточно. Здесь необходимо сосредоточение усилий всех органов и организаций, занимающихся защитой прав потребителей, средств массовой информации, сферы образования, культуры, социального обслуживания, найти способы преодоления узковедомственных интересов и межведомственных противоречий.

Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой в Белгородской области. Есть успехи во взаимодействии небольшого количества органов местного самоуправления и обществ потребителей. Достаточно широко, пожалуй, развиваются только отношения между территориальным управлением Роспотребнадзора и контрольными органами.

Литература:

1.      Золотухина Т. А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г.

2.      О взаимодействии органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. — 2005г. — № 3.

3.      Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)» (ред. от 30.12.2006г., с изм. 22.12.2008г.) // Российская газета. — 2001г. — № 155–156.

Основные термины: прав потребителей, местного самоуправления, защиты прав потребителей, органов местного самоуправления, защите прав, защите прав потребителей, «О защите прав, Полномочия органов местного, системы защиты прав, прав потребителей Белгородской, органы местного самоуправления, прав потребителей органов, потребителей Белгородской области, исполнительной власти, прав потребителей в пределах, прав потребителей органы, имущества потребителей и окружающей, потребителей и окружающей среды, в защиту прав потребителей, прав потребителей местных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle