Библиографическое описание:

Соатова Г. К. Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 575-576.

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя в сфере профессионального образования.

The ways of the solution of teachers’ preparation problem meeting requirements of modern educational process are considered in given article. Also, developed model process of the organization, realization of the educational process directed on formation and development of future teacher’s pedagogical skills in sphere of the professional education is observed.

В связи с увеличением потока информации, ускорением процесса развития науки, изменением техники и технологии происходит определенное «старение» психологической и методической подготовки преподавателя. А это, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей. Также актуальным является обеспечение интеграции педагогических и специальных предметов в практику выпускных квалификационных работ студентов.

По моему мнению, педагогическое мастерство — это проектирование, эффективная организация, управление, контроль, оценка результатов учебного процесса и технология его реализации, а также предвидение проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в педагогическом процессе и методика готовности к их решению.

Педагогическое мастерство будущего преподавателя профессионального образования должно формироватьcя не только при изучении групп педагогических, но и общеобразовательных, обще профессиональных и специальных дисциплин, а также при прохождении педагогической практики и выполнении выпускных квалификационных работ. [1] По нашему мнению, педагогическое мастерство особенно формируется и развивается при преподавании дисциплины “Методика профессионального образования”.

Точные учебные цели. Точные цели относятся к процессу обучения каждой темы и к её содержанию, исходя непосредственно из общих целей. Для теоретических, практических и других занятий ставятся точные учебные цели. Точные учебные цели занимают важное место в процессе обучения. Они отражают знания, умения, навыки, которые должны усвоить студенты. Точные учебные цели по теоретическим и практическим занятиям обычно разрабатываются преподавателями предметов. По каждому занятию ставится обучающая, воспитательная и развивающая учебные цели.

Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение. Развивать у студентов способности к изложению учебного материала, самостоятельному поиску и использованию информаций, её аналитическому обзору, логическому обоснованию основных понятий, законов, правил и процессов, созданию и решению проблемных ситуаций. Деятельность учителя направлена на активизацию студентов в процессе обучения, развитию у них самостоятельных и творческих способностей. У студентов должно формироваться умение излагать и объяснять учебную информацию. Они должны усваивать, определять и выделять самую важную информацию из учебного материала. Также у студентов должны формироваться способности самостоятельного составления и систематизации учебного материала, обоснованного решения проблемных заданий. При такой технологии обучения деятельность студента приобретает активный характер, создаётся возможность проявления своего таланта.

Содержание учебного материала. Учебный процесс в высшем учебном заведении должен основываться на технологии полного усвоения учебного материала. По типовой учебной программе учебный материал обязательно должен быть полностью усвоен студентами.

Форма обучения. В процессе подготовки будущего учителя профессионального образования при формировании и развитии у него педагогического мастерства, важное значение имеет выбор форм эффективного обучения, гарантирующих достижение точной цели обучения.

Нами при подготовке учителя профессионального обучения рекомендована форма обучения «работа в группах», которая даёт самые высокие результаты на теоретических, семинарских и самостоятельных занятиях. Особое внимание уделяется форме работы в малых группах (подгруппах).

Форма обучения «работа в подгруппах» — занятие, направленное на изучение учебного материала или выполнение задания в малых группах, что обеспечивает активизацию студентов. По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах. Они имеют возможность обучать друг друга и оценить разные точки зрения. При применении формы обучения «работа в подгруппах» преподаватель имеет возможность экономить учебное время, привлекать обучающихся к изучению темы и оценивать их. Если организовать занятия, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов в подгруппах, то создаётся возможность для каждого студента излагать свои мысли, развивать педагогическую речь, самостоятельно работать, вступать в дискуссии, свободно и критично мыслить.

Технология обучения — это эффективная организация взаимной деятельности студентов и преподавателей для гарантированного достижения учебных целей на основе технологического подхода к процессу обучения. [1] Рекомендуется организовать процесс обучения, направленной на формирование и развитие педагогического мастерства будущих преподавателей на основе личносностно-ориентированной технологии. Технология обучения, ориентированная на личность, требует у преподавателя не только передавать теоретические знания, формировать у обучаемых практические навыки, но и развивать их личностные качества. Это достигается путем «живого» общения между преподавателем и обучаемым. Технологизация процесса обучения даёт возможность студенту самому выбирать и оценивать содержание учебного материала. Разработку технологии обучения необходимо направлять не только на формирование профессионального мастерства, знаний и умений обучаемых, но и на развитие способности своевременного устранения затруднений и проблем, которые могут возникать в процессе преподавания, что требует от преподавателя высокого мастерства преподавания и знания предмета.

В последние годы в педагогической науке и практике большое внимание уделяется применению активных методов обучения, направленных на развитие и активизацию самостоятельной и творческой способностей обучающихся. В настоящее время в учебных процессах применяются более 200 видов методов обучения.. [2] Эти методы обучения внедряются в процесс обучения разными подходами и методиками. В условиях современного обучения требуется применение активных методов, направленных на повышение активности студентов в процессе обучения, развитие их самостоятельной и творческой работы. Предлагаю при проведении занятий, направленных на развитие педагогического мастерства будущего педагога, применение таких активных методов, как мозговой штурм, проблемные ситуации, активное общение, дискуссия, игровые и творческие методы, которые влияют на развитие речи, самостоятельное мышление, развитие интеллектуальных способностей студентов. Конечно, большое значение имеет тот факт, в какой мере студенты посещают или не посещают занятия. Если активность студентов в ощутимой степени невысока, то всякая попытка, предпринимаемая преподавателем, может не дать эффекта в должной степени. Как в таких случаях выйти из положения? В процессе обучения можно применять различные способы. Однако проведение занятий с применением проблемной технологии обучения может устранить те недостатки, о которых говорилось выше. При этом каждый студент должен понять суть урока и преподаватель должен поставить перед ним определенную проблему. В какой степени эта проблема возбудит у студента творческое стремление, конечно, зависит от характера проблемной задачи. При этом каждый студент, зная проблему, стоящую перед ним, должен постараться решить её положительно. А преподаватель, наблюдая за этим процессом, должен давать необходимую консультацию и направление.

Вместо заключения можно отметить, что если педагог не смог правильно оценить свое место в педагогической деятельности, то это неквалифицированный педагог, поскольку педагогическое мастерство зависит непосредственно от самостоятельного обучения, работы и творчества. Таким образом, 90 % успешного проведения любого занятия зависит от правильного проектирования, организации учебного процесса и их реализации через высокое педагогическое мастерство учителя. Вопрос развития педагогического мастерства будущих учителей профессионального образования является актуальной задачей, стоящей перед нашей системой образования.

Данная технология гарантирует достижение запланированных результатов обучения, а это возможно только тогда, когда процесс обучения управляем.

Литература:

1.                  Рашидов Ҳ. Ф., Теоретико-методологические и социально-педагогические основы развития средного специального, профессионального образования в Узбекистане: Автореф. дисс. … док. пед. наук. –Т.: 2005. –47

2.                  Ходжабаев А. Р. Учебно — методический комплекс учителей трудового обучения. –Т.: 1989. — 91 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle