Библиографическое описание:

Апетян М. К. Особенности возникновения рождественских атрибутов в Америке // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 651-653.

В настоящее время, Рождество — наиболее популярный праздник в Соединенных Штатах Америки. Однако изначально обитатели будущих Соединенных Штатов выступали против отмечания этого праздника, так как считали, что он противоречит Священному Писанию. Рождественские традиции в Америке, собственно как и сам праздник, приживалось довольно длительное время. В Массачусетсе в колониальное время Рождество было даже под запретом. Пуритане в Америке одно время старались вместо Рождества сделать День благодарения наиболее главным торжеством. Современные Рождественские традиции были заимствованы у выходцев из Голландии, Швеции и Германии, переселившихся в Америку. В 1870 году Рождество стало официальным праздником в США [2, c.243].

Значительный вклад в популяризацию празднования Рождества принадлежит американским писателям. Так, в 1809 г Вашингтон Ирвинг впервые придумал образ Санты, толстенького добродушного старичка в красных штанах, куртке и колпаке. приносящего детям подарки. Но его Санта ездил не на повозке с оленями, а на лошади. Чуть позже, В 1823 году Клемент Мур, который считается «отцом» американской карикатуры, придумал оленей и повозку для своего произведения «Ночь перед Рождеством». Он же придумал сделать Санте мастерскую [1, c. 132].

Первые упоминания о прообразе Санта-Клауса, Святом Николасе, встречаются в 4-ом веке. Старец обладал необыкновенной добротой, щедростью и любовью к детям. Считается, что его останки после смерти были тайно перевезены в Европу, где святой стал настолько популярен, что день 6 декабря был официально объявлен католической церковью как день Святого Николаса. В Голландии этот день стал особенно популярен, именно там со временем Святой Николас стал зваться Синтерклаасом. В 17-м веке голландские переселенцы привезли его в Новый свет, где его стали называть Санта-Клаусом.

Имена северных оленей, которыми управляет Санта-Клаус, были придуманы в 1823 году, когда была написана песенка «Ночь перед Рождеством». В ней Санта обращается к своим оленям — Дэшер (Потрясающий), Дэнсер (Танцор), Кьюпид (Купидон), Виксен (Злобный), Прэнсер (Гарцующий), Комет (Комета), Дандер (Болван) и Бликсем (Молниеносный). Однако в 1939 году копирайтер Роберт Мэй придумал оленя Рудольфа, когда один из крупных универмагов города Чикаго готовился к проведению предрождественской рекламной акции, и покупателям было решено дарить красочные буклеты. У оленя Рудольфа был большой красный светящийся нос. Из-за этого Рудольфа сторонились другие олени, однако Рудольф помог Санта-Клаусу найти дорогу в темноте, это помогло вовремя доставить детям подарки. В 1939 году стихи Мэя о Рудольфе разошлись полумиллионным тиражом. В 1949 году эти стихи были положены на музыку, и песенка стала одной из наиболее популярных рождественских мелодий в США.

Согласно американской легенде, Санта-Клаус оставляет детям подарки, пробираясь через дымоход. Даже отсутствие дымохода не может помешать Санта-Клаусу радовать детей, поэтому в каждом доме принято развешивать носки для подарков, которые являются еще одним атрибутом Рождества в Америке [3, c. 327].

Каждое Рождество Североамериканское командование аэрокосмической обороны (NORAD) отслеживает передвижение саней Санта-Клауса. Эта структура на протяжении 50 лет также следит за рождественским путешествием Санта-Клауса, хотя ее главной задачей является противовоздушная и противоракетная оборона США и Канады. Дело в том,что 50 лет назад один из универмагов Колорадо по ошибке напечатал телефонный номер NORAD как номер телефона Санта-Клауса в своей рождественской рекламной брошюре. В организацию начали звонить дети, жаждавшие общения с Санта-Клаусом. Не желая разочаровывать детишек, военные взяли на себя обязательство ежегодно следить за Санта-Клаусом и сообщать о его маршруте[2, c. 245].

В настоящее время, рождественская ель является одним из основных атрибутов Рождества. Считается, что рождественские елки попали в США на штыках гессенских солдат, которые на стороне Британской империи воевали с американскими колонистами. В 1777 году они установили елки в своих казармах. Традиционное украшение рождественских елей появилось в Америке благодаря немецким переселенцам в конце 19-го века. Первый приказ доставить елку в президентскую резиденцию отдал президент Франклин Пирс в 1856 году [4].

Изначально ели украшались с помощью конфет, изделий из цветной бумаги или фольги. Также обязательным украшением были яблоки как символ райских садов Эдема. Считается, что украшать елку свечами придумал Мартин Лютер. Согласно легенде, однажды зимним вечером сквозь заснеженные лапы елей он увидел звезды, и красота этого вида настолько поразила его, что Мартин Лютер попытался воспроизвести это зрелище при помощи горящих свечей.

В 1924 году в Вашингтоне было выращено первое национальное рождественское дерево. С того времени по традиции президент Соединенных Штатов каждый год торжественно зажигает огни на этом дереве. Первые леди США традиционно выбирают тему украшения главной рождественской елки. C 1964 года Конгресс США также устанавливает свою елку, огни на которой традиционно зажигает спикер Палаты представителей [1, c. 221].

Однако в американской истории было время запрета на украшение рождественских елей. Президент США, Теодор Рузвельт, был ярым защитником окружающей среды, поэтому не одобрял ненужную вырубку деревьев. Надеясь на то, что его поступок станет примером для всей Америки, он запретил устанавливать рождественскую елку в Белом доме. Но президента не послушались собственные дети, которые тайно установили и украсили рождественскую ель.

Современные американцы очень трепетно относятся к украшению своих домов, улиц, магазинов, так как считают, что Рождество должно быть самым весёлым и ярким событием в году. В безудержном карнавале красок доминируют два традиционных цвета — красный и зелёный. Зелёные ёлки или ветки вечнозелёных хвойных растений, украшаются красными ленточками, фонариками и колокольчиками, которые являются неизменными атрибутами Рождества. На макушках ёлок можно увидеть Рождественского Ангела или звезду [4].

За четыре недели до Рождества верующие люди приносят домой особый венок — «Advent Wreath». В отличие от простых настенных рождественских венков, этот кладут на стол и закрепляют на нём четыре свечи, которые зажигают каждое воскресенье, но не одновременно, а по очереди — сначала одну, потом две и т. д.

Очень часто дома украшают ветками падуба (Boughs of Holly). Глянцевые ярко-красные ягоды и тёмно-зелёные остроугольные резные листья этого растения хорошо вписываются в общую рождественскую палитру.

В дверных проёмах вешают ветки омелы (Mistletoe), перевязанные ленточками. Это особенно нравится влюблённым, так как по обычаю люди противоположного пола, случайно оказавшиеся под омелой, обязаны поцеловаться!

Еще одним атрибутом Рождества в Америке является мятный леденец в форме трости — «Кэнди Кейн» (CandyCane).Первым примером использования Сandy Сane в Америке, для празднования Рождества, стал случай, произошедший в 1847 году, когда немецко-шведский иммигрант по имени Август Имгард повесил леденцы-трости на ветви Рождественской елки [4].

До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В 17 веке рождественский леденец начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски. Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос — это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J, с которой начинается имя Jesus. Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Иисуса Христа, а твердость сахара говорит о Его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в Него верит. Три тонкие красные полоски обозначают Святую Троицу, а одна широкая — Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску — зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус — это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение) [1, c.135].

В современной Америке Рождество утрачивает свое христианское значение, праздник становится более светским. Поскольку люди дарят на Рождество огромное количество подарков, то перед праздником разворачивается целая рождественская индустрия: за месяц в магазинах начинаются праздничные распродажи. Пятница после Дня благодарения называется в Америке «черной пятницей». Этот день является для многих выходным, поэтому тысячи людей осаждают прилавки магазинов, чтобы купить подарки на Рождество для своих друзей и близких. Многим людям очень нравится суматоха, которая создаётся вокруг праздника, однако, другие переживают, что у него появился нехороший коммерческий оттенок. Всё чаще можно слышать высказывания: «Christ is the reason for the season» или «Put Christ back into Christmas», что в переводе обозначает «Христос — причина праздника» и «Верните Христа назад в Рождество».

Итогом рождественских празднеств считается традиционный ужин в семейном кругу 25-го декабря, сопровождаемый раздачей подарков. Последующая после Рождества неделя проходит намного тише — у большинства жителей Америки это всего один или два дня выходных.

Литература:

1.                  Бардина, Г. И. Открываем Америку [Текст] / Г. И. Бардина.– М.: Айрис-пресс, 2006. — 224 с.

2.                  Петрухина, М. А. США– история и современность: учебное пособие по страноведению [Текст] / М. А. Петрухина. — М.: Астрель, 2008. — 478 с.

3.                  Письменная, О. А. Окна в англоязычный мир [Текст] / О. А. Письменная.– К.: ООО «ИП Логос», 2004. –544 с.

4.                  Праздники США [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.usatoday.com/ (дата обращения 25.12.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle