Библиографическое описание:

Кужельный А. В. Экспериментальная проверка методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 541-545.

В статье раскрывается суть методики формирования готовности будущего учителя технологий к профессиональному саморазвитию. Анализируется спецкурс для студентов пятого курса «Профессиональное саморазвитие будущего учителя».

Ключевые слова: учитель технологий, профессиональная деятельность, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, готовность к саморазвитию.

Масштабность мировых социально-экономических изменений, их сложность, противоречивость обуславливают рост значимости образования. Общество и технологические изменения в современном производстве предъявляют постоянно растущие требования к подготовке инженерно-педагогических кадров и учителей технологий для обеспечения системы образования высокопрофессиональными педагогами с инженерной подготовкой. Основным критерием при этом выступает уровень готовности специалиста и качество его подготовки к профессиональной педагогической деятельности, по мнению В. В. Борисова и Д. А. Тхоржевського, характеризуется наличием учебной, воспитательной, методической и исследовательской составляющей. Одной из современных тенденций развития образования, что предопределяет подготовку специалиста, является способность к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе получения профессионального образования будущий учитель технологий достигает нового уровня развития самосознания, личностного самоопределения, самопознания, формирует собственную жизненную и профессиональную позицию. Все это вызывает необходимость разработки не только личностной программы самовоспитания и самообразования, но и профессионального саморазвития будущего специалиста. Практика показывает, что специально организованная работа по формированию готовности к самообразованию, самовоспитанию, а следовательно саморазвитие студентов педагогического высшего учебного заведения как правило имеет стихийный характер. Причина — в общепризнанных недостатках вузовского обучения: перегрузке студентов большими объемами учебного материала, недостаточном развитии у них навыков самостоятельной работы, отсутствия навыков самореализации.

По нашему мнению, авторы нормативного курса педагогики недостаточно внимания уделяют вопросам формирования готовности к самообразованию и самовоспитанию, создания определенных психолого-педагогических условий профессионального саморазвития будущих педагогов, разработке технологии организации систематической работы по формированию соответствующих умений и навыков. Недостаточно разработаны вопросы формирования профессионального самосознания и ее составляющих: самопознания, самоактуализации, формирование положительной «Я — концепции», что является необходимым условием формирования собственного мировоззрения, жизненной позиции, непрерывного самообразования и самовоспитания, успешной профессиональной самореализации.

В своем исследовании мы использовали научный опыт и накопленный потенциал в области психологии, педагогики и методики преподавания в ВУЗе. В современных научных исследованиях теоретические вопросы и практические аспекты проблемы самообразования, самовоспитания, а следовательно саморазвития, разносторонне освещены: рассмотрены вопросы формирования познавательных интересов, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности в процессе познания (Б. Ананьев, Б. Есипов, И. Лернер, Г. Махмутов, Г. Пидкасистый и др.); исследованы исторические и социальные аспекты самообразования (А. Айзенберг Б. Райский, Г. Скаткин и др.); определены сущность, функции, особенности самообразования и самовоспитания, их место в профессиональной деятельности (А. Громцева, Н. Кузьмина, Т. Максимова, И. Наумченко и др.); исследованы пути и средства формирования потребности в саморазвитии (Т. Климова, И. Редьковец и др.); раскрыты вопросы психологической подготовки студентов к самосовершенствованию (Г. Закиров, А. Мельничук). Проблема формирования готовности к саморазвитию и самосовершенствованию исследовали Г. Коджаспирова, Н. Иванова, И. Наумченко, Б. Райский, Т. Шестакова.

Процесс формирования готовности будущих учителей технологий к самообразовательной и самовоспитательной деятельности, а следовательно и к саморазвитию, достаточно сложный и длительный. В нашем исследовании мы не ограничиваемся изучением возможностей только педагогических дисциплин, экспериментальное исследование проводилось на специальных предметах в сочетании с педагогической практикой студентов.

В ходе исследования нами была разработана профессионально-ориентированная технология формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего учителя технологий. Она состоит из нескольких этапов: диагностика уровней готовности к профессиональному саморазвитию на младших курсах; организация самостоятельной работы, итоговое диагностика готовности к профессиональному саморазвитию, получение заданий для педагогической практики; проведение спецкурса «Профессиональное саморазвитие будущего учителя».

При этом мы учитывали, что все компоненты развиваются интегрировано, системно и в комплексе.

Конкретизируя гипотезу, мы предположили, что при целостном подходе к формированию готовности студентов к профессиональному саморазвитию интенсивность формирования отдельных компонентов не будет одинаковой. По нашему мнению, важно на начальном этапе обучения, вызвать у студентов интерес к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию вообще, а это в свою очередь должно стимулировать процесс профессионального саморазвития на следующих этапах обучения и даже после его завершения. Очевидным является тот факт, что интерес к определенному виду деятельности может возникнуть только в процессе деятельности. Следовательно, необходимо было организовать эту деятельность таким образом, чтобы все компоненты готовности получили толчок к развитию при обязательном доминировании мотивационного компонента.

На формирующем этапе экспериментального исследования мы выдвигали перед собой следующие задачи:

-          формирование положительного отношения студентов к самообразованию, устойчивых познавательных мотивов, профессиональных интересов, осознание общественной значимости профессии, чувство долга, ответственности, дисциплинированности (мотивационный компонент);

-          ознакомление студентов с новейшими научными положениями в области профессионального саморазвития и самосовершенствования, знакомство с терминологией, формирование представления про основные принципы и методы самообразовательной и самовоспитательной деятельности (содержательный компонент);

-          формирование морально-волевых качеств личности студента, необходимых для профессиональной подготовки и профессионального саморазвития в частности (морально-волевой компонент);

-          формирование и развитие умений работать над собой, планировать время и собственную работу, осуществлять информационный поиск, роботу с банком компьютерной информации (организационный компонент);

-          формирование умений и навыков самостоятельной работы: самостоятельности мышления, креативности, способности к анализу, синтезу, обобщению, наблюдательности (операционный компонент).

Поскольку развитие личности происходит, прежде всего, через усвоение содержания будущей деятельности, то в экспериментальной части нашей работы предполагалось дополнение программ теоретических курсов психолого-педагогических дисциплин основами технологии профессионального саморазвития. Большие возможности подготовки будущих учителей технологий к самосовершенствованию открываются в курсе преподавания таких дисциплин как «Педагогика» и «Вступление к педагогической профессии».

В теоретической части экспериментальной работы внимание студентов было сосредоточено на особенностях основных понятий: самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самосознание, самоорганизация, самоконтроль. Представление про эти элементы готовности к самосовершенствованию и собственно элементы готовности к профессиональному саморазвитию развивались и осознавались студентами постепенно в ходе проведения практических занятий, позже трансформировавшись в собственную готовность к профессиональному саморазвитию будущих учителей технологий.

Обновив содержание лекционного материала, мы предложили для изучения темы, связанные с самообразовательной и самовоспитательной деятельностью, саморазвитием личности педагога. Для проведения формирующего эксперимента были диагностированы способности студентов к самоменеджменту, управления собой. Для диагностики способности студентов к самоменеджменту на семинаре по теме «Профессиональные и личностные качества учителя. Педагогические способности» студентам предлагался тест, результаты прохождения которого позволили установить уровень развития этих способностей будущих учителей технологий. Если во время первого диагностического среза ни один студент не смог дать четкое и полное определение таким понятиям как самовоспитание, самопознание, саморегуляция, то после проведения практических занятий почти половина студентов дали четкое и полное определение этим понятиям.

После проведения цикла семинаров, посвященных формированию мотивационного, морально-волевого и организационного компонентов профессионального саморазвития, мы сосредоточили внимание студентов на проблемах формирования самообразовательных умений и навыков. Обсуждение этих проблем происходило на практических занятиях. Дискуссия носила живой и непринужденный характер, поскольку студенты, ориентируясь в учебном материале, чувствовали себя уверенно и раскованно, свободно выражали свое мнение. На одном из лекционных занятий, что предшествовало циклу практических занятий, посвященных самообразованию, студентам была предложена анкета с вопросами, которые касались принципов, методов и правил самовоспитания и самообразования. Подобная анкета была также предложена студентам после завершения цикла практических занятий, в ходе которых студенты познакомились и довольно подробно изучили правила и принципы саморазвития личности, формирование умений управлять собственным поведением, правильно организовывать свой рабочий день. Анализ анкетных данных показал, что студенты хорошо ориентируются в вопросах самовоспитания, самообразования, профессионального саморазвития.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что после проведенной экспериментальной работы студенты перечисляют, четко и полно определяют и характеризуют основные методы и приемы самопознания, описывают приемы саморегуляции, уверенно высказывают собственное мнение по проблемам саморегуляции, делятся собственным опытом, методами и приемами педагогического самовоспитания и самообразования, успехами и неудачами на пути профессионального саморазвития.

Все это обусловливает внесение серьезных корректив в процесс подготовки учителя технологий, которые позволяют уделять должное внимание формированию готовности к профессиональному саморазвитию студентов технологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Для решения этой проблемы нами была разработана и внедрена в учебный процесс технологического факультета программа спецкурса «Профессиональное саморазвитие учителя технологий».

Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта по специальности «Технологическое образование» и направлена на изучение студентами пятого курса основ профессионального саморазвития учителя как компонента профессиональной подготовки.

Цель спецкурса состоит в том, чтобы проверить способность студентов к самообразованию и самовоспитанию, создать положительную мотивацию профессионального саморазвития на протяжении всей жизни, сформировать и развить умения саморегуляции, самоменеджмента и самоконтроля, научить составлять индивидуальную программу профессионального самосовершенствования.

Задачами спецкурса являются:

1.         Раскрыть общечеловеческую ценность и универсальный характер принципов и правил саморазвития личности, необходимость самообразования и самовоспитания для личностного и профессионального роста.

2.         Рассмотреть историю развития этого явления в мировой практике и на территории Украины.

3.         Научить составлять собственный план и программу самообразования и самовоспитания, ознакомить с технологией обучения школьников составления подобных программ.

4.         Сформировать необходимые знания о культуре чтения и скорочтения.

5.         Познакомить студентов с программами самосовершенствования выдающихся ученых, писателей и педагогов.

6.         Сформировать навыки и умения, которые составляют технологию осуществления самообразовательной и самовоспитательной деятельности как в коллективе, так и индивидуально.

Спецкурс может проводиться в рамках курса педагогики на пятом курсе после освоения студентами основных понятий педагогических теорий, систем, технологий, а также на определенном уровне сформированных знаний о воспитании и образовании, самосовершенствовании, самопознании, саморазвитии, саморегуляции. Определенный уровень осведомленности будущих учителей технологий с этими вопросами является необходимым для более полного осознания необходимости самообразовательной и самовоспитательной деятельности в профессиональном росте во время обучения и профессиональной жизни после его завершения. В ходе проведения семинарских занятий использовались активные формы и методы работы со студентами: семинар-диспут, семинар-дискуссия, ролевая игра, блиц-турнир.

Для самостоятельной работы предлагается выполнение студентами таких видов учебных заданий:

1.      Определение «стратегической задачи».

2.      Коллективное или индивидуальное планирование этапов выполнения «стратегической задачи».

3.      Самостоятельное изучение и реферирование литературных источников.

4.      Оценка и анализ прочитанного материала в виде мини-сочинений, мини-отчетов.

5.      Взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка полученных знаний.

6.      Самостоятельная подготовка и проведение различных видов семинарских занятий.

Приведем перечень основных тем спецкурса «Профессиональное саморазвитие учителя технологий»:

1.         Понятие самообразования и самовоспитания. Саморазвитие в системе профессиональной подготовки. Самообразование в общей системе непрерывного образования в Украине.

2.         История развития проблемы профессионального саморазвития в нашей стране.

3.         Сущность самообразования и самовоспитания будущего учителя. Принципы профессионального самосовершенствования.

4.         Структура готовности к самообразовательной и самовоспитательной деятельности.

5.         Диагностика способностей к самообразованию и самовоспитанию, саморазвитию личности.

6.         Пути поиска информации. Культура чтения и скорочтения. Информационно-коммуникационные технологии как средство профессионального самосовершенствования.

7.         Самообразование и самовоспитание в жизни выдающихся ученых и общественных деятелей. Пути профессионального саморазвития выдающихся педагогов.

В предлагаемой программе предусмотрены: 1) отбор содержания учебного спецкурса согласно общих целей обучения; 2) определение цели преподавания спецкурса и конкретных целей изучения каждого элемента учебного спецкурса; 3) соотношение времени на изучение тем спецкурса с общим объемом материала; 4) оптимальное и логическая последовательность изучения тем спецкурса; 5) методы контроля и оценки знаний учащихся, адекватные цели спецкурса; 6) составление рекомендаций, самовоспитательных и самообразовательных методик.

Одним из необходимых этапов нашей экспериментальной работы стала педагогическая практика. Анализ анкет, личных программ самовоспитания и самообразования, отчетов и сочинений студентов показывает, что уровень знаний и умений студентов по самообразовательной и самовоспитательной деятельности в процессе педагогической практики значительно вырос. Студенты овладели методикой самопознания, самоменеджмента, саморегуляции. Итак, под воздействием целенаправленной педагогической деятельности по формированию готовности к профессиональному саморазвитию будущего учителя на основе разработанной технологии формирования исследуемого вида готовности удалось обеспечить переход многих студентов с низкого уровня готовности к саморазвитию на средний и высокий, что в значительной мере способствует повышению эффективности процесса профессиональной подготовки будущего учителя в ВУЗе.

Таким образом, в ходе исследования подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования дают основания утверждать, что уровень готовности будущего учителя технологий к педагогической деятельности вообще и профессиональному саморазвитию в частности может быть выше при выполнении следующих условий:

-          формировании у студентов мотивационной сферы профессионального становления в качестве одного из компонентов профессионального самосознания; осознании будущими педагогами содержания и ценности саморазвития в процессе формирования устойчивых морально-волевых качеств (компонент самообразования и самовоспитания);

-          разработке новых технологий самостоятельной работы и активном внедрении их в учебно-воспитательный процесс;

-          систематическом применении активных методов обучения;

-          формировании умений студентов планировать собственную самообразовательную и самовоспитательную деятельность и осуществлять самоконтроль.

Литература:

1.         Євтух М. Б. Педагогічна діяльність / М.Б. Євтух // Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний ред. В. Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — С. 640–641.

2.         Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания учителя / С. Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.

3.         Климова Т. Е. Подготовка будущего учителя к профессионально- творческой самообразовательной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Климова Татьяна Егоровна — Челябинск. 1995. — 200 с.

4.         Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. — М.: Б. и., 1994. — 342 с.

5.         Кужельний А. В. Проблема готовності студентів до саморозвитку у галузі професійної освіти / А. В. Кужельний // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т. Г. Шевченка / [гол. ред. Носко М. О.]. — Чернігів: ЧНПУ, 2013. — Випуск 108. — Серія: Педагогічні науки. — Т. 2. — С. 151–153.

6.         Сидоренко В. К. Актуальні проблеми підготовки вчителів трудового навчання в світлі реформування освіти в Україні / В. К. Сидоренко // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2004. — № 2. — С. 41–44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle