Библиографическое описание:

Комиссарова Ю. Ю., Ермилова С. Б., Коломов А. Л. Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 536-538.

Статья посвящена реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения через призму здоровьсбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального состояния школьников, способствующая реализации потенциала личности «осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Ключевые слова:здоровье, культура здоровья, стандарт, диагностика, коррекция, функциональное состояние, учащийся, школа.

Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, соответствующих запросам общества и государства. Таким образом, школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом.

Первым шагом к достижению обозначенной цели явилась реформа Российского образования в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) 2-го поколения, которые позволяют оценить успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов при освоении школьниками основных образовательных программ. Стандарты являются важнейшим условием для решения новых задач в системе школьного образования, задавая ценностно-смысловые ориентиры его содержания, направленные на развитие личности учащегося.

Одной из основных личностных характеристик формирующих «портрет выпускника основной школы» является то, что «учащийся осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [8]. Однако, новая для России образовательная парадигма требует не только значительных ресурсных затрат, но и затрат со стороны так называемого «человеческого потенциала», что в свою очередь обуславливает тенденции снижения его эффективности. Данный факт, по мнению профессора Л. Г. Буйнова обусловлен тем, что «при пролонгированной интенсификации любого вида деятельности исчерпываются функциональные ресурсы организма, следствием чего является срыв адаптационных механизмов организма человека и в итоге болезнь» [1,3].

Таким образом, для успешной реализации ФГОС ООО 2-го поколения необходимо чтобы образование было здоровьсберегающим, которое, как отмечает Л. И. Сыромятникова «направлено на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру» [7]. Здоровьсбереающее образование становиться особенно актуальным в преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, а в 2019 году наша страна примет в Красноярске зимнюю Универсиаду. Следовательно, государственная политика направлена на возрождение отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья нации.

Столь масштабное поле здоровьсберегающей деятельности должно быть поэтапным с наибольшей концентрацией своего потенциала на обучающихся школ, ведь именно они в обозримом будущем будут представлять результат деятельности новой образовательной парадигмы, реализуемой сегодня. В этом контексте стоит обратиться к основным направлениям, подлежащим осуществлению в рамках здоровьсберегающего образования.

Как отмечает профессор Л. Г. Буйнов: «здоровьсбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться комплексно, т. е. использованию методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья, должна предшествовать диагностика функционального состояния организма» [2]. Данная цитата находит свое подтверждение в трудах Л. А. Сорокиной, где автор подчеркивает, что «диагностика и коррекция функционального состояния субъектов образовательного процесса на сегодняшний день остается как одним из самых актуальных, так одним из самых труднореализуемых направлений» [4]. Проведя анализ трудов Л. А. Сорокиной можно констатировать, что автор предлагает проводить диагностику и коррекцию функционального состояния школьников на основе комплексного использования методов, что на наш взгляд в условиях современной школы является актуальным.

Так, функциональное состояние, к примеру, пятиклассников, Л. А. Сорокиной рекомендовано диагностировать с использованием 4 основных показателей: антропометрия, нейродинамика, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и оценка питания. Исследование проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими учащимися под контролем педагога, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет формировать ценностное отношение к своему здоровью по средствам специфического психоэмоционального восприятия школьником процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют школьнику установить совой тип здоровья по средствам использования балльно-рейтинговой системы: дисгармоничный низкий, компенсированный низкий, гармоничный, компенсированный высокий или дисгармоничный высокий. При самостоятельной диагностике определенного типа здоровья у школьника формируется устойчивая мотивация на ведения здорового образа жизни, а также целевые установки сохранения существующей на момент исследования гармонии [4].

Коррекцию функционального состояния Л. А. Соркина также предлагает проводить комплексно, с использованием трех групп методов: психоэмоциональных. дидактических и психофизиологических.

Первая группа методов: психоэмоциональные методы коррекции функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: арт-терапия; музыкотерапия; аутогенная тренировка; ролевая игра; психогимнастика [5].

Вторая группа методов: дидактические методы коррекции функционального состояния — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения ученика к энергичному, целенаправленному учению. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов; постановка вопросов, сравнительный анализ, моделирование, описание, проектирование; проблемное изложение; мозговой штурм; учебная дискуссия, доказательство; наблюдение, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент [5].

Третья группа методов: психофизиологические методы коррекции функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, сочетания методов [6].

Диагностика и коррекция функционального состояния школьников является основой здоровьсберегающего образования, так как реализация физиологических потребностей первостепенна для любого живого организма в соответствие с пирамидой потребностей А. Маслоу. Подход к здоровьесбережению как к эффективному средству реализации ФГОС ООО 2-го поколения основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатов обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности позиционируемые методики будут способствовать формированию ценностей здоровьсбережения, целевых установок сохранение и приумножения соматического и психического здоровья, ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья, иными словами способствовать эффективному и безопасному процессу реализации ФГОС ООО 2-го поколения на благо учащегося и его Родины.

Литература:

1.                  Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

2.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

3.                  Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.

4.                  Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

5.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

6.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

7.                  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] / [Текст] — М., 2010–67 с.

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика»

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика»

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья