Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 06.01.2014

Статья просмотрена: 10602 раза

Библиографическое описание:

Первухина, Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач / Е. В. Первухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 562-564. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8821/ (дата обращения: 20.04.2024).

На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования. В этом случае уместно говорить о мастерстве педагога в решении основных профессионально-педагогических задач.

Педагогическое мастерство — достаточно сложное понятие. Оно включает в себя множество компонентов. Русский психолог А. А. Бодалев определяет педагогическое мастерство через такое понятие, как «педагогическое воображение». Оно, по мнению ученого, заключается в умении учителя поставить себя на место ученика и в соответствии с этим строить свою работу [2, с. 69].

В педагогической науке большое внимание уделяется научной основе мастерства учителя. Так, ученые-педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин видят основу педагогического мастерства в умении учителя применять научные теоретические знания в своей практической деятельности, иными словами, — способность использовать свои знания в решении педагогических задач. Исходя из этого, можно утверждать, что в список требований к учителю-мастеру входят не только его практические умения, но и достаточно объемный запас специальных знаний. Следовательно, чтобы умело соединить научную теорию с практикой, педагогу необходимо в совершенстве владеть навыками теоретического мышления.

Известный советский педагог А. С. Макаренко основу педагогического мастерства видел в знании педагогом своего дела. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения. А. С. Макаренко был уверен, что учитель, не владеющий основами педагогического мастерства, не способен решить педагогические задачи: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» [6, с. 332].

Педагогическое мастерство представляет собой гармоничное сочетание знаний и умений учителя. В педагогике есть несколько точек зрения, рассматривающих мастерство педагога с данной позиции.

Автор большого количества работ в области педагогики В. А. Сластенин классифицирует умения педагога, связанные, прежде всего, с синтезом теории и практической деятельности, следующим образом:

-          Умение соотносить теоретическое содержание учебного процесса с конкретными педагогическими задачами, которые необходимо решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности.

-          Умение применять на практике имеющиеся знания, приводя тем самым в последовательное движение весь педагогический процесс.

-          Умение понимать сложные взаимосвязи компонентов педагогического процесса [7, с. 42].

Таким образом, в процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции педагога, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [6, с.54].

Рассматривая вопросы профессионального мастерства в педагогической деятельности, ученые-педагоги предложили такое понятие, как «педагогическая техника», которое определяется как совокупность знаний, умений и навыков учителя, с помощью которых он организует комплексную работу с детьми.

В понятие «педагогическая техника» входит не только теоретическая база современного учителя и его опыт практической работы, но и движения, жесты, мимика, а также интонация. По мнению ученых, педагогическая техника, позволяет учителю дать учащимся образец социального поведения, дисциплинирует.

Например, доктор педагогических наук Ю. П. Азаров отмечал успешность реализации педагогической техники именно во взаимодействии с воспитанниками. Он считал такой путь работы с детьми экономным (с точки зрения времени) и наиболее эффективным [1, с.78].

Кроме того, педагогическое мастерство зависит и от гражданской позиции учителя, его личностных и деловых качеств, сформированности профессионального самосознания и профессионально-ценностного отношения к себе как представителю педагогической профессии. Профессионально-ценностное самоотношение педагога определяет его отношение к себе в профессиональной деятельности, а именно к процессу своего профессионального становления и самореализации в пространстве и во времени профессиональной деятельности, воссоздающей путем интеграции различных аспектов своего «Я» в профессии (Я-действующее, Я-взаимодействующее, Я-живой организм, Я-существующее, Я-осуществляющееся), переходящих в целостный образ «Я-профессиональное» [3, с.576].

Таким образом, можно определить основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

1.         Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

2.         Владение педагогической техникой.

3.         Высокий уровень общей и педагогической культуры.

4.         Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).

5.         Профессиональные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).

6.         Сформированность профессионального самосознания и самоотношения.

7.         Творческие педагогические способности.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется последнему компоненту педагогического мастерства, так как именно он помогает учителю применять свои умения в постоянно меняющихся условиях. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение профессионально-педагогических задач.

По мнению ученых В. А. Кан-Калика и Н. Д. Никандрова, в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая, в конечном счете, определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи [4, с. 28–29].

Вопросы педагогического мастерства в решении педагогических задач рассматривали в своих трудах такие известные педагоги, как В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев и др.

Исследователь общепедагогических умений учителя Л. Ф. Спирин считает понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическая задача» неразделимыми. Исследователь утверждает, что «…дорога к профессиональному мастерству решения педагогических задач — непростая. Чем выше ступеньки умений, тем больше в личной умелости каждого учителя научного знания, на основе которого находятся оптимальные (или близкие к ним) решения» [8, с. 105].

Педагогическая задача — это неотъемлемая часть, фундамент, двигатель всего педагогического процесса. Исследуя педагогическое мастерство в решении педагогических задач, мы использовали следующее определение задачи Б. Ф. Спирина и М. Л. Фрумкина: задача — это «…результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи)» [8, с. 9].

В трудах В. А. Сластенина мы находим следующее определение педагогической задачи: «Под педагогической задачей… следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» [7, с. 337].

Таким образом, педагогическое мастерство заключается в поиске наиболее эффективного решения среди существующих, рациональном анализе и отборе решений.

Ещё одним важнейшим аспектом педагогического мастерства является способность учителя привлечь к решению задачи самих воспитанников. Советский психолог С. Г. Костюк, например, оценивал успешность решения педагогических задач во многом с позиций активного участия учеников в деятельности, руководимой учителем [5, с. 114]. Следовательно, решение педагогической задачи осуществляется не только учителем, но и его подопечными (организующая роль учителя и определяет его мастерство).

В педагогике существует несколько классификаций педагогических задач. Нас интересует классификация, основанная на педагогических целях. В соответствии с этим, педагогические задачи делятся на:

-          стратегические (достаточно стандартные задачи, решаемые большинством педагогов ежедневно);

-          тактические (вытекают из стратегических, представляют собой часть решения стратегических задач);

-          оперативные (возникают внезапно, в определенный, отдельно взятый, момент деятельности учителя).

Эффективность деятельности педагога определяется, прежде всего, тем, каким образом у него получается соотнести решения разных типов задач в комплексе. Особый интерес здесь вызывают оперативные педагогические задачи, так как они чаще всего носят внезапный характер и требуют от педагога высокого уровня развития теоретического и творческого мышления, сообразительности, быстрой реакции, а также немедленного принятия мер.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения задач и уметь применить его к соответствующей педагогической ситуации. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной и профессиональной «Я-концепции» педагога.

Мастерство в решении разнообразных педагогических задач разного класса и уровня сложности зависит и от понимания и учета учителем индивидуальных психологических и возрастных особенностей детей. Если начинающий и неопытный учитель, как правило, при решении педагогической задачи намечает много способов ее решения, то достаточно опытный педагог, мастер не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

Таким образом, профессиональное мастерство учителя, главным образом, состоит в его умении максимально использовать свои творческие и теоретические возможности для наиболее успешного воспитания и образования учащихся. Оценить уровень педагогического мастерства можно по результатам, представляющим собой изменения, произошедшие не только с самими воспитанниками, но и в отношениях между ними.

Литература:

1.         Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. — М., 2004. — 432 с.

2.         Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.

3.         Бырдина О. Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога //Молодой ученый, № 11(58), 2013.- С. 575–577.

4.         Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

5.         Костюк С. Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. — 1988. — 304 с.

6.         Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М., 2003.

7.         Сластёнин В. А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2001. — 512 с.

8.         Спирин Б. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. — Кострома: КГУ., 1994. — 107 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Понятие «задача» в узком смысле слова используется и в теории, и в практике педагогики для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. В своей образовательной деятельности каждый студент решал задачи и выполнял задания по...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака...

Ключевые слова:педагогическое мастерство, умения педагога, профессионализм, педагогическая техника. Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, педагогическая деятельность, умение, задача, высшая школа, педагогическая...

Использование воспитателем актерских умений...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач.

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников.

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

 вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания

2) педагогическое мастерство воспитуемо, оно доступно каждому, кто избрал профессию учителя по призванию.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка.

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя».

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Похожие статьи

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Понятие «задача» в узком смысле слова используется и в теории, и в практике педагогики для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. В своей образовательной деятельности каждый студент решал задачи и выполнял задания по...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака...

Ключевые слова:педагогическое мастерство, умения педагога, профессионализм, педагогическая техника. Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, педагогическая деятельность, умение, задача, высшая школа, педагогическая...

Использование воспитателем актерских умений...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач.

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников.

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

 вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания

2) педагогическое мастерство воспитуемо, оно доступно каждому, кто избрал профессию учителя по призванию.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка.

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя».

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Задать вопрос