Особенности системы государственного управления Республики Кыргызстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 3310 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Кыргызстан / Б. И. Миннибаев, И. Ф. Гусманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8791/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова: Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Государство на северо-востоке Средней Азии.

Кыргызстан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 6 областей, 40 районов и 21 город [2, с. 364].

Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г. Существенные изменения в нее внесены в 1995, 1996 и 1998 гг. по результатам референдумов. Конституция 1993 г. заменила собой Конституцию Киргизской ССР от 20 апреля 1978 г. (с изменениями). Согласно Конституции Кыргызстан — суверенная, унитарная, демократическая республика, строящаяся на принципах правового светского государства. По форме правления она является президентско-парламентской республикой с сильной президентской властью (в особенности после внесения изменений 1996 г.) [2, с. 365].

Двухпалатный парламент Кыргызской Республики — Жогорку Кенеш, является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Его палаты: Законодательное собрание (60 депутатов) и Собрание народных представителей (45 депутатов); обе избираются на пять лет. Законодательное собрание представляет общенациональные, Собрание народных представителей — территориальные интересы [2, с. 365].

В соответствии с Конституцией ст. 74, к полномочиям Жогорку Кенеш Республики Кыргызстан относятся:

-          принимает закон о назначении референдума;

-          назначает выборы Президента;

-          вносит изменения в настоящую Конституцию;

-          принимает законы;

-          ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;

-          решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;

-          утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

-          решает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

-          издает акты об амнистии;

-          утверждает программу деятельности Правительства, определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;

-          утверждает общегосударственные программы развития Кыргызской Республики, внесенные Правительством;

-          принимает решение о доверии Правительству;

-          принимает решение о выражении недоверия Правительству;

-          по представлению Президента избирает судей Верховного суда; в случаях, предусмотренных конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;

-          утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;

-          избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;

-          избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

-          избирает членов Счетной палаты: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

-          избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Омбудсмена (Акыйкатчы); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;

-          избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы) заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы); дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;

-          дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем одной третью от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

-          одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом;

-          вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;

-          решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента по этим вопросам;

-          решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

-          устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;

-          учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики.

-          —заслушивает выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;

-          заслушивает ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы);

-          заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты;

-          Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности;

-          заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.

-          Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией [1].

Глава государства — Президент, избираемый путем прямых выборов сроком на 5 лет. Пост Президента введен в Кыргызстане в октябре 1990 г. [2, с. 365].

Согласно Конституции (ст.64) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

-          назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей;

-          подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;

-          вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

-          вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша;

-          представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;

-          представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;

-          назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

-          освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом;

-          назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

-          назначает и освобождает от должности членов Правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей;

-          вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

-          вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

-          вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

-          назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом;

-          представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;

-          ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;

-          подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

-          назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств;

-          Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики и т. д. [1].

Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти, состоит из Премьер-министра, вице-премьеров, министров, председателей государственных комитетов. В случае трехкратного отклонения Собранием народных представителей кандидатуры на должность Премьер-министра, предложенной Президентом, он сам назначает Премьер-министра и распускает Собрание народных представителей. Деятельность Правительства регламентируется Законом «О Правительстве Кыргызской Республики», принятым 25 марта 1997 г. (с изменениями и дополнениями) [2, с. 366].

Литература:

1.      Конституция Кыргызстан. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/128 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.364–372.

Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, Генеральный прокурор, Кенеш, Кыргызстан, Национальный банк, общее число депутатов, Счетная палата, должность, Конституция, представление Президента.


Ключевые слова

Конституция, Президент, Премьер-министр, Конституция., Правительство, Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Средней Азии

Похожие статьи

Историография внешней политики суверенной Кыргызской...

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня

К числу этих стран относится и Кыргызстан, ранее являвшийся одной из республик

После провозглашения национального суверенитета все бывшие советские республики...

Роль триады элементов коллегиального государственного...

В Кыргызской Республике единоначальные органы — это Президент, исполнительные органы, районные, городские суды, органы прокуратуры, Счетная палата, Национальный банк, Омбудсмен (Акыйкатчы), исполнительные органы местного самоуправления.

Система высшего образования Кыргызской Республики...

Была сформирована национальная система высшего профессионального образования Кыргызской Республики, учитывающая национальные особенности Кыргызстана, особенности его общественно-политического...

Кыргызская Республика в ООН | Статья в журнале...

С первых дней членства Кыргызстана в ООН она стала для республики: одним из важных источников опыта, финансовой и технической помощи; политической ареной, где Кыргызская Республика может продвигать свои инициативы, защищать национальные интересы...

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных...

В своей инаугурационной речи Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. сказал: «Следующий наш шаг — бескомпромиссная борьба с коррупцией.

– непотизм/кумовство — замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка

Современное состояние коммерческих банков в экономике...

«Об утверждении формы представления информации по сделкам коммерческих банков с лицами

Основные термины (генерируются автоматически): банк, Кыргызская Республика, банковская деятельность, кредит, Национальный банк, Кыргызстан, сом, банковский сектор...

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской...

12 декабря 1937 года проходили выборы в депутаты на Верховный Совет СССР и одним из первых был избран Т. Кулатов [1]. Он стал депутатом в одном рядах передовых кыргызских

Весной 1941 года общая площадь поливной земли в республике достигла 794 тысяч гектаров.

Особенности системы государственного управления Республики...

- с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей

Похожие статьи

Историография внешней политики суверенной Кыргызской...

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня

К числу этих стран относится и Кыргызстан, ранее являвшийся одной из республик

После провозглашения национального суверенитета все бывшие советские республики...

Роль триады элементов коллегиального государственного...

В Кыргызской Республике единоначальные органы — это Президент, исполнительные органы, районные, городские суды, органы прокуратуры, Счетная палата, Национальный банк, Омбудсмен (Акыйкатчы), исполнительные органы местного самоуправления.

Система высшего образования Кыргызской Республики...

Была сформирована национальная система высшего профессионального образования Кыргызской Республики, учитывающая национальные особенности Кыргызстана, особенности его общественно-политического...

Кыргызская Республика в ООН | Статья в журнале...

С первых дней членства Кыргызстана в ООН она стала для республики: одним из важных источников опыта, финансовой и технической помощи; политической ареной, где Кыргызская Республика может продвигать свои инициативы, защищать национальные интересы...

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных...

В своей инаугурационной речи Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. сказал: «Следующий наш шаг — бескомпромиссная борьба с коррупцией.

– непотизм/кумовство — замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка

Современное состояние коммерческих банков в экономике...

«Об утверждении формы представления информации по сделкам коммерческих банков с лицами

Основные термины (генерируются автоматически): банк, Кыргызская Республика, банковская деятельность, кредит, Национальный банк, Кыргызстан, сом, банковский сектор...

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской...

12 декабря 1937 года проходили выборы в депутаты на Верховный Совет СССР и одним из первых был избран Т. Кулатов [1]. Он стал депутатом в одном рядах передовых кыргызских

Весной 1941 года общая площадь поливной земли в республике достигла 794 тысяч гектаров.

Особенности системы государственного управления Республики...

- с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей

Задать вопрос